Новое направление: инноватика. Инноватика: что это за профессия и где она востребована Что за специальность инноватика

Новое направление: инноватика. Инноватика: что это за профессия и где она востребована Что за специальность инноватика

О специальности:

Описание специальности инноватика, в каких ВУЗах преподают инноватику, поступление, экзамены, предметы на специальности.

Учебный план совмещает в себе экономику, управление и многие технические специальности. Студенту предстоит освоить большое количество дисциплин, таких как: механика, технология производств, электроника, экономика, управление и менеджмент. Студент, в процессе обучения, освоит системный анализ и механизмы принятия и реализации решений, внедрение новых технологий в промышленность, все тонкости современной инноватики и маркетинга в современных сферах экономики.

Трудоустройство по специальности инноватика

Данная специальность направленная на подготовку специалистов по инновационному развитию как страны в целом так и её регионов, территорий отраслей промышленности и отдельных предприятий. Выпускники смогут найти себе место как в органах государственного управления различных уровней власти, так и различных компаниях, которые заинтересованы в инновационном развитии своего бизнеса. Специалисты по инноватике могут рассчитывать на должности проджект-менеджеров, специалистов по бизнес-планированию, технических директоров, отвечающих за аппаратно-программное обеспечение всех уровней управления, руководителей различных структурных подразделений.

Карьера по специальности инноватика

Специалисты данной сферы востребованы во всех сферах экономики. Наибольший спрос наблюдается в политике, логистики и IT-сфере. От соискателя на подобную должность требуют знания менеджмента, бизнес-управление и IT-технологий. Высокие требования к специалистам соответствуют высокому уровню зарплаты. Молодому специалисту придется набираться должности на более низких уровнях управления, таких как менеджер проекта и специалисту по инновациям

Ее организации и управлении, обеспечивающих трансформацию вновь приобретенных знаний в новшества, востребованные обществом. Основываться этот процесс может как на коммерческих, так и на некоммерческих интересах (примером может служить использование в социальной сфере). В качестве гносеологических корней специальность «инноватика» использует многие науки и различные отрасли знаний. Среди основных можно выделить следующие: экономика и предпринимательство, философия и психология, социология и педагогика, организация производства, маркетинг и логистика, а также информатика.

Специальность «Инноватика»

Данный предмет довольно успешно используется как теоретическая и методологическая основа моделирования и формального описания деятельности любой организации и ее управления. В отличие от иных научных сфер, теория инноватики исследует прогрессивное развитие различных объектов, переход их из одного типа социально-экономической системы в другой, из одного состояния в другое, более стабильное и характеризующееся высокими параметрами. Данная область науки позволит обеспечить использование полученных результатов с последующим приращением интеллектуального капитала.

Специфика предмета

Специальность «Инноватика» относится к особой имеющей самостоятельный объект исследования, представленный процессом осуществления инноваций в социально-экономической системе. При этом специалистами данной сферы знаний принимается во внимание результат их использования с последующим распространением новых знаний, результатов научно-технической деятельности. Специальность «Инноватика» основана на систематическом проведении научных исследований, которым присущи следующие свойства: новизна, востребованность, реализуемость, полезный эффект.

Сам предмет в учебных заведениях рассматривает законы, закономерности и принципы всех в различных системах. Также проводятся исследования моделей и методов описания организации с последующим деятельностью на различных уровнях экономики.

Аспекты инноватики

Сама по себе инноватика - специальность, введенная в научное обращение австрийским экономистом Шумпетером. В российской научной литературе этот термин впервые встретился в 80-х годах ХХ века. В ведущих высших учебных заведениях РФ открыта новая специальность «Инноватика».

Данная наука содержит следующие аспекты:

Деятельности в сфере инноваций;

Моделирование различных процессов, содержащих некоторую новизну;

Организацию и управление внедрением всех новых технологий на отечественных предприятиях;

Государственное регулирование данных вопросов;

Управление в данной сфере исследований;

Построение принципов научно-технической деятельности на коммерческой основе.

Подводя итог, необходимо отметить, что инноватика сегодня является мощнейшим потенциалом, способным преобразовывать серую действительность в интересную, насыщенную жизнь.

Для творческих, разносторонних и изобретательных людей это самая интересная и полезная специальность в ряду современных инженерно-экономических специальностей и направлений.

