Железная дорога для России является важнейшим инфраструктурным объектом с самого момента своего появления в XIX веке. Чтобы поддерживать всё это обширное хозяйство в порядке, требуется целая армия работников, которых в народе прозвали путейцами.
Собственно говоря, кто такие монтеры пути (путейцы)? Это люди, которые выполняют всю самую тяжелую и рутинную работу. Их основная задача – текущее обслуживание и профилактический ремонт железнодорожных путей.
Специальность путейца естественным образом оформилась, когда в Российской империи начала активно развиваться сеть железных дорог. Характерно, что несмотря на широкую механизацию, труд путейца по-прежнему остается ручным.
Суть обязанностей монтера пути:
замена рельс и шпал;
перешивка путей;
обточка рельс;
выправка шпал;
регулировка стрелочных механизмов;
подгонка профилей стрелочных переводов;
исправление пути на пучинах (вздыбливаниях грунта);
сборка рельсовых звеньев на специальных станках звеносборочной линии.
При плановом ремонте путеец, как и сто лет назад, орудует в основном ручным инструментом: кувалдами, ломами, лапами для выдергивания костылей. Шпалы и куски рельс часто также приходится перетаскивать вручную (там, где монтаж кранами невозможен), либо с помощью специальных тележек – модеронов.
При этом работа происходит практически в любое время суток и при любой погоде: в зной, в дождь, в холод или метель.
Характерно, что подобная низкоквалифицированная работа никуда не исчезает и по-прежнему востребована у РЖД и её дочерних организаций.
Кандидат в путейцы в первую очередь должен обладать хорошей физической подготовкой и выносливостью, поэтому на эту должность претендуют в основном молодые мужчины.
При этом требования к квалификации уже вторичны. На подработку в путевые бригады часто устраиваются даже студенты вузов. Правда, доверяют им самую черновую работу: закручивание и выкручивание болтов при демонтаже рельс, погрузочные и разгрузочные работы, удаление мусора, очистку путей от снега и т.д.
Но для карьерного роста все-таки неплохо получить кое-какое образование. В целом же данная специальность не относится к числу наиболее квалифицированных.
В России существует множество колледжей, где готовят рабочих-строителей железных дорог. Набор ведется после окончания 9 или 11 класса. Для выпускников 9 класса обучение занимает 4 года. Получившим полное среднее образование предстоит отучиться 3 года.
Тем не менее на монтера пути можно переучиться с иным базовым профессиональным образованием. Существует широкая сеть учебных центров, которые готовят таких специалистов.
В настоящее время действует пять ступеней подготовки монтеров пути – со 2 по 6-й.
Наименее квалифицированный специалист. Производит только прикладные вспомогательные операции.
Может заменять отдельные части путей (шпал и рельсов), проводить сверление, обслуживать шпалопитатель.
Выполняет широкий круг работ от монтажа/демонтажа рельс до замены одиночных деталей на стрелочных переводах. Также в обязанности входит содержание в исправности рельсовой цепи автоблокировки, замена элементов рельсошпальной решетки на участках с железобетонными шпалами, плитами и блоками.
Способен проводить сложный ремонт, включая монтаж и демонтаж верхнего строения пути. Может укладывать рельсы по угольнику и шаблонам, занимается промером и выправкой пути по ширине колеи, заниматься укладкой рельс бесстыковым методом.
Занимается особо сложными работами по монтажу и демонтажу путей, включая установку рельсовых переводов, замер кривых участков пути по стрелам прогиба и т.д.
Зарплата работника напрямую зависит от квалификации. На начальном этапе без опыта работы он может рассчитывать в лучшем случае на 20 тысяч рублей.
Специалисту с опытом до 3 лет и 3-им разрядом предложат около 25 тысяч рублей. Максимальный потолок по зарплатам, который встречается на сайтах по поиску работы – 40 тысяч рублей. Однако в среднем сумма колеблется в районе 25 – 30 тысяч.
При этом работодатель может указать в условиях работы как полный восьмичасовой рабочий день, так и посменную работу. В некоторых случаях будет указана вахтовая работа (если речь идет о строительстве или реконструкции путей вдали от населенных пунктов).
Плюсы специальности:
официальное трудоустройство;
востребованность на рынке труда;
возможность карьерного рост;
можно трудоустроиться без соответствующей квалификации.
