Цели и задачи мультимедийной презентации. Что такое мультимедийная презентация, виды и этапы работы Составные части мультимедийного продукта

Цели и задачи мультимедийной презентации. Что такое мультимедийная презентация, виды и этапы работы Составные части мультимедийного продукта

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ «БелГУ»)

ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННОНАЙЧНЫХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ

Р Е Ф Е Р А Т

«Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе»

Выполнил:

Группы 02041204

Очной формы обучения

Фомин С. А.

БЕЛГОРОД 2015

ВВЕДЕНИЕ. 3

Необходимость использования ИКТ в современной школе, цели и задачи. 3

Что такое мультимедийная презентация?. 5

Преимущества использования мультимедийных презентаций. 7

Методические правила. 8

Направления использования компьютеров. 9

Возможности практической реализации ИКТ. 10

Использование презентаций в начальных классах на различных уроках. 11

Использование ИКТ во взаимодействии специалистов ДОУ и родителей в рамках профилактического и просветительского направлений. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 18


ВВЕДЕНИЕ

Необходимость использования ИКТ в современной школе, цели и задачи

ХХI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.



Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.


ОСНОВНАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Что такое мультимедийная презентация?

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.



Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Доказано, что человек запоминает 20 % услышанного и 30 % увиденного, и более 50 % того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.

Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.

Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она:

· быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

· вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

· усиливает воздействие выступления.

Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1. Принцип равенства позиций

2. Принцип доверительности

3. Принцип обратной связи

4. Принцип занятия исследовательской позиции.


Цели и задачи мультимедийной презентации
Цели презентации:

  • визуальное представление авторского замысла, максимально комфортное для восприятия конкретной аудиторией, побуждающее к взаимодействию с объектами и/или автором презентации;

  • демонстрация достижений докладчика в различных сферах деятельности с помощью современных информационных технологий.
Задачи презентации :

Образовательные задачи :


  • освоение нового учебного материала;

  • закрепление изученного содержания;

  • обеспечение контроля качества знаний;

  • расширение кругозора, удовлетворение образовательных потребностей
Развивающие задачи:

  • формирование познавательного интереса, развитие учебной и профессиональной мотивации;

  • создание условий для привлечения внимания и облегчения восприятия учебной и иной информации;

  • развитие интеллектуальных операций;

  • формирование специальных компетенций, обеспечивающих возможность работать с информационными технологиями;

  • становление специальных компетенций;

  • совершенствование навыков работы с современными компьютерным технологиями;

  • реализация творческой деятельности;
Воспитательные задачи:

  • воспитание культуры педагогического и учебного труда;

  • развитие эстетического вкуса;

  • воспитание ценностного отношения к результатам творческой деятельности.
Результатами использования методики компьютерных презентаций на учебных занятиях является совершенствование системы управления обучением на различных этапах занятия и развитие учебной мотивации учащихся. Наряду с этим, важным показателем улучшение качества образовательного процесса в условиях применения мультимедийной презентации является повышение информационной культуры учащихся и обеспечение их готовности к интеграции в современное информационное пространство. Наконец, все это сказывается на конкурентоспособности образовательного учреждения и его выпускников.
Виды, способы представления и классификации мультимедийных презентаций
Целевое назначение презентации определяет ее вид. Основные виды презентаций:

  1. Обучающие и тестовые презентации. Эти презентации позволяют не только ознакомить с содержанием учебного материала, но и проконтролировать качество его усвоения. Обучающие презентации используются на лекциях, семинарах, практических занятиях и иных формах организации учебно-познавательной деятельности, а также во время выступлений по результатам научных исследований.

  2. Презентации нормативно-технической документации и методической литературы . Такие презентации могут содержать чертежи, технические паспорта, руководства по эксплуатации и т.п.

  3. Презентации электронных каталогов. Они дают возможность распространять большие объемы информации быстро, качественно и эффективно.

  4. Электронные презентации и рекламные ролики. В этом случае презентация создается с целью рекламы для создания имиджа и распространения информации об образовательном учреждении (факультете, кафедре). Ролик отличается от презентации линейным представлением информации, то есть в нем не предусмотрено взаимодействие с пользователем, который в этой ситуации является только зрителем.

  5. Презентации - визитные карточки. Электронные визитные карточки с мультимедиа презентацией необходимы для людей, ведущих публичный образ жизни.

  6. Бытовые презентации. Они позволяет хранить фотографии и видеоизображения в электронном виде.
Мультимедийные презентации могут быть представлены различными способами , среди них:

Использование мультимедийного проектора . Этот способ предполагает смену слайдов докладчиком или его ассистентом. При этом качество воспроизведения презентации зависит от ряда факторов, среди которых: качество оборудования, состояние освещения аудитории, наличие экрана, расстояние от проектора до экрана. Следует учитывать, что «тонкая» графика может не воспроизводиться проектором и возможно искажение цветовой палитры изображений.

