Участники тендера как называются. Проведение тендеров: правила и порядок участия в электронных торгах. Информация об определении тендера, участие в тендерах, строительный тендер

Участники тендера как называются. Проведение тендеров: правила и порядок участия в электронных торгах. Информация об определении тендера, участие в тендерах, строительный тендер

Что такое тендер – суть проведения. Классификация по 3 типам + 5 сфер для проведения тендеров. Как принять участие в торгах – список документов + 5 государственных + 10 коммерческих онлайн-сервисов.

Само по себе, такое понятие как «тендер»никогда не обозначалось в законодательстве РФ.

Поскольку это слово имеет иностранное происхождение (а переводится оно как «предложение «), есть повод предположить, что сама идея его проведения пришла на территорию России с запада.

На сегодня, тендер – это возможность нескольким предприятиям, побороться за право предоставлять товар, либо же услуги, как частным, так и государственным предприятиям.

Также, в законодательных документах, данный процесс часто обозначается, как торги.

Суть проведения тендера: 3 простых шага

Весь процесс проведения тендера можно свести к 3-м последовательным шагам:

  1. Заказчик (государственное или частное предприятие) проводит конкурс на лучшее предложение (оказание услуг, поставка товара, проведение работ) с заранее поставленными им параметрами и условиями заключения сделки.
  2. От различных компаний поступают заявки , которые после просматриваются, а сами фирмы проверяются на подлинность.
  3. Проанализировав поступившие предложения, заказчик выбирает ту компанию, которая его больше всего заинтересовала своими условиями.

    Он подписывает с ней договор о сотрудничестве.

Какими бывают тендеры: классификация по 3 типам

В основном, тендеры бывают двух типов – это закрытые и открытые.

Также некоторые специалисты выделяют и третий тип – особенные тендеры, участвовать в которых могут только определенные заявки.

Разберем подробнее каждый формат.

1) Тендеры «по приглашению»

Закрытые тендеры состоят только из определенных компаний, которые приглашены организатором данных торгов.

«Пропуск» к участию может зависеть от таких характеристик:

  • статус компании на рынке;
  • имидж, который она создала;
  • другие подобные показательные моменты.

Также особенностью является то, что список участников не разглашается.

Он известен исключительно заказчику (в идеале), чтобы исключить возможность сговора между собой этих компаний.

Обычно в закрытом тендере участвуют от 4 до 6 компаний.

Еще одним плюсом закрытости такого рода мероприятий, является то, что ни одна из конкурирующих фирм не подозревает, какие условия может предложить другая.

Исходя из фактора неизвестности, предприятия порой сами выставляют более выгодные условия, чем те, которые они могли бы предложить, проанализировав конкурентов.

2) Тендеры, в которых может участвовать каждый

Открытые тендеры – это тот случай, когда заказчик объявляет конкурс, и каждый желающий может принять в нем участие.

Уведомление о проведение торгов распространяется через разные источники:

  • газеты,
  • интернет-рассылка,
  • радио и т.д.

Со всеми требованиями для участия может ознакомиться любой желающий.

Основным достоинством такого формата является то, что участники могут ознакомиться с материалами конкурса и оценить, какие у них шансы на победу.

Для заказчика положительным является то, что он получит большое количество заявок. Это дает возможность выбрать самые выгодные условия среди предложенных.

Важно то, что потенциальный исполнитель заказа обязан дать гарантию, которая будет подтверждена банком.

3) Торги для людей «своего круга»

Специализированные тендеры с ограниченным участием – так официально называют торги, где конкретный список участников не определен, как в закрытых.

Но, в то же время, участвовать в них могут не все компании.

Участие в этих торгах ограничено особыми правилами. Например, допускаются только те участники, которые являются гражданами той страны, где проводиться этот тендер.

В каких сферах проводятся тендеры?

Тендеры проводятся как частными компаниями, так и государственными учреждениями, поэтому спектр сфер настолько огромный, что и не сосчитать.

Можно привести самые распространенные из них, к примеру:

    Теплоэнергетика.

    В данной сфере чаще всего возникает необходимость в выборе поставщика материала.

    Медицина.

    В этой деятельности есть возможность проводить тендер, как на закупку фармакологии, так и на закупку и обслуживание медицинского оборудования.

    Сфера гражданской обороны.

    Обслуживание.

    В нем нуждаются все: начиная от выбора , заканчивая охранными предприятиями.

  1. Часто проводятся конкурсы на застройку целых жилых массивов .

Как принять участие в тендере?

Каждый участник тендера, обязан заполнить заявку. Она составляется в свободной форме, установленных образцов нет (кроме случаев, когда этого требуют условия конкретного тендера).

Но есть другое важное правило: вся информация должна быть подтверждена необходимыми документами, согласно.