Минусы :
низкая оплата труда на начальном этапе;
физически тяжелая работа на открытом воздухе;
ограничения по здоровью;
риск несчастных случаев и травм.
\Типовая должностная инструкция Монтера пути 2-го разряда
Должность
: Монтер пути 2-го разряда
Подразделение:
_________________________
1. Общие положения:
Замещение:
Прием и освобождение от должности:
Монтер пути назначается на должность и освобождается от должности руководителем
отдела по согласованию с руководителем подразделения.
4. Права
Руководитель структурного
Наименование организации УТВЕРЖДАЮ РАБОЧАЯ ИНСТРУКЦИЯ Наименование должности руководителя организации _________ N ___________ Подпись Расшифровка подписи Место составления Дата МОНТЕРУ ПУТИ (2-Й РАЗРЯД)
1. Монтер пути принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации по представлению __________________________________.
2. Монтер пути подчиняется ___________________________________________.
3. В своей деятельности монтер пути руководствуется:
Уставом организации;
Правилами трудового распорядка;
Приказами и распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);
Настоящей рабочей инструкцией.
4. Монтер пути должен знать:
Путевые знаки и сигналы;
Виды основных материалов для устройства верхнего строения пути;
Общие правила по устройству верхнего строения пути и земляного полотна и требования по их эксплуатации;
Способы выполнения простых работ при монтаже и демонтаже конструкций верхнего строения пути;
Наименование основных элементов верхнего строения пути и земляного полотна.
5. Монтеру пути поручается:
5.1. Выполнение работ при монтаже, демонтаже и ремонте конструкций верхнего строения железнодорожного пути и наземных линий метрополитена.
5.2. Укладка балласта в шпальные ящики.
5.3. Удаление засорителей из-под подошвы рельс.
5.4. Клеймение деревянных шпал.
5.5. Окраска путевых и сигнальных знаков, железобетонных и деревянных столбиков на переезде.
5.6. Укладка старых шпал в штабеля.
5.7. Нумерация рельсовых звеньев.
5.8. Завертывание и вывертывание болтов и шурупов в шпалах торцевым ключом.
5.9. Комплектование клемм с клеммными болтами и шайбами.
5.10. Демонтаж рельсовых стыков.
5.11. Забивка кольев при разбивке и нивелировке линий.
5.12. Погрузка, транспортировка и выгрузка скреплений.
5.13. Очистка пути от снега и раскладка шпал и скреплений вручную.
5.14. Антисептирование шпал и брусьев вручную.
5.15. Установка и перестановка путевых знаков и снегозащитной ограды на перегоне.
5.16. Очистка кюветов, водоотводных и нагорных канав, рельсов на перегоне и смазка их.
5.17. Замена балласта в шпальных ящиках до подошвы шпал.
6. Монтер пути имеет право:
6.1. Требовать прохождения периодических инструктажей по охране труда.
6.2. Иметь необходимые для работы инструкции, инструмент, индивидуальные средства защиты и требовать от администрации обеспечения ими.
6.3. Знакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором.
6.4. Вносить предложения по совершенствованию технологии работы.
6.5. ________________________________________________________________. (иные права с учетом специфики организации)
7. Монтер пути несет ответственность:
7.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своей работы, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.
7.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
7.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
Наименование должности руководителя структурного подразделения _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписи Визы С рабочей инструкцией _________ _______________________ ознакомлен Подпись Расшифровка подписи _______________________ Дата
Дорожный рабочий 2 разряда.
Характеристика работ. Выполнение простейших работ при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и тротуаров.
Должен знать: виды основных дорожно-строительных материалов, конструкций дорожных одежд и искусственных сооружений на дорогах. Способы приготовления асфальтобетонных, цементобетонных, битумоминеральных и других смесей. Приемы борьбы с гололедом и снежными заносами. Правила дорожного движения.
Примеры работ. Распределение дорожно-строительных материалов при устройстве и ремонте дорожных оснований и покрытий. Подчистка корыта вручную после землеройных машин. Подштопка рельс-форм. Разборка оснований, покрытий и бордюров вручную. Устройство и ремонт сплошной одерновки. Просеивание песка, гравия и щебня вручную на переносных грохотах.
Дорожный рабочий 3 разряда.
Характеристика работ. Выполнение простых работ при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и тротуаров.