Размещение информации на компакт-диске для самостоятельного использования . Этот способ предполагает, что смена слайдов выполняется пользователем. Качество воспроизведения презентации зависит от согласования программного обеспечения компьютерного оборудования.

Размещение информации на бумажном носителе для распространения среди слушателей . В этом случае слушатели имеют возможность предварительного просмотра презентации, не дожидаясь пояснений докладчика. Слайды распечатанной презентации должны быть пронумерованы и докладчик должен указывать на номер представляемого слайда. Следует учитывать, что распечатанные слайды могут остаться у слушателей. Известно, что информация с бумажного носителя воспринимается легче, чем с экрана проектора , поэтому такая презентация может быть более насыщенной.

Приступая к созданию презентации, следует определиться с ее классификационными характеристиками.


Классификация презентаций по содержанию

  1. Презентация сопровождения образовательного процесса . Она часто рассматривается как часть учебного комплекса, являясь источником информации и средством привлечения внимания слушателей. Обучающие презентации должны быть доступны и эффективны в использовании, универсальны с точки зрения способов представления. Внесение изменений, тиражирование и создание на основе базовой презентации новой презентации должно осуществляться максимально просто.

  2. Презентация учебного или научно-исследовательского проекта . Проект рассматривается как модель учебной или научной деятельности, которая может быть перспективной для реализации в будущем. Целью такой презентации является привлечение внимания слушателей к основной идее или концепции развития проекта с точки зрения возможной эффективности и результативности применения. Эта презентация носит рекламный характер, она должна быть по возможности предельно конкретной, лаконичной и выразительной.

  3. Презентация информационной поддержки образовательного процесса . Такая презентация используется для создания постоянно обновляющегося банка литературы, контрольных и тестовых заданий, вопросов к итоговой и промежуточной аттестации.

  4. Рекламно-информационная презентация факультета или кафедры . Презентация должна содержать несколько информационных слоев, рассчитанных на пользователей с разной степенью проявления интереса к факультету или кафедре. Презентация может быть представлена на разных носителях и должна содержать необходимую для пользователей максимально точную контактную информацию.

  5. Презентация-отчет . Обычно такая презентация состоит из нескольких фрагментов, логически связанных между собой (в зависимости от структуры отчета), например, «цель – задачи – действия – результаты – перспективы». Докладчик должен учитывать особенности аудитории и быть готовым к возможным вопросам, иметь дополнительные слайды для иллюстрации ответов на них.

  6. Презентация педагогического и студенческого коллективов . Такая презентация имеет целью познакомить аудиторию с представителями (представителем) коллективов, подчеркивая их профессиональную компетентность или учебные компетенции, а также положительные индивидуально-личностные качества. Эта презентация косвенно поддерживает учебный процесс, так как позволяет аудитории понять, кто его организует.

Классификация презентаций по характеру представления информации
Презентация, содержащая практически всю значимую информацию, предназначенную для слушателей, и сопровождаемая докладчиком.

Для такой презентации характерны следующие черты:


  • Презентация полностью или частично может демонстрироваться без сопровождения докладчиком.

  • Содержание и форма презентации должны привлекать внимание аудитории. Докладчик может сопровождать презентацию лишь небольшими комментариями.

Презентация, сопровождающая выступление докладчика.

Она характеризуется следующими особенностями:


  • Основную информацию до аудитории доносит докладчик. Презентация служит для уточнения отдельных положений доклада.

  • Внимание аудитории должно быть сосредоточено на докладчике.

  • Продолжительность презентации обычно регламентирована.
Презентация, предназначенная для самостоятельного просмотра пользователем.

Для этой презентации характерно:


  • Пользователь изначально мотивирован на изучение содержания презентации.

  • Внимание пользователя сосредоточено только на презентации.

  • Презентация полностью управляется пользователем.

  • Продолжительность просмотра презентации чаще всего не ограничена, так как она предназначена для самостоятельной работы.

  • Информация может размещаться на презентационном компакт-диске.
Содержание и способ представления презентации аудитории определяют ее задачи :
Этапы создания мультимедийной презентации
В процессе создания мультимедийной презентации выделяют три этапа : этап проектирования, этап конструирования и этап моделирования.

Этап проектирования предполагает следующие шаги:


  • Определение целей использования презентации.

  • Сбор необходимого материала (тексты, рисунки, схемы и др.).

  • Формирование структуры и логики подачи материала.