Также в случае с государственными заказами, прилагаются дополнительные требования, которые регламентированы законодательством…

В том случае, если не все требования и условия понятны, любой участник торгов может заполнить запрос в свободной форме, на который ему обязаны дать ответ.

Какие документы требуются от заказчика?

Немалую роль играет тендерная документация – то есть бумаги, которые со своей стороны обязаны предоставить заказчики (вспомните схему тендеров, приведенную выше).

В список тендерной документации входят акты, которые обязательно прикрепляются к приглашению на участие. Без данных документов проведение торгов не будет являться полноценным тендером

Необходимые документы при составлении приглашения на участие в тендерном аукционе:

  • Условия , на которых компания, которая одержит победу в данных торгах, будет предоставлять услугу или товар.
  • Приглашение от заказчика , в котором указаны условия или будут иметься ссылки на них.
  • Подробная инструкция проведения тендера.
  • Гарантия банка , которая нужна только при определенных условиях.

Что предъявляет участник тендера?

Потенциальный исполнитель тоже должен предоставить документацию о предприятии:

  • Уставные документы своего предприятия.
  • Документ, который подтверждает регистрацию фирмы.
  • Данные о счете компании. Нужны потому как те предприятия, что на грани банкротства, не могут быть допущены к участию в тендере.
  • Документы представителя, который презентует интересы компании, принимающей участие в торгах.
  • При необходимости, организация должна принести все лицензии, если их наличие/отсутствие может повлиять на решение заказчика.

Точные требования к приложенной документации выдвигаются в соответствии со сферой и типом услуг/товаров.

Потому список участник должен обязательно уточнить в каждом конкретном случае.

Онлайн-аукционы и их преимущества

Наиболее выгодными и не затратными являются электронные торги.

По сути, система остается та же, но сам процесс переходит в онлайн-пространство.

Такой формат имеет большой плюс для начинающих предпринимателей, так как дает возможность принять участие в аукционе, отыскав его при помощи поисковой системы.

Процентное соотношение поиска исполнителя (поставщика) при помощи электронных аукционов:


5 наиболее известных электронных площадок для проведения торгов:

  1. «Сбербанк-АСТ для государственных закупок»: https://www.sberbank-ast.ru
  2. «Национальная электронная площадка»: https://www.etp-micex.ru
  3. «РТС-тендер»: https://www.rts-tender.ru/about/news/PgrID/634/PageID/3
  4. ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»: https://agzrt.ru
  5. АО «Единая Электронная Торговая Площадка»: https://www.roseltorg.ru

Механизм проведения тендера с помощью интернета значительно упрощается. Однако это утверждение актуально только для государственных аукционов.

В случае с частными фирмами, того чтобы найти нужные торги, нужно пролистать не один сайт.

К сожалению, не существует специальных сетевых площадок для проведения коммерческих тендеров.

Но найти такой, при желании, не составит большой проблемы. Параметры поиска при этом зависят непосредственно от цели, сферы предоставляемых услуг или товара.

Для примера приводим перечень нескольких коммерческих сервисов онлайн-аукционов. К их числу, в основном, можно отнести закупочные тендеры, такие как:

  1. «Сбербанк-АСТ для коммерческих закупок»: https://utp.sberbank-ast.ru/Com/NBT/Index/0/0/0/0
  2. «ONLINECONTRACT»: https://onlinecontract.ru/
  3. «Аукционный Конкурсный Дом»: https://www.a-k-d.ru/
  4. «SETonline»: https://www.setonline.ru/
  5. ОАО «Северсталь»: https://www.severstal.com/rus/suppliers/srm/
  6. «BashZakaz.ru»: https://etp.bashzakaz.ru/
  7. «Tender.Pro»: https://www.tender.pro/
  8. «REGION-AST»: https://region-ast.center/
  9. «ТОРГИ 223»: https://torgi223.ru/
  10. «Центр Автоматизации Закупок»: https://etpcaz.ru/ и другие

Есть ли смысл проводить тендер?

Сама идея кажется интересной и прогрессивной. За рубежом об этой практике уже давным-давно всем известно. Большинство предприятий России, как частных, так и государственных, тоже перешли на эту систему.

О преимуществах проведения тендера в общих чертах можно долго рассказывать. Однако есть много нюансов, которые связаны непосредственно с менталитетом России.

Стоит учитывать тот фактор, что большинство таких торгов не получается назвать объективными. Более того, компания, которая в итоге выполнит заказ, при детальном рассмотрении, оказывается далеко не самым выгодным предложением.

Тем не менее, тендер выигрывают они. В случае с проведением государственных аукционов, предпринимателю, чтобы стать победителем в тендере, достаточно просто обозначить выгоду для лиц, ответственных за выбор.