Должен знать: основные свойства дорожно-строительных материалов. Правила устройства и ремонта грунтовых и грунтовых улучшенных дорог, тротуаров и оснований под асфальтобетонные и цементно-бетонные покрытия. Правила пользования механизированным инструментом, применяемым при строительстве и ремонте дорог. Приемы разборки и обрезки покрытий и оснований с помощью механизированных инструментов. Способы ликвидации последствий разрушений и восстановления дорожной одежды. Приемы подготовки оснований рельс-формы при строительстве цементно-бетонных дорог. Основы устройства дренажей.
Примеры работ. Устройство и профилирование под укатку по маякам, маячным рейкам, шаблонам дорожных оснований из песка, гравия, щебня. Профилирование грунтовых и грунтовых улучшенных дорог. Установка дорожных знаков. Устройство и ремонт дренажей. Ямочный ремонт грунтовых улучшенных дорог, гравийных, щебеночных покрытий, а также ремонт грунтовых дорог отдельными картами. Разборка дорожных покрытий и оснований с помощью механизированных инструментов. Устройство и ремонт одерновки в клетку. Устройство оснований под укладку бортового камня. Устройство и восстановление кюветов, водоотводных и нагорных канав с соблюдением продольных уклонов и поперечных профилей.
Монтёр пути 2 разряда.
Характеристика работ. Выполнение простейших работ при монтаже, демонтаже и ремонте конструкций верхнего строения пути и наземных линий метрополитена.
Должен знать: путевые знаки и сигналы. Виды основных материалов для устройства верхнего строения пути. Общие данные по устройству верхнего строения пути и земляного полотна и общие требования по их эксплуатации. Способы и приемы выполнения простых работ при монтаже и демонтаже конструкций верхнего строения. Наименование основных элементов верхнего строения пути и земляного полотна.
Примеры работ. Раскладка шпал и скреплений вручную. Завертывание и вывертывание шурупов в шпалах торцовым ключом. Антисептирование шпал и брусьев вручную. Комплектование клемм с клеммным болтом и шайбами. Демонтаж рельсовых стыков. Установка и перестановка путевых знаков и снегозащитной ограды. Раскладка по линии фарфоровых изоляторов и кронштейнов. Очистка кюветов, водоотводных и нагорных канав. Текущий уход и обслуживание стрелочных переводов. Очистка и смазка рельсов и стрелочных переводов (кроме централизованных). Вырезка балласта из шпальных ящиков до подошвы шпал.
Монтёр пути 3 разряда.
Характеристика работ. Выполнение простых работ по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути и наземных линий метрополитена.
Должен знать: все виды материалов для устройства верхнего строения пути. Нормы содержания пути с деревянными шпалами. Правила регулировки конструкций верхнего строения пути (кроме скоростных участков и участков на железобетонном основании). Способы и приемы производства работ с применением ручного электрифицированного и пневматического инструмента общего назначения и гидравлических приборов. Правила содержания гидравлических приборов. Способы строповки рельсов, пакетов шпал и брусьев. Правила ограждения мест производства работ установленными сигналами. Способы и приемы выполнения работ при сооружении земляного полотна с применением ручного инструмента и приспособлений.
Примеры работ. Погрузка, выгрузка и раскладка шпал, брусьев, рельсов, звеньев рельсошпальных решеток и стрелочных переводов с помощью кранов. Регулировка шпал по эпюре. Сверление отверстий в шпалах электросверлами. Монтаж рельсовых стыков. Снятие коробов контактного рельса. Демонтаж противоугонных устройств. Одиночная смена элементов рельсо-шпальной решетки. Выгрузка балласта из полувагонов. Разборка деревянного переездного настила со снятием контррельсов. Демонтаж крепежного узла контактного рельса метрополитена. Регулировка рельсовых зазоров гидравлическими разгоночными приборами. Регулировка рельсошпальной решетки в плане гидравлическими рихтовочными приборами. Промер и регулировка ширины рельсовой колеи по шаблону. Регулировка положения рельсовых нитей по высоте и уровню вручную. Монтаж спаренных шпал и брусьев. Ограждение мест производства работ сигнальными знаками. Оправка балластной призмы. Очистка и смазка централизованных стрелочных переводов. Закрепление болтов. Добивка костылей. Ремонт шпал в пути. Устройство прорезей и шлаковых подушек. Вырезка балласта ниже подошвы шпал. Укладка звеньев на земляное полотно с помощью путеукладчиков. Обслуживание шпалопитателя звеносборочной линии.