  • Создание папки, в материал.
В процессе проектирования:

  • Подумайте об эффектном начале презентации, заслуживающим внимание аудитории, – задайте какой-либо вопрос, удивите аудиторию или приведите в пример какой-либо связанный случай, способный заинтересовать аудиторию. Начало презентации должно занимать не более 5% от продолжительности всей презентации.

  • Определите главные идеи доклада и обоснуйте их статистикой, документами, аналогиями или наглядными примерами. Имейте в виду, что все основные идеи должны быть связаны с темой доклада. Учитывая, что слушатели помнят от 4 до 6 разных позиций, тщательно отбирайте главные идеи. Они должны составить около 85% от продолжительности всей презентации.

  • Подготовьте хорошее завершение презентации, соответствующее цели доклада и создающее запоминающееся впечатление. Это может быть подведение итогов, другая формулировка темы или внесение сомнений в ряды слушателей. Также может быть эффективным возврат к началу доклада. При выборе способа завершения следует определить, какую реакцию вы ожидаете от слушателей. Завершение должно занимать от 5% до 10% от продолжительности всей презентации.
Этап конструирования – это разработка презентации с учетом содержания и соотношения текстовой и графической информации. Этот этап включает в себя:

  • Выбор программы MS PowerPoint в меню компьютера. Следует учитывать, что интерфейс этой программы можно значительно отличаться в разных версиях.

  • Определение дизайна слайдов. Для этого на панели инструментов выбирают кнопку «Конструктор», который запускает мастер дизайна презентации. Это элемент управления позволяет выбрать шаблоны оформления, цветовые схемы и эффекты анимации. Использование мастера дизайна слайдов зависит от цели презентации.

  • Наполнение слайдов собранной текстовой и наглядной информацией.

  • Включение эффектов анимации и музыкального сопровождения (при необходимости). На отдельных слайдах могут быть использованы эффекты анимации, в виде различных способов появления текста, рисунков, таблиц, фотографий и динамики их движения на экране при просмотре. В образовательном процессе не следует злоупотреблять анимационными возможностями презентации.

  • Установка режима показа слайдов.

  • Необходимо принять во внимание, что в любой презентации присутствуют стандартные слайды (титульный, содержательный и заключительный), которыми не следует пренебрегать при ее оформлении. Титульный слайд включает: полное название образовательного учреждения, наименование кафедры, где выполнена работа, название презентации, город и год. Содержательный слайд - это список слайдов презентации (дизайн любой), сгруппированный по темам сообщения (например, слайды 1-5 – «Введение», слайды 6-9 – «Понятийный аппарат темы» и т.д.). Использование содержательного слайда позволит быстро найти необходимый раздел презентации и воспроизвести его. Заключительный слайд содержит выводы, пожелания, список литературы и пр.
Этап моделирования – это репетиция презентации, которая позволяет осуществить проверку, коррекцию подготовленного материала и определение продолжительности демонстрации.
Критерии оценки мультимедийной презентации
Качество презентации можно оценить на основе ряда критериев.

Содержание презентации :


  • раскрытие темы учебной дисциплины;

  • подача материала (обоснованность деления на слайды);

  • грамотность изложения;

  • наличие, достаточность и обоснованность графического оформления (схем, рисунков, диаграмм, фотографий);

  • использование дополнительной развивающей информации по теме дисциплины;

  • ссылки на источники информации (при необходимости).
Оформление презентации :

  • соответствие дизайна всей презентации поставленной цели;

  • единство стиля включаемых в презентацию рисунков;

  • применение собственных (авторских) элементов оформления;

  • обоснованное использование анимационных эффектов;

  • соответствие продолжительности презентации времени, отведенному ей на учебном занятии.
По завершению этапа моделирования презентация сохраняется в папке с определенным названием (например, презентация с названием «Методы обучения в высшей школе» хранится в папке «Учебный пакет по педагогике высшей школы»).
Требования к содержательной части обучающей презентации
Содержание обучающей презентации должно соответствовать рабочей программе учебной дисциплины и задачам учебного занятия. Система требований, предъявляемых к содержательной части презентации, учитывает дидактические принципы, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности. Эти требования отражают особенности современного образовательного процесса и специфику презентационной работы с учащимися.

  • Эффективность применения презентации зависит от четкости и продуманности ее структуры. Для построения структуры следует использовать классический принцип декомпозиции решения задачи, т.е. представлять каждую сложную идею как систему более простых идей. Это поможет реализовать основное правило для презентации: 1 слайд – 1 идея. Вместе с тем, можно один ключевой момент разделить и на несколько слайдов.

  • Логика презентации может быть построена как на основе индуктивной, так и дедуктивной схемы.

  • Презентация – это инструмент предъявления визуального ряда, назначение которого – создание цепочки образов, т. е. каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка образов должна полностью соответствовать логике презентации. Такой подход способствует хорошему восприятию материала и воспроизведению в памяти представленного содержания посредством ассоциаций.