Типичный пример "инноватора" – это Стив Джобс. Ведь общепризнано, что он не являлся техническим специалистом высокого уровня (тогда всю работу за него делал Стив Возняк). С другой стороны, Стив Джобс и не был профессиональным дизайнером – он лишь предлагал концепции, которые реализовывали для него специалисты. В третьих, он не был и экономистом и маркетологом – тем не менее, несмотря на это, продажи плееров iPod и телефонов iPhone сопровождались взрывным ростом. Причина успеха Джобса в том, что он был разносторонним специалистом, самым известным "инноватором". Однако он был таким по своей сути. А сейчас подобные навыки и умения можно получить в ВУЗе.

Похожей выдающейся личностью в настоящее время, Инноватором с большой буквы является Элон Маск. Электромобили, частные космические корабли, наземный гипертранспорт, новые источники получения энергии – всё это воплощение его идей. Иногда его называют прототипом "Железного человека" из одноименного фильма. Ранее такими людьми были Архимед, Леонардо ДаВинчи, Тесла – расносторонние изобретатели, не только интересовавшиеся наукой и делавшие открытия, но и способные воплотить их в результат.

Направление "Инноватика" вобрало в себя как инженерно-технологическую часть, так и маркетингово-экономическую. Выпускник может хорошо работать как инженером на промышленном предприятии, так и маркетологом, рекламщиком, экономистом. Инженерные и технические дисциплины - это основы работы с измерительными приборами, материалами, подготовка чертежей, компьютерные знания и навыки, сети ЭВМ, мобильные технологии, информационная безопасность. Экономическая часть включает маркетинг, PR, рекламу, управление рисками, логистику и др.

Северный филиал РГУИТП, филиал московского инновационного ВУЗа, расположенный в Великом Новгороде, один из первых в стране начал обучать студентов управлению инновациями. Сейчас наработан огромный опыт, подготовлены великолепные методические пособия, материалы, лекции. До 2013 года обучение велось только очно. Однако, огромное количество запросов от желающих обучаться послужило поводом к открытию заочного направления по "Инноватике". В перспективе – полностью дистанционное образование, построенное на базе инновационных технологий "живого присутствия". Возможно также, что значительная часть материалов будет выложена в открытом доступе. Уже сейчас многие материалы доступны на сайте.

Понятие «инновации» как никогда популярно во всем мире. Каждый день с телеэкранов и страниц СМИ мы узнаем об инновационных открытиях и технологиях. Вслед за требованием времени, в вузах открываются новые образовательные программы. «ГлавСправ» посетил Институт международного бизнеса и права НИУ ИТМО, чтобы узнать, чему и как учат будущих «инновационных» специалистов.

Что же такое «инноватика»?

Богданова Елена Леонардовна , директор ИМБИП:

Есть много определений слова «инноватика», в том числе научных. Но если говорить, не используя наукообразные термины, понятным языком - это все то новое, что придумано, оформлено и используется в работе.

Наша страна сделала ставку на внедрение новых достижений науки и техники в сферу производства, услуг и прочих отраслей экономики. В связи с этим была открыта такая область знаний как «Инноватика», и по ней уже не первый год ведётся подготовка кадров. Эти кадры востребованы экономикой, они работают в разных сферах. На производстве это техническая специальность: инженеры должны разбираться в том, как оформляются изобретения, интеллектуальная собственность, каким образом её можно коммерциализировать.

Экономисты, я имею в виду следующую ступень обучения - магистратуру, должны понимать, что дальше делать с этим изобретением, как привлекать бизнесменов, как его можно продать, сделать рекламу на этом.

«Инноватика» - это техническая специальность, разделенная на 2 уровня: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Учитывая, что в магистратуре могут учиться и те, кто уже имеет другое высшее образование, можно говорить о бакалавриате как о первом высшем образовании, и отдельно о продолжении образования.

Мурашова Светлана Витальевна , руководитель направлений магистратуры и профессиональной переподготовки и второго высшего образования:

Сама по себе, «инноватика» по-разному воспринимается экономистами и техническими специалистами. Для первых - это сокращение от понятия «инвестиции в новации», т.е. вложение финансов в какое-либо новшество с целью получить прибыль. А «технари» подразумевают подход к созданию инновационного продукта как такового.

Мы, в любом случае, ориентируемся на классическое техническое инженерное образование. Наши выпускники - и бакалавры, и магистры - не обязательно станут изобретателями, но они должны разбираться в инновациях и их эффективности.