Интересно то, что когда речь заходит о частном предпринимателе, он редко станет выказывать такую же политику. Ведь он является владельцем данной организации, и лично заинтересован в получении качества за умеренную цену.

В отличие от стандартного способа проведения торгов, онлайн-тендер, относится к наиболее прозрачному, ведь основная часть информации о заказе отображается при обычном поиске в интернете.

И только в особых случаях для этого нужен определенный доступ.

Для того, чтобы участвовать в тендере, нужно подать заявку.

Как её правильно подготовить, смотрите в видеоролике:

Вывод о том, что такое тендер?

Естественно, в данном процессе есть много плюсов.

Но все они реальны лишь при условии честного проведения торгов, наличии прозрачных условий, а также желании представителя или управляющего предприятием, выбрать действительно самые выгодные условия.

Что такое тендер , и как извлечь из этого выгоду, каждый понимает по-своему.

Но изначально – это один из самых удобных механизмов предпринимателей для того, чтобы найти друг друга в целях дальнейшего сотрудничества.

Переход подобных процессов в электронную форму упрощает решение многих предпринимательских проблем. Ведь для того, чтобы участвовать в онлайн-тендере, необязательно «крутиться» в определенных кругах.

Достаточно знать парочку сервисов с электронными аукционами, и уметь пользоваться поисковыми системами.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

В последние годы понятие тендера прочно вошло в жизнь, приблизительное значение этого термина известно всем. Но все же, разобрать подробно и дать понятию тендер определение будет не лишним.

Столь популярное слово «тендер» является прямым заимствованием английского tender, которое означает торги или конкурс. Что интересно, законодательной базы под понятием «тендер» не существует – российские нормативные документы оперируют термином «конкурс», которое как нельзя более полно отражает суть процесса. Тем не менее, понятие тендера и его производные, такие как «тендерная комиссия», «тендерная заявка» и «тендерная документация» прочно вошли в обиход.

Историческая справка

Практика, называемая сегодня тендером, известна достаточно давно – еще в петровские времена подобная процедура применялась в России. После революции конкурсные торги перестали существовать – национализация промышленности и руководящая роль партии не оставили места для свободных конкурсов. Возобновилась система торгов в России только в 90-е годы и с тех пор динамично развивается.

В мировую практику понятие тендер, с детальной проработкой его структуры, привнесли США – практика конкурсных торгов была введена как один из методов борьбы с коррупцией и системой взяток, процветавшей в США в 50-х годах. Американцы постарались создать процесс, позволяющий сделать выбор поставщика максимально объективным, представив его в виде подробных пошаговых инструкциях проведения тендера.

Таким образом, процедура конкурсных закупок пришла в мировую практику. Идея пришлась ко двору и ее поддержала ООН: ЮНСИТРАЛ (комиссия по праву международной торговли) тщательно проработала и издала закон о закупках, касающийся как товаров, так и оказания услуг или проведения работ.

Закон был принят большинством стран и положен в основу при создании правил международных инвестиционных фондов.

К 60-м годам подобные конкурсы прочно вошли в мировую практику и в частном секторе экономики.

В случае госзакупок сегодня обязательным условием является проведение тендеров, как способа борьбы с коррупцией и определения наиболее выгодного поставщика. При этом, в зависимости от ряда факторов, применяют разные виды проведения торгов.

Основные виды тендеров

Невзирая на различие форм проведения, предмет тендера – это, прежде всего, запрос на поставку определенного продукта или услуги.

Законодательно оговорено применение различных процедур:

  • открытый тендер;
  • закрытый тендер;
  • двухэтапный тендер;
  • специализированный закрытый тендер;
  • запрос котировок;

Госзакупки проводятся через тендеры, как наименее предвзятый способ распределения заказов с заранее известными условиями и сроками, которые оговариваются в конкурсной документации. Получает госзаказ победитель конкурса– тот участник, предложение которого полностью соответствует условиям конкурсной документации и содержит наиболее интересное предложение. Бытующее мнение, что в тендерах всегда побеждает предложение с минимальной ценой, не соответствует действительности: цена предложения является одним из основных факторов, но не самым главным.

Современные тендеры квалифицируются согласно процедуры проведения: по числу возможных участников или по возможности внесения изменений в конкурсные требования.

Классификация торгов по допуску участников

По тому, какие участники допускаются к конкурсу, выделяют такие виды:

Открытый

В таком типе конкурса могут принять участие все желающие, о проведении таких торгов, в обязательном порядке заблаговременно, размещается информация в печатной периодике.

Свободный доступ к участию в торгах обеспечивает большое количество предложений и позволяет выбрать наиболее оптимальное предложение.