  • Информация, представленная на слайдах, должна учитывать зону актуального развития учащихся и обеспечивать зону их ближайшего развития.

  • Представленная информация должна пробуждать познавательный интерес и способствовать развитию психических процессов.

  • Информационная составляющая презентации должна поддерживаться ее эстетическими возможностями, которые не должны быть перенасыщенными и многослойными.

  • Иллюстративный материал слайдов презентации должен быть современным и актуальным, решать задачи обучения и воспитания.

  • Оформление слайдов должно привлекать внимание аудитории, учитывая психологические особенности восприятия слушателей.

Оформление мультимедийной презентации
Для наиболее продуктивного использования презентаций и соблюдения валеологических требований необходимо выполнять следующие рекомендации.

Цвет по-разному влияет и на первичное восприятие материала, на его запоминание, наконец, на состояние здоровья человека. По воздействию на нервную систему человека все цвета спектра делятся на три группы: стимулирующие, дезинтегрирующие, нейтральные.

Стимулирующие (теплые) цвета – красный, оранжевый, желтый и вариации этих цветов – являются возбуждающими. Дезинтегрирующие (холодные) цвета – фиолетовый, синий, голубой, зеленый – являются успокаивающими, расслабляющими. Нейтральные цвета – не теплые и не холодные – черный, серый, белый, бежевый и коричневый. Они считаются изысканными, не отвлекают внимания, в результате человек сосредотачивается на содержании.

Нейтральные цвета в дизайне служат фоном. Их, как правило, комбинируют с более яркими акцентирующими цветами.

Черный цвет – «самый сильный» из нейтральных цветов. С позитивной стороны он, как правило, ассоциируется с элегантностью и формальностью. Белый цвет противоположный черному в спектре, но может хорошо подойти почти к любым другим цветам. В дизайне белый часто считается тем нейтральным фоном, который дает возможность другим цветам выразиться сильнее.

Серый цвет обычно находится в конце холодных тонов в спектре. Коричневый цвет совершенно натуральный и нейтральный (не теплый и не холодный). Бежевый цвет в некотором роде уникален в спектре, так как сочетается как с холодными, так и с теплыми цветами. Он обладает теплотой коричневого и холодом белого. Это консервативный цвет, который используется для фона.

Сочетание двух цветов – цвета знака и цвета фона – существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне).

Цветовая схема презентации должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает у учащихся ощущение связности, преемственности, комфортности. На одном слайде рекомендуется использовать не более двух цветов: один – для фона, один – для текста, причем цвета должны сочетаться между собой.

Фон является элементом заднего (второго) плана. Он должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее. Любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз и снижает эффективность восприятия материала. Для фона лучше использовать светлые тона. Цвет шрифта, оформление шаблона должны быть подобраны так, чтобы все надписи легко читались.

На восприятие цвета влияет и возраст человека : дети любят светлые и яркие тона, они гораздо чувствительнее к цвету, чем взрослые. Это же самое можно сказать и о пожилых людях.

Освещенность существенно влияет на чувствительность глаз к различным цветам. Например, при дневном освещении цвета теплой гаммы спектра (красный, оранжевый и желтый) кажутся более яркими, чем цвета холодной гаммы (голубой, синий, фиолетовый). С наступлением сумерек картина становится обратной. При ярком солнечном свете способность человека различать цвета, особенно теплых тонов, притупляется.

Шрифт . Выбор размера шрифта на слайде определяется, исходя из нескольких условий, среди них:


  • Размер помещения и максимальная удаленность учащихся от экрана, так чтобы текст можно было прочитать с самой дальней точки помещения , в котором происходит демонстрация.

  • Освещенность помещения.

  • Качество проекционной аппаратуры.
Не рекомендуется смешивать разные шрифты и злоупотреблять их цветовым оформлением. Очевидно, что заголовки набираются более крупным шрифтом.

Единый стиль оформления . Единство в выборе цвета слайдов презентации, шрифтов, расположения текста, заголовков, рисунков, использования рамок, таблиц и пр. обеспечивает эстетическую составляющую презентации, а также психологический комфорт восприятия и усвоения информации. Вместе с тем, презентация не должна быть однотипной и монотонной, что достигается разумным разнообразием приемов оформления и содержания.

Расположение информации на странице:


  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

  • Предпочтительно горизонтальное расположение материала.
Текст . Объем текста на слайде зависит от назначения презентации. С точки зрения эффективности восприятия текстовой информации, на одном слайде должно быть не более 7 - 10 строк.