Направление бакалавриата сейчас проходит у нас лицензию: это инженеры, которые близко знакомы с теорией решения изобретательских задач. Эти люди должны хорошо разбираться в технических вопросах, кроме того, они должны быть креативно мыслящими, уметь делать патентные исследования, понимать, насколько это новшество является новшеством. Понятие «инноватика» настолько широко, что нельзя выпустить просто инженера узкого профиля, в области электромеханики, например. Это междисциплинарное направление. Федеральный образовательный стандарт определяет предметы, которые обязательно должны быть включены в так называемый федеральный компонент учебного плана подготовки бакалавров по данному направлению. А мы, со своей стороны, дополняем его универсальными дисциплинами.

Важный ориентир - интересы работодателей

Богданова Елена Леонардовна :

ИМБИП в разработке программ обучения пошел как бы «сверху вниз»: от уровня магистра к бакалавру, а не наоборот. И в этом плане нам было проще, потому что те студенты, которые когда-то приходили на магистратуру, рекомендовали нам, как расширить и дополнить программы обучения, давали советы. А ведь среди них были и руководители компаний, и специалисты, инженеры, которые уже долго работают в данном направлении. В этом смысле нам было проще: сделав несколько выпусков магистратур, мы собрали мнения людей, работающих в этом направлении, чтобы собрать учебный план для будущих бакалавров.

Основной критерий подбора дисциплин - будущее трудоустройство, потому что мы должны готовить тех ребят, которые откроют дверь в будущее и будут востребованы. Уже заканчивая наш институт, они должны знать, куда пойдут работать. И, конечно, важно готовить таких специалистов, которые будут в будущем получать большую зарплату.

Мурашова Светлана Витальевна :

Мы уже не первый год сотрудничаем с предприятием «Стройтехцентр», которое работает в области строительства крупных промышленных объектов. Также мы взаимодействуем с фирмой «Аквапатент», которая занимается патентными разработками и защитой исследований в области экологии, защиты водной среды. Один из партнёров вуза - президент коллегии патентных поверенных Санкт-Петербурга Туренко Вячеслав Владимирович, который даёт нашим ребятам советы, в каком направлении проводить патентные исследования, что сейчас наиболее популярно, а где существуют проблемы.

Наши будущие выпускники-бакалавры могут работать учениками и помощниками директоров предприятий. Но управлением все не ограничивается. Это могут быть и программисты, помощники IT-менеджеров компании. Если брать строительство - то это департаменты по развитию, которые сейчас создаются во всех крупных компаниях. Если это административная работа - то, например, комитет по инноватике в правительстве. Если вы видите себя исключительно изобретателем и хотите заниматься только этим, пожалуйста, это должность инженера в конструкторском бюро или любой другой компании. Существует масса возможностей и путей.

«Инноватика» по своему содержанию - междисциплинарная программа. Но она входит в укрупненную группу специальностей «Автоматизация и управление», а это чисто техническое, инженерное образование. И поэтому наша задача - дать фундаментальные технические знания, которые в кратчайшие сроки можно будет адаптировать под запросы работодателя. Мы привлекаем работодателей и как экспертов для многих наших студенческих и школьных проектов.

… Пусть меня научат!

Мурашова Светлана Витальевна :

Нам хотелось бы, чтобы пришли ребята с хорошим знанием физики. К сожалению, как показывает практика, ЕГЭ по физике школьники сдают недостаточно хорошо. Требования в нашем университете по проходному баллу - не менее 210 баллов по 3 предметам. Проблема в том, что учебные программы в разных школах сильно различаются. Так что мы готовы «подтянуть» тех, кто чуть ниже нужного уровня, и дать им равные возможности развиваться дальше. Мы ждем ребят, которые, хотят и любят учиться, а мы попытаемся их сориентировать на дальнейшую траекторию.

Особенно хочется сказать и об иностранных языках. Сейчас настолько идет процесс интеграции, глобализации всех видов науки, что делать патентные исследования - основная сфера работы - только у себя в стране будет сложно. И знание иностранных языков необходимо на достаточно высоком уровне, причем, делового, технического языка, в своей отрасли. У нас в ИТМО есть лингвистический центр, который и будет заниматься таким обучением.

«Школьный патент» как путевка в Женеву

Богданова Елена Леонардовна :

Большая часть работы с будущими нашими абитуриентами - это школьные конкурсы, в т.ч. международные. Могу назвать два форума, в которых участвуют ребята, которые собираются к нам поступать или уже являются нашими студентами.

Уже третий год проводится конкурс «Школьный патент». В нем принимают участие талантливые ребята, а победителям мы предоставляем преференции при поступлении к нам. Например, скидку на обучение при поступлении на внебюджетное место.