Открытый тип позволяет приобрести товар по наиболее подходящим условиям, так как именно открытые торги являются главным способом конкурсных закупок.

Тендер проводится или самим заказчиком, или лицом, им уполномоченным. Основным документом таких торгов является конкурсная документация. Ее распространяют бесплатно или по стоимости услуг по ее тиражированию и рассылке. В документации подробно расписывается сама процедура торгов, требования заказчика к продукту закупки и критерии отбора наиболее подходящего предложения.

Порядок проведения:

  1. Заявки для участия в тендере оформляются в соответствии с требованиями, прописанными в конкурсной документации. Кроме того, большое значение имеет соблюдение срока подачи документов. Заявка должна содержать, помимо описания предложения, описание гарантий, предоставляемых поставщиком. Это может быть банковская гарантия или договор поручительства.
  2. После того, как заявка на участие в конкурсе была принята, все поставщики принимают участие в публичном вскрытии заявок. При этом, озвучивается полный список конкурсантов и стоимость, указанная в их предложениях.
  3. После оглашения всей информации в задачу конкурсной комиссии входит проверка предоставленной документации на соответствие заявленным требованиям. Помимо всего прочего, проверка включает в себя вопрос квалификации поставщика и правомочности его действий.
  4. Завершается все определением победителя и заключением с ним контракта на поставку. Не всегда переговоры с победителем конкурса завершаются успешно и приводят к контракту. Зная о такой возможности, организаторы не теряют из вида поставщика, сделавшего второе по выгодности предложение.

Закрытый

Интересная форма конкурса – участвовать могут исключительно приглашенные поставщики. Применяется в случае закупок для нужд безопасности или обороны, когда закупки могут быть связаны с государственной тайной или если закупается технически сложное оборудование, которое имеет узкий круг поставщиков.

Закупки, которые проводятся через закрытый конкурс, должны быть согласованны с определенными государственными структурами для получения подтверждения правомочности проведения закрытого тендера.

Порядок проведения:

  1. Заказчик рассылает ограниченному числу лиц приглашения принять участие в тендере. После этого заинтересованный поставщик запрашивает конкурсную документацию и в полном согласии с ее требованиями готовит свое предложение.
  2. Поставщики имеют право задавать любые вопросы заказчику, позволяющие им сформулировать свое предложение наиболее выгодно.
  3. После, готовые предложения направляются на адрес заказчика, где принимаются и регистрируются. Заказчикам предоставляется расписка о получении конкурсной документации.
  4. Конверты с предложениями также вскрываются в присутствии заказчиков, предложения рассматриваются, и поставщик с самым подходящим предложением приглашается для заключения контракта.

Закрытый тендер представляет собой конкурс с целью определения поставщика с наиболее благоприятными условиями для подписания контракта на поставку.

В закрытых тендерах могут принять участие только те поставщики товаров и услуг, которые получили официальное приглашение на участие в торгах, так как объявления о проведении закрытых торгов не публикуется и не распространяется через средства массовой информации.

Классификация торгов по возможности изменения требований конкурса

Существует форма конкурса, когда возможно вносить изменения в требования к предмету поставки в результате обсуждения заявок участниками торгов и их организаторами.

Одноэтапный

В данной форме конкурса, переговоры не предусмотрены, а участники подают документы как для участия в тендере, так и с расчетом стать победителем.

Двухэтапный

Такие торги могут быть как открытыми, так и закрытыми. Такая форма торгов применяется в случае, когда заказчик в связи со сложностью закупаемой продукции не может окончательно сформулировать необходимые требования к предмету закупки. В этом случае на первом этапе заказчик определяет с поставщиками их возможности в решении задачи. Заказчик изучает поступившие предложения, которые не содержат цен, корректирует свои требования и вносит дополнения и изменения в конкурсную документацию. Второй этап конкурса проходит с тем же числом участников, которые повторно предоставляют свои предложения, но уже доработанные с учетом изменений в конкурсной документации и содержащие цены на предложение.

Двухэтапные торги достаточно редко применяются именно из-за затянутости самой процедуры, но в случае закупки дорогостоящего сверхсложного или уникального оборудования данный подход себя полностью оправдывает.

Другие виды конкурсных закупок

В то время, как тендер позволяет приобрести товар по наиболее благоприятной цене (далеко не всегда самой низкой), существует упрощенная форма торгов – запрос котировок.

Когда удобно опираться на котировки

В случае закупок серийных продуктов небольших объемов принята практика котировки цен – суть конкурса при этом остается, а вот документооборот упрощается очень сильно.

Данная схема очень продуктивно зарекомендовала себя при небольших объемах закупки – сравнивание нескольких ценовых предложений известных продуктов позволяет выявить предложение с минимальной ценой, что применительно к подобным закупкам является оправданным.