Графики, гистограммы, диаграммы и таблицы . Обычно они используются в презентациях для представления количественных данных и их отношений, для демонстрации результатов теоретического и эмпирического опыта. Наряду с этим таблицы используют для иллюстрации сравнительной характеристики нескольких объектов обсуждения, для структурирования материала, отдельных положений темы. Кроме всего прочего таблицы могут стать шаблоном для создания опорного конспекта. Применение таблиц и диаграмм имеет большое значение и с точки зрения совершенствования интеллектуальных операций у учащихся. При демонстрации таблиц, графиков, гистограмм или диаграмм можно использовать анимационный эффект, чтобы осуществлялось последовательное появление текстовой информации.
Диаграммы


  • Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel.

  • Для вывода числовых данных используется единый числовой формат. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных).

  • Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы .

  • Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office.

  • Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчётом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице.

  • Не следует размещать на одном слайде более 3-х круговых диаграмм.

Таблицы


    Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Wоrd или табличного процессора MS Excel.

  • При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt.

  • Допустимо варьировать кеглем шрифта, но следует помнить, что текстовая информация в таблице должна хорошо читаться и ее шрифт может быть на 1-2 пункта меньше, чем основной текст на слайде.

  • Таблицы с большим объемом информации следует размещать на нескольких слайдах (с сохранением заголовков) во избежание мелкого шрифта.

  • Наиболее значимые фрагменты таблицы можно выделить цветом.

Схемы . Они в презентации позволяют наглядно представить системные отношения между различными компонентами, отобразить логику, упростить, символизировать образы изучаемых объектов, предметов или явлений. При создании схем на слайде важно учитывать следующее:


  • Количество элементов на схеме определяется не только назначением презентации, но и возможностями распределения произвольного внимания учащихся.

  • Схема должна располагаться в центре слайда, заполняя большую часть его площади.

  • Текстовая информация в схеме должна хорошо читаться.

  • Схема – это наглядный образ содержания, – при выборе цветовой гаммы и конфигурации объектов схемы необходимо об этом помнить.

  • Эстетика схемы должна гармонично сочетаться с другими слайдами презентации.
Рисунки, фотографии . Рисунки и/или фотографии могут использоваться для иллюстрации теоретического материала и привлечения внимания к отдельным положениям темы. Они обеспечивают наглядно-образное представление содержания выступления. Необходимо помнить, что:

  • Рисунки и фотографии должны быть качественными, т.е. четкими, красочными, форматными и т.д.

  • Они должны соответствовать текстовому содержанию.

  • Каждый рисунок или фотография должны быть подписаны.

  • Несколько рисунков (или фотографий) объединяют на одном слайде только при условии их сопоставления. В противном случае, следует придерживаться правила «один слайд – один рисунок».

  • Дизайн рисунков и фотографий должен гармонично вписываться в содержание устного повествования.
Анимации и эффекты . Одной из особенностей презентации является ее динамизм, что обеспечивается различными анимационными эффектами.

Следует помнить:


  • В титульном и завершающем слайдах использование анимации объектов не допускается.

  • Движение, изменение формы и цвета, привлекая непроизвольное внимание, выступают фактором отвлечения от содержания, поэтому анимационными эффектами не следует увлекаться в обучающих презентациях: важен не внешний эффект, а содержание информации. Понимание психологических и физиологических закономерностей восприятия – залог результативности использования презентации в учебном процессе.

  • В информационных слайдах допускается использование эффектов анимации только в случае, если это необходимо для отражения изменений, происходящих во временном интервале, и если очередность появления анимационных эффектов соответствует структуре доклада.

  • Посредством анимации можно создать модель какого-либо процесса, явления, объекта.

  • Анимация объектов должна происходить автоматически по истечении необходимого времени. Анимация объектов «по щелчку» не допускается.

  • Звуковое сопровождение анимации объектов и перехода слайдов не используется в обучающих презентациях, так как включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности.

Введение

мультимедийный презентация урок образовательный

Современное обучение невозможно представить без технологий мультимедиа, которая включает в себя совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение, то есть во всех известных сегодня формах. Учебные заведения обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. Мультимедиа уроки, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствуют триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект : восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект : развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект : воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Современная наука не стоит на месте. Зачастую новые знания, а тем более и новые технологизированные поколения, требуют новых форм представления и обработки учебного материала. Одной из таких форм в образовании могут стать мультимедийные презентации. Компьютерные презентации, чаще всего создаваемые с помощью программы Microsoft PowerPoint, уже прочно вошли в процесс преподавания различных учебных предметов.

Однако презентации являются не только инструментом учителя, но и способом самовыражения, который доступен каждому учащемуся. Использование в работе преподавателя новых возможностей предполагает личностно-ориентированное обучение, объединяющее разные педагогические технологии, - обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, проблемное обучение, исследовательский метод, проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение видеть, формулировать и решать проблему.