Второй форум - «Будущее мира». В нем действует рейтинг «Золотая тысяча мира», и ребята, участвующие в этом форуме со своими бизнес-планами, также получают призы и преференции для поступления. Наши студенты также принимают участие в организации таких мероприятий - для них это хороший практический опыт. Мы очень радуемся хорошим результатам конкурса, потому что ребятам после него очень хочется продолжать работать в инновационном направлении: изобретать, оформлять свои изобретения, двигаться дальше, становиться известными... А нам важно, что мы помогли это сделать.

Мурашова Светлана Витальевна :

Наш институт - еще и опорная организация Роспатента, а значит, для победителей школьных конкурсов предусмотрены бесплатные консультации от патентных доверенных для оформления и защиты их интеллектуальной собственности. У нас есть специалисты, которые занимаются оформлением интеллектуальной собственности, и если наши студенты что-то придумывают, мы и консультируем их, и оформляем изобретения, давая возможность получать собственные патенты.

Студенты-изобретатели ИМБИП также получают возможность проходить зарубежные стажировки. Одна из них - в Европейской комиссии ООН, в группе по инновациям, где проводится множество исследований. Благодаря таким стажировкам, мы имеем возможность дать ребятам представление о том, что происходит сейчас в мире. И когда мы уезжаем из Женевы, ребята говорят, что их мир перевернулся.

А если говорить о нашем вузе, конечно, стоит рассказать об инновационных малых предприятиях. Если кто-то из наших студентов хочет рискнуть и уверен, что его изобретение будет пользоваться коммерческим спросом, он может создать свое малое предприятие при ИТМО. Такие инициативы сейчас весьма востребованы, значит, им все карты в руки!

Инноватика – это наука об особенностях процессов деятельности в сфере инноваций, о внедрении вновь обретаемых знаний в новшества, которые востребованы и необходимы обществу. Инновации могут рассматриваться в различных аспектах деятельности, как в коммерческих, связанных с получением прибыли, так и в сугубо социальных аспектах некоммерческой направленности.

В качестве фундаментальных наук специальность инноватика привлекает различные отрасли знаний и научные направления, среди них:

  • экономические знания и бизнес;
  • философские науки и психология;
  • знания в сфере педагогики и социологии;
  • знания организации производственных процессов и маркетинга,
  • информационные технологии и логистика.

Формы обучения в ВУЗах по специальности инноватика могут быть наряду с очной, заочно-очной и заочной формой обучения.

Срок обучения на очной форме бакалавриат – четыре года.

Профильные предметы при предъявлении результатов ЕГЭ - это математика, физика и русский язык. Некоторые ВУЗы требуют результаты ЕГЭ по физике и иностранному языку.

Проходными баллами на специальность 27.03.05 инноватика , например, в московских ВУЗах являются результаты ЕГЭ от 60 до 75 баллов по каждому из предметов.

Специальность инноватика - ВУЗы

Среди 66 российских ВУЗов, имеющих специальность инноватика, тройка лидеров рейтинга высших учебных заведений по уровню подготовки этой специальности выглядит таким образом:

на первом месте – МВТУ , а следующие призовые места занимают ВУЗы Томска – ТПУ и ТГУ .

Основными дисциплинами, которые изучают студенты по специальности инноватика , кроме профильных предметов физики и математики, являются такие, как:

  • ТРИЗ (аббревиатура теории решения изобретательских задач);
  • компьютерная графика;
  • патентные исследования;
  • информационные технологии;
  • основы интеллектуального права и его защита;
  • анализ инвестиционной деятельности и др.

Во время обучения студенты имеют возможность получать совмещенные знания, как инженеров, так и менеджеров.

Работа по специальности инноватика

Получив специальность инноватика , кем работать выпускники могут выбрать помимо должностей в органах государственного управления в сфере инновационного развития страны, региона, отдельных отраслей, также и в коммерческих компаниях и холдингах, занимая должности ведущих менеджеров, руководителей проектов бизнес-планирования или директоров департаментов, которые отвечают за программное обеспечение управлением развития инновационной деятельности.

Дипломированные кадры по инноватике восребованы в IT- индустрии, внешней и внутренней торговле, логистике, патентном деле и защите интеллектуальной собственности и многих других видах, как коммерческой, так и социально-экономической деятельности.

Имея инноватика – специальность, зарплата на первых порах будет в пределах 30 тысяч рублей. Однако, карьера с хорошими знаниями инновационных моделей бизнеса вместе с технологиями IT и практическим опытом очень быстро может вознести недавнего выпускника к должностям, где заработная плата или оклад вполне могут быть в 100 и более тысяч рублей.