Заказчик выбирает лучшее ценовое предложение из полученных им котировок цен и предлагает поставщику заключить контракт на поставку. Следует заметить, что выбирать можно не менее, чем из трех предложений.

Что такое тендер

На сегодняшний день термин «тендер » широко используется в российском бизнесе. Но при этом как такового определения понятия «тендер» в законодательстве нет. Данный термин происходит от английского tender, что значит «предложение». Впервые упоминается в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года (). В нем встречаются такие определения, как тендерная документация, тендерная заявка и тендерное обеспечение. Слово «тендер» в данном контексте следует трактовать как предложение на участие в торгах. Современный экономический словарь дает такое определение: «Тендер - это конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые - для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)]. В Российском законодательстве похожее определение дается торгам, а именно, в Гражданском кодексе РФ под торгами понимается конкурс или аукцион. Однако в настоящее время под тендером принято понимать и другие способы выбора поставщика для заключения договора.

Организаторами тендеров могут выступать как государственные заказчики и многие коммерческие структуры, так и собственники или обладатели права на имущество. А участниками могут быть любые юридические или физические лица, способные исполнить свои обязательства.

Особенностью тендеров является то, что эта процедура дает возможность на правах свободной и прозрачной конкуренции заключать договоры на наиболее выгодных условиях для всех сторон. Организатор удовлетворяет свои нужды, приобретая или продавая с наилучшими условиями по выгодной цене. Участники же получают возможность на равных правах участвовать в конкурентной борьбе.

Классификация тендеров

Тендеры классифицируются по различным признакам. В зависимости от цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на: конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений; запрос котировок, конкурентные переговоры и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут быть открытыми и закрытыми. Открытая форма дает возможность поучаствовать всем желающим, в закрытой же приглашения направляются лишь ограниченному числу участников. Такая процедура проводится, когда договор связан с коммерческой или государственной тайной, когда круг участников, в сфере которой проводится тендер, мал или же затраты на проведение открытого тендера не оправданы. Извещение о торгах не подлежит публикации, если сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в документации или проекте договора. При выборе открытой или закрытой формы тендера организатор торгов должен опираться в первую очередь на действующее законодательство. Также различают тендеры в электронной форме и в «бумажной». В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке - «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика [ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения]. Особенности проведения тендера в электронной форме регулируются законодательно и в локальных актах организатора.

Организатору целесообразно проводить конкурс , когда предметом договора является нечто технически сложное, например, проектные или строительные работы, требующие высокопрофессиональных специалистов, и когда важным критерием является финансовая устойчивость исполнителя. В таком случае устанавливают квалификационные и качественные критерии, по которым выбирают участника конкурса, предложившего наилучшие условия исполнения договора. При проведении конкурса цена предложения может играть не самую важную роль. Если же заказчику затруднительно сформулировать четкие требования, то он может провести двухэтапный конкурс, где на первом этапе будет отобрано соответствующее техническое задание, а на втором - участник, который готов его исполнить.

Аукцион следует проводить, когда единственным критерием является цена. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов. Схожим способом закупок, в котором единственным критерием отбора участников устанавливается цена, является запрос котировок (заказчики могут так же давать этому способу такие названия как, запрос котировочной цены или запрос цен). Однако запрос котировок принято проводить на небольшие суммы, т.к. в первую очередь этот способ привлекателен своей оперативностью и не предусматривает подробной оценки предложений по другим параметрам. Запрос котировок может иметь другие названия - запрос цен, запрос котировок цен .

Среди прочих существует такой способ, как запрос предложений . Он не регламентируется Гражданским кодексом, как и запрос котировок. Однако организаторы довольно часто пользуются именно этим способом. Запрос предложений дает возможность оценить участников не только по цене, но и по квалификационным и техническим составляющим и, рассмотрев заявки, отказаться от заключения договора. Данный вид тендера может использоваться как анализ существующей на рынке ситуации в той или иной сфере.

Еще одним видом тендеров являются конкурентные переговоры . Данный вид закупок самый свободный из всех вышеперечисленных, т. к. организатор фактически беспрепятственно выбирает среди участников наилучшего по своему предпочтению.

Кроме вышеперечисленных существует еще множество других способов проведения тендеров: запрос делать оферты, сбор коммерческих предложений, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и другие .