Понятие «Мультимедийная презентация»

Итак, в учебный процесс школ России все чаще внедряются мультимедийные средства обучения (совокупность визуальных, аудио и других средств отображения информации, интегрированные в интерактивной программной среде) среди которых важное место занимают мультимедийные презентации. А что же означает понятие «презентация»?

Мультимедийные презентации - это способ представления информации с помощью компьютерных программ, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание. Презентация - это набор последовательно сменяющих друг друга страниц - слайдов, на каждом из которых можно разместить любые - текст, рисунки, схемы, видео - аудио фрагменты, анимацию, 3D - графику, используя при этом различные элементы оформления.

Эта мультимедийная форма позволяет представить материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Цель такого представления учебной информации, прежде всего, в формировании у школьников системы образного мышления.

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий (учащийся или учитель) смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись физических и химических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры, хронологию событий, подкрепляемую основными датами. Эти материалы могут также быть дополнены соответствующими звукозаписями.

Каждый учитель знает, как происходит запоминание информации: если информация воспринимается только слухом, усваивается 20% ее объема; если только с помощью зрения, запоминается 30% материала. При комбинированном сочетании «включения» слухового и зрительного каналов информации ученик способен усвоить до 60% информации. А применение мультимедиа позволяет объединить текст, звук, графическое изображение, видео и еще и любимую детьми анимацию (мультипликацию). Таким образом, использование мультимедиа значительно способствует усвоению учебной информации каждым школьником.

Систематическое использование компьютера, в частности мультимедийных презентаций, на уроке способствует:

· повышению качественного уровня использования наглядности на уроке

· росту производительности урока;

· реализации межпредметных связей;

· логизации и структурированию учебного материала, что значительно повышает уровень знаний учащихся;

· изменению отношения школьников к компьютеру: они начинают воспринимать его не как современную игрушку, а как универсальный инструмент для эффективной работы в любой области человеческой деятельности.

Использование презентаций в учебном процессе обеспечивает возможность:

· дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

· удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;

· экономит учебное время, нежели при работе у классной доски.

С помощью презентаций эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Особенно:

· при изучении нового материала, предъявления новой информации;

· при закреплении пройденного, отработки учебных умений и навыков;

· при повторении, практического применения полученных знаний, умений навыков;

· при обобщении, систематизации знаний.

Введение. 3

1. Понятие презентации и мультимедийной презентации. 4

2. Преимущества мультимедийных презентаций. 4

3. Этапы создания презентаций. 4

4. Программные средства для разработки мультимедиа приложений. 5

5. Ошибки при создании мультимедийных презентаций. 6

6. Подготовка мультимедийной презентации. 6

6.2. Особенности создания текстовых слайдов. 7

6.3. Особенности оформления слайдов данных. 7

6.4. Особенности применения различных типов слайдов. 7

7. Оформление слайдов. 8

7.2. Особенности оформления слайдов научной и деловой презентации. 9

8. Правила анимации. 11

9. Правила для изображений. 11

10. Использование слайдов. 11

11. Особенности использования слайдов на презентации в образовательной деятельности. 12

12. Чрезмерное использование слайдов. 12

Список литературы.. 15

Введение

Мультимедийная презентация – очень ёмкий и динамичный способ представления той или иной информации.

Современная мультимедийная презентация представляет собой сочетание графической, текстовой и аудиовизуальной информации, объединенной в единую структуру. Чередование или комбинирование текста, графики, видео и звукового ряда позволяет донести информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

Но наиболее успешными являются презентации, составленные с соблюдением приведенных в данном пособии рекомендаций.

О том, что такое мультимедийная презентация, структура, специфика создания, оформление мультимедийной презентации - все перечисленное – не жесткие требования, а рекомендации.

Понятие презентации и мультимедийной презентации

Презентация - связная последовательность слайдов, выполненных в едином стиле и хранящихся в едином файле.

Мультимедиа представляет собой диалоговую информационную технологию, объединяющую текст, графику, звук и видеоизображение. Мультимедийные документы отличаются от обычных тем, что кроме традиционных текстовых и графических данных могут содержать звуковые и музыкальные объекты, анимированную графику, видеофрагменты

Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, мультимедийная презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.

Динамичный визуальный и звуковой ряд позволяют донести любую информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.

Отличительной особенностью мультимедийной презентации является ее интерактивность, т.е. создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с мультимедиа изображением.

Преимущества мультимедийных презентаций

Наглядность - ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций. Отличительные особенности, специфические свойства содержащегося материала можно предельно реалистично продемонстрировать именно с помощью современных графических и видео технологий мультимедийных презентаций.