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
"________________"
________________ (____________)
ДОЛЖНОСТНАЯ
ИНСТРУКЦИЯ
монтера пути 2-го разряда
(для организаций, выполняющих
строительные, монтажные
и
ремонтно-строительные работы)
1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная
инструкция определяет функциональные
обязанности, права и ответственность
монтера пути 2-го разряда "_______________" (далее -
"Организация").
1.2. Монтер пути 2-го
разряда назначается на должность и
освобождается от должности в установленном
действующим трудовым законодательством
порядке приказом Руководителя
Организации.
1.3. Монтер пути 2-го разряда
подчиняется непосредственно __________________
Организации.
1.4. На должность монтера
пути 2-го разряда назначается лицо, имеющее
________ профессиональное образование и стаж
работы по специальности ____ лет (без
предъявления требований к стажу работы).
1.5. Монтер пути 2-го разряда должен знать:
- путевые знаки и сигналы;
- виды
основных материалов для устройства
верхнего строения пути;
- общие данные
по устройству верхнего строения пути и
земляного полотна и общие требования по их
эксплуатации;
- способы и приемы
выполнения простых работ по монтажу и
демонтажу конструкций верхнего строения
пути;
- наименование основных элементов
верхнего строения пути и земляного
полотна;
- типовую инструкцию по охране
труда.
1.6. В период временного
отсутствия монтера пути 2-го разряда его
обязанности возлагаются на _____________.
2.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Монтер пути
2-го разряда осуществляет выполнение
простейших работ по монтажу, демонтажу и
ремонту конструкций верхнего строения пути
и наземных линий метрополитена.
Примерные виды работ:
Заполнение
балласта в шпальные ящики.
Удаление
засорителей из-под подошвы рельса.
Клеймение деревянных шпал.
Окраска
путевых и сигнальных знаков,
железобетонных и деревянных столбиков на
переезде.
Укладка старых шпал в
штабеля.
Нумерация рельсовых звеньев.
Завертывание и вывертывание болтов и
шурупов в шпалах торцевым ключом.
Комплектование клемм с клеммными болтами и
шайбами.
Демонтаж рельсовых стыков.
Снятие и укладка щитов снегозащитной
ограды.
Забивка кольев при разбивке и
нивелировке линий.
Погрузка,
транспортировка и выгрузка скреплений.
Очистка пути от снега вручную.
Раскладка шпал и скреплений вручную.
Антисептирование шпал и брусьев вручную.
Установка и перестановка путевых знаков и
снегозащитной ограды на перегоне. Очистка
кюветов, водоотводных и нагорных канав,
рельсов на перегоне и смазка их.
Замена
балласта в шпальных ящиках до подошвы
шпал.
3. ПРАВА
Монтер пути 2-го разряда
имеет право:
3.1. Запрашивать и получать
необходимые материалы и документы,
относящиеся к вопросам деятельности
монтера пути 2-го разряда.
3.2. Вступать
во взаимоотношения с подразделениями
сторонних учреждений и организаций для
решения оперативных вопросов
производственной деятельности, входящей в
компетенцию монтера пути 2-го разряда.
4.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Монтер пути 2-го разряда
несет ответственность за:
4.1.
Необеспечение выполнения своих
функциональных обязанностей.
4.2.
Недостоверную информацию о состоянии
выполнения работы.
4.3. Невыполнение
приказов, распоряжений и поручений
Руководителя Организации.
4.4.
Непринятие мер по пресечению выявленных
нарушений правил техники безопасности,
противопожарных и других правил, создающих
угрозу деятельности предприятия и его
работникам.
4.5. Необеспечение
соблюдения трудовой дисциплины.
5.
УСЛОВИЯ РАБОТЫ
5.1. Режим работы монтера
пути 2-го разряда определяется в
соответствии с Правилами внутреннего
трудового распорядка, установленными в
Организации.
5.2. В связи с
производственной необходимостью монтер
пути 2-го разряда обязан выезжать в
служебные командировки (в т.ч. местного
значения).
С инструкцией
ознакомлен ___________________/_________________/
(подпись)