Государственные закупки

Процедура проведения тендеров различается в зависимости от того, каким законом регулируется закупка. Все государственные тендеры регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами в таких случаях выступают государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. Данный закон строго регламентирует проведение процедуры тендеров, устанавливая конкретные правила отбора участников. Кроме того, существует жесткая система планирования и отчетности государственных закупок. Для участия в государственном тендере необходимо понимать единую схему проведения процедуры в соответствии с законом. Заказчику запрещено устанавливать иные требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ. Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона. Для этого утверждены пять официальных электронных торговых площадок. Также закон устанавливает запрет заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, что дает возможность более широкому кругу участников подать заявку на участие в тендере, предоставив различные ценовые предложения. Государственные закупки направлены на экономию и целевое расходование бюджетных средств, поэтому цена зачастую будет иметь первостепенное значение. Однако закон устанавливает ряд обеспечительных мер, таких как антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.

Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)

Тендеры, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводят государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%. Особенностью проведения этих тендеров является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает собственное положение о закупках, в котором прописывает механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Закон не определяет, какие именно виды тендеров могут проводить заказчики. Указываются только конкурс и аукцион, но этот перечень на настоящий момент открытый и организатор вправе придумывать любые способы закупок и сам устанавливать процедуру их проведения. Для того чтобы поучаствовать в тендере, претендент должен сначала изучить положение о закупках заказчика, затем изучить документацию и только потом подавать заявку. Но и после этого тендеры таят в себе множество трудностей. Во-первых, закон № 223-ФЗ определяет адекватные сроки подачи заявки только на конкурс и на аукцион, заказчик же в угоду себе может проводить тендер в наиболее сжатые сроки, используя иные процедуры, нерегламентируемые законом. Во-вторых, четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам. Вследствие этого заказчик зачастую злоупотребляет данной возможностью, ограничивая конкуренцию и прописывая завышенные требования. В-третьих, в документации могут устанавливаться неизмеримые критерии оценки заявок участника, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика. Помимо этого, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Это может быть любой вид закупок, заявки на участие в которой подаются с электронной подписью, или закупка должна проходить на электронной торговой площадке . Сложность состоит в том, что коммерческих площадок много, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает своей тендер заказчик. Однако существуют и положительные стороны участия в тендерах, регулируемых 223-ФЗ. За счет сложностей, которые возникают при проведении закупки, этот рынок еще недостаточно освоен, и на пути к победе можно встретить не так много конкурентов. Также зачастую заказчик за счет того, что он не ограничен в установлении способа проведения закупки, может проводить несложную процедуру на большую начальную максимальную цену договора.

Коммерческие тендеры

Коммерческие тендеры - это тендеры, в которых организатором выступают любые коммерческие структуры. Они сами для себя выбирают проведение тендера, так как для них это является отличным способом экономичного расходования собственных денежных средств. Законодательно не регулирует проведение этих тендеров, организаторы вправе проводить любые процедуры по своим правилам. В отличие от вышеперечисленных регулируемых законами тендеров у организатора отсутствует обязанность размещать извещение о проведении закупки в единой информационной системе. Помимо этого на организатора не накладывается административная ответственность за нарушение процедуры проведения тендера, если действия организатора не противоречат действующему законодательству (в первую очередь, Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).

Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

В целом, регулирование государственных и коммерческих тендеров направлено на экономию, целевое расходование денежных средств и развитие здоровой конкуренции. Тем не менее, в государственных тендерах, несмотря на строгость закона, создаются более мягкие условия для участников и дается больше возможностей для участия в закупках. В то время как коммерческие тендеры и тендеры, регулируемые 223-ФЗ, хотя и предоставляют больше свободы организатору и участнику, однако существующие сложности зачастую отталкивают потенциальных участников, что не способствует развитию эффективной конкуренции.

Таблица 1. Сравнение государственных и коммерческих тендеров

Государственные тендеры

Коммерческие тендеры

Тендеры регулируемые 223-ФЗ

Регулирующий закон

44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

ГК РФ (только конкурс и аукцион)

223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

Способы закупок

Установлены заказчиком

Порядок проведения закупок

Установлены законом, неизменны

Установлены заказчиком

Установлены положением заказчика, у всех разные

свобода конкуренции

Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

Участник обязан предложить требуемый товар

Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

Требования к участникам

Закрытый перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

Порядок оценки заявок участников

Установлен законодательно

Установлен заказчиком

Установлен положением и документацией заказчика

Виды закупок в электронной форме

Любой способ закупок, установленный заказчиком

Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

Электронные площадки

5 утвержденных электронных площадок

Любая электронная площадка, например сайт

Таким образом, существует большое количество разновидностей тендеров: на закупку и на продажу; государственных и коммерческих; открытых и закрытых и так далее. Возникновение каждого из них обусловлено специфическими потребностями рынка, соответственно имеет свои особенности в порядке проведения. На сегодняшний день растет не только количество разновидностей тендеров, но и количество самих тендеров, появляются новые области для применения конкурентных процедур отбора: продажа государственного имущества, выбор арендатора, выбор субподрядчиков и многие другие.