Интерактивность – возможность непосредственно воздействовать на ход презентации - это одно из важнейших преимуществ мультимедиа.

Информационная емкость - возможность в одной мультимедийной презентации разместить большой объем графической, текстовой и звуковой информации;

Компактность и мобильность - в качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты или электронные визитные карточки, но независимо от формы и емкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения.

Эмоциональная привлекат ельность - мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у зрителей позитивное отношение к представляемой информации.

3. Этапы создания презентаций

Создание презентации состоит из трех этапов: планирование, разработка и репетиция презентации.

I. Планирование презентации - это многошаговая процедура, включающая:

Определение целей;

Изучение аудитории;

Определение основной идеи презентации;

Подбор дополнительной информации;

Формирование структуры и логики подачи материала;

Создание структуры презентации;

Проверка логики подачи материала;

Подготовка заключения

При определении цели презентации попробуйте сформулировать Ваши цели, начиная словами:

По окончании моей презентации слушатели будут ______________________________________________________________

Цель моей презентации ________________________________

Я буду говорить о _______________________ для того чтобы ______________________________________________________________

II. Разработка презентации - методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданного «изделия». Вы проверяете – насколько удачно «смонтирован» материал, насколько уместны переходы от слайда к слайду. Идет проверочный этап презентации: его эффективность, соответствие содержания презентации поставленной цели.

4. Программные средства для разработки мультимедиа приложений

Мультимедийные учебные материалы могут разрабатываться в различных средах, позволяющих создавать полнофункциональные мультимедиа приложения, такие высокопрофессиональные программы как Authoware Professional, Macromedia Director или более простые пакеты: HyperStudio, DreamWeaver и др.

Самым простым и доступным программным продуктом является Microsoft PowerPoint, который можно использовать для создания мультимедийных ресурсов или «мультимедийного сопровождения» занятий с видео- и аудиоматериалами.

Программа Microsoft PowerPoint - это программное средство, входящее в состав пакета Microsoft Office и позволяющее конструировать и демонстрировать слайды или на экран монитора или экран. Возможности данного программного пакета позволяют на достаточно высоком уровне разрабатывать мультимедийные учебные материалы, включая фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, текстовые фрагменты, и даже фрагменты видеофильмов и мультипликацию. Во время демонстрации слайды показ может сопровождаться звуковыми записями – дикторским текстом или музыкальным произведением. Несмотря на свою простоту и доступность использования, программа PowerPoint поддерживает три основных принципа мультимедиа:

1. Представление информации в различных форматах;

2. Создание разветвленной презентации, позволяющей поддерживать нескольких сюжетных линий, выстраиваемых самим пользователем;

3. Использование разнообразных форм, шаблонов при разработке дизайна, интерфейса и средств навигации.

5. Ошибки при создании мультимедийных презентаций

Презентации - это действенный способ донести до публики сложную информацию на научной конференции или бизнес-совещании. Но на этом их «полезность» не ограничивается. Презентации могут пригодиться и в повседневной жизни: например, с их помощью вы сможете в красках рассказать близким и друзьям о самых ярких моментах своей жизни. Для этого нужно создать мультимедийную презентацию из фото и добавить к снимкам подписи. В этой статье мы расскажем, как сделать проект в программе для создания видео-слайдов «ФотоШОУ PRO».

Шаг 1. Установка программы

Не отнимет у вас много времени. Когда загрузка будет окончена, запустите дистрибутив и следуйте инструкции появившейся на экране. Выберите папку для установки, создайте ярлык софта на рабочем столе и дождитесь окончания процесса. Узнайте, как создать мультимедийную презентацию в программе ФотоШОУ PRO. Добавляйте фото и видео, настраивайте дизайн текста и анимацию - сотни возможностей редактора ждут вас!

Шаг 2. Формируем содержание проекта

Создайте «Новый проект», а затем найдите на ПК и перетащите на монтажный стол изображения, из которых будет состоять ваша презентация. Если что-то напутали - не беда! Фотографии можно удалять или менять местами во время работы.

Особое внимание уделите заставке и титрам. В одноименных вкладках вы найдете десятки готовых слайдов, на которых можно поместить информацию о вашем проекте: название, авторство и т.д. Перетащите любой из вариантов на монтажный стол и заполните графы нужными вам данными.

Дополните проект титрами и заставкой

Шаг 3. Добавляем переходы

Если вы хотите впечатлить зрителей и надолго удержать их внимание, то не забудьте выбрать для всех слайдов переходы в одноименном меню. В коллекции «ФотоШОУ PRO», в отличие от других программ для создания презентаций, представлена анимация на любой вкус. Здесь вы найдете классические переходы в виде плавного затухания, шахмат и т.д., а также анимацию 3D, градиентную и двойную. С таким арсеналом вы быстро создадите качественную презентацию!