В кризисные времена перед руководителями компаний стоит вопрос не только удержания наработанных баз клиентов, но и привлечение новых. Самый лучший способ – участие в тендерах и различных электронных аукционах и торгах. Разобраться новичку в этом вопросе поможет пошаговая подробная инструкция. В рамках статьи также будут даны ответы на такие часто возникающие вопросы, как что такое ЭЦП, как проводятся госзакупки, а также какие документы необходимо собрать, чтобы участвовать в проводимых конкурсах и тендерах.

Что необходимо знать о тендерах

Основы правового регулирования проведения тендеров закреплены в гражданском законодательстве, а также ФЗ № 44 от 05.04.2013 г. в случаях, когда в роли заказчика выступают государственные и муниципальные органы.

Несмотря на то что термин тендер прямо не закреплен в законодательстве, он успешно используется в бизнес-кругах. Под тендерами понимаются все возможные виды торгов, проводимые с целью закупки различных товаров, оказания определенного рода услуг и работ. В качестве заказчика выступает организация, осуществляющая закупки. К участникам тендеров относятся юридические лица любой организационной формы, а также физические лица и ИП, надлежащим образом зарегистрированные для участия в тендерах.

Для торгов, которые проводятся государственными органами, все требования, предъявляемые к участникам, сформулированы в законе. Если в качестве заказчика выступают коммерческие организации, то все требования формулируются в самом заказе.

Все действия, связанные с проведением тендера и исполнением в дальнейшем условий контракта, объединены единым термином – закупка. Независимо от объектов, в качестве которых могут товары, работы (например, ремонт дорог) или услуги (например, проведение детских утренников), она начинается с момента заключения и заканчивается лишь исполнением всех обязательств по контракту.

Виды тендеров и их отличия

В зависимости от категории заказчика все проводимые в России тендеры можно разделить на 2 основных вида:

  • государственные – закупка товаров и услуг осуществляется для удовлетворения государственных нужд (заказчик — государственные органы), при этом её проведение основано исключительно на ФЗ 44;
  • коммерческие – в роли основного заказчика выступают организации, которые производят закупку для собственных нужд. Такие тендеры проводятся по правилам, разработанным заказчиком самостоятельно. При этом, как показывает практика, в большинстве своем они также проводятся, основываясь на принципах и правилах, сформулированных в ФЗ 44 (хотя для них он необязателен).

В зависимости от способа определения поставщиков (исполнителей) законодатель выделяет:

  1. Единственный исполнитель, как правило, при действующей монополии (например, перевозка ж/д транспортом).
  2. Конкурентные – основанные на выборе поставщика среди 2-х и более. Данный способ включает:
  • конкурсы – победитель выбирается среди исполнителей по лучшим предложениям и условиям;
  • аукцион – победитель избирается исходя из меньшей цены, предложенной за контракт;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок.

Конкурсы могут быть закрытыми или открытыми, с ограниченным участием либо в обязательном порядке состоять из 2-х этапов, а аукционы могут проводиться как в электронном виде (онлайн), как и закрытым способом.

Каждый из рассмотренных видов тендеров имеет свои цели и правила проведения. Выбор способа определения исполнителя зависит от волеизъявления заказчика, также учитывается объект и сумма закупки.

Совет. Участие в торгах лучше всего начинать с котировок, поскольку поставщик определяется исходя из предложенной цены. Данный способ предполагает минимум затрат и достаточно прост в освоении новичками.

Инструкция по участию в тендерах для новичков

Любая компания, постоянно участвующая в различных тендерах или торгах, как правило, в своем штате имеет отдельного сотрудника, специализирующегося на данном направлении. Это связано с тем, что сбор полного пакета документов, подготовка котировки и непосредственно поиск подходящего тендера занимает значительную часть времени. Помимо этого, существуют организации, деятельность которых связана только с подготовкой конкурсной документации для своих клиентов.

Анализ законодательства позволил определить порядок и принципы участия в тендерах и торгах как в случаях с государственным заказчиком, так и с заказчиком в лице коммерческой организации. Новичку в этом направлении удобнее будет использовать следующую пошаговую инструкцию:

Участие в торгах подразумевает не только знание законодательства о тендерах, но и умение защищать свои интересы. Поскольку решение заказчика в пользу определенного поставщика не является окончательным и может быть обжаловано в ФАС. В случае удовлетворения жалобы поставщик, занявший по итогам проведенных торгов, может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство и в итоге победителем признается участник, занявший второе место.

Документы для участия в торгах и требования к ним

Сбор и надлежащее оформление документов не только позволяет заказчику изучить предложение потенциального контрагента и информацию о нем, но и поставщику увеличить шансы на заключение желанного контракта. Выбор поставщика осуществляется именно на основании предоставленных документов, поэтому их корректное заполнение – залог положительного решения по итогам тендера.