Установите переходы и смена слайдов на экране станет динамичной!

Все доступные варианты можно предварительно просмотреть в плеере. Кликните по переходу, тогда программа покажет, как выделенный на монтажном столе слайд будет сменяться другим во время показа.

Шаг 4. Настраиваем слайды

Все слайды на монтажном столе вы можете отредактировать по своему вкусу. Просто кликните дважды по интересующему кадру мышкой, тогда «ФотоШОУ PRO» тут же перекинет вас в редактор. Здесь вы можете добавить поверх слайда:

  • новые фотографии, GIF-изображения и видеофайлы;
  • статичные, светящиеся или анимированные надписи;
  • природные и необычные мерцающие эффекты;
  • геометрические фигуры и красочный клипарт.


Добавляйте поверх слайда новые слои

Помните, злоупотреблять с декоративными элементами и эффектами при изготовлении презентаций не стоит. Чем больше их будет, тем скорее утомится аудитория. Старайтесь создавать гармоничные, не слишком перегруженные слайды. Вы будете приятно удивлены в итоге: ведь ваши будущие зрители оценят труды по достоинству.

Вид всех элементов на слайде можно настраивать по своему усмотрению. Например, вы можете изменить стиль текста. Используйте заготовки из каталога или же отредактируйте надпись самостоятельно: подберите заливку, настройте обводку, размер, шрифт и другие параметры.


Выбирайте готовые стили или настраивайте дизайн текста самостоятельно

При необходимости анимируйте надпись. Текст может эффектно появляться на слайде, совершать невообразимые повороты и многое другое. Всё это доступно во вкладке «Анимация». Так вы сможете необычной и притягивающей взор.


Настройте анимацию для надписи!

Шаг 5. Как сделать анимационные презентации: примеры

Хотите завоевать внимание зрителей на все 100%? Добавьте эффектную анимацию для слайдов. Используйте готовые решения из каталога программы или настройте все самостоятельно в редакторе. С помощью инструментов «ФотоШОУ PRO» вы можете заставить любой элемент двигаться сверху вниз или снизу вверх. Для этого создайте две ключевые точки. В первом кадре поместите нужный элемент за пределы слайда, а во второй - верните его на место. При желании поменяйте тип анимации и просмотрите результат в плеере.

Также можно дополнить композицию анимационной картинками в формате GIF, которые сделают проект более живым. Лучше всего будут смотреться изображения на прозрачном фоне. Например, можно добавить в проект какого-то анимированного персонажа. Такая презентация точно привлечет внимание публики и заставит ее с трепетом ждать на экране появления нового слайда. Герой также может передвигаться по слайду. Например, справа налево. Задайте нужный маршрут через ключевые кадры - это займет не более минуты.

Ещё вы можете скачать из интернета какие-нибудь интересные атмосферные звуки и встроить их в слайды. Если речь идет о поездах, то добавьте стук колес. О книгах - шелест страниц при переходе от одного слайда к другому. Позже в коллекции переходов вы сможете установить соответствующую анимацию перелистывания, тогда презентация будет смотреться еще интереснее.

Шаг 6. Сохраняем проект

Теперь вы знаете, как сделать анимационные презентации быстро и качественно. Осталось лишь сохранить результат: кликните по кнопке «Создать» и выберите формат, в который хотите конвертировать файл. Это может быть AVI, MP4, MOV и т.д., также «ФотоШОУ PRO» позволяет записывать ролики на DVD и сохранять с оптимальными настройками для публикации в сети.


Сохраните презентацию в удобном вам видеоформате

Используйте полученные знания на практике, тогда вы без труда сможете покорить любую аудиторию. Просто установите программу «ФотоШОУ PRO» и это не вызовет у вас никаких затруднений!

Похожие публикации

Культура производства - что включает в себя это понятие?
Что такое мультимедийная презентация, виды и этапы работы Составные части мультимедийного продукта
Мамут Александр Леонидович: биография, личная жизнь (фото) Мамут александр леонидович
Составление смет бюджетным учреждением Понятие бюджетной сметы казенного учреждения
Смотреть страницы где упоминается термин маржинальные затрат Метод маржинальных затрат формула
Что относится к коммерческим юридическим лицам
Незаменимый работник железной дороги
«Роснефть» закрыла сделку по покупке НПЗ «Вадинар Что из себя представляет продавец
Оценка эффективности управления персоналом аптечной организации Деятельность кадровой службы аптеки
З.5. Механизация и автоматизация производственных процессов. Уровень и степень механизации производственных процессов то и тр автомобилей в) затраты на оснащение строительной организации средствами механизации и энергией будут наименьшими, а использование