Законодатель для каждого из способов определения поставщиков предусматривает представление определенного пакета документов. Участие в открытом конкурсе возможно при предоставлении поставщиков следующих документов:

  • содержащих информацию об исполнителе – это полный пакет учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно, полученная не позднее 1 месяца и документы, подтверждающие право конкретного сотрудника на их подачу;
  • коммерческое предложение, содержащее сведения об объекте закупки и предлагаемых потенциальным поставщиком условиях;
  • подтверждение качества поставляемых товаров, а также оказываемых услуг и работ, подтвержденное соответствующими сертификатами и иными документами (предоставляется по требованию заказчика);
  • обеспечительные меры, которые могут быть выражены в перечислении определенной суммы на счет заказчика либо предоставлении банковской гарантии.

Внимание! При подаче заявки все документы должны быть пронумерованы и сшиты, обязательным условием является их заверение подписью и печатью уполномоченного лица.

Участие в электронных торгах предполагает немного иной порядок для подачи сведений и обусловлен он общими правилами проведения онлайн-аукционов. Все документы оформляются в электронном виде, а контракты подлежат заключению на специализированных онлайн площадках. Сама заявка состоит из 2 частей (ст. 66 ФЗ):

  • содержит согласие исполнителя на поставку конкретного товара, оказание определенного вида услуги и может содержать рисунок или чертеж;
  • содержит сведения об исполнителе, о поставляемых товарах либо оказываемых услугах.

Как принять участие в тендере: видео

Для России термин «тендер» новый, хотя сама процедура, описанием которой он служит, применяется уже очень давно.

Его отечественный синоним – торги. Несмотря на широкое распространение в бизнес-кругах, своего закрепления на законодательном уровне в РФ он пока не получил .

Впервые такое определение появилось в 1993 году, после принятия ЮНИСТРАЛ типового закона, воспользовавшись которым государства получали возможность реформировать своё законодательство в отношении процедур закупок с целью обеспечения нормального , а также достижения справедливости и объективности в ходе осуществления закупок.

Использование этого международного правового акта в законодательствах относительно закупок призвано обеспечить в странах, где их применяют, максимальную эффективность и экономичность при осуществлении данной процедуры.

Тендер (tender) – это отбор предложений на поставку/закупку продукции/услуг/работ на конкурсной основе, согласно заранее установленным условиям.

Он проводится в течение определённого периода времени и осуществляется исходя из принципов состязательности, равноправия и эффективности .

В качестве организаторов тендера могут выступать государственные и коммерческие структуры, а также субъекты, обладающими имущественными правами.

Принимать участие в мероприятии разрешается любым физическим или юридическим лицам, чьи средства и направление деятельности позволяют им выполнить взятые, согласно условиям тендерного договора, обязательства.

Тендерный пакет приобретается потенциальными участниками по установленной цене или предоставляется бесплатно, если имеет место быть неофициальная процедура.

Виды

Классификация тендеров предусматривает их деление по признакам. В зависимости от цели они могут быть ориентированы на закупку или продажу .

В этом случае победитель определяется сразу после рассмотрения всех заявок, после чего с ним заключается контракт.

Второй вариант используют при поиске исполнителя на заказы, связанные с проведением масштабных инженерно-конструкторских работ, научных исследований и прочие.

В такой ситуации участник сначала предоставляет заказчику технические сведения относительно своих возможностей выполнения установленных условий и уже после рассмотрения их организатором приступают к определению цены.

В зависимости от организатора тендеры бывают :

  • государственные (регламентируются ФЗ № 44) характеризуются жёсткими требованиями отбора участников, планированием и отчётностью по совершённым госзакупкам, наличием запрета на некоторые виды закупок и прочее;
  • коммерческие отличаются отсутствием законодательного регулирования и возможностью самостоятельного установления правил торгов;
  • закупки отдельными юридическими лицами (регламентируются ФЗ № 223) – самая проблематичная категория тендеров, поскольку, несмотря на правила, установленные в законодательном порядке, лица, их проводящие, также наделены возможностью самостоятельной разработки своих положений, что нередко приводит к противоречивости фактических и юридических установок.

Следует дополнительно отметить, что в зависимости от масштабности предприятия, которое собирается совершить заказчик, тендеры можно поделить на официальные и неофициальные.

Если сумма торгов небольшая, то проведение полномасштабных мероприятий по поиску исполнителя экономически нецелесообразно . В этом случае заказчик просто уведомляет потенциальных участников о возможности выполнения своего заказа, а после рассмотрения заявленных кандидатур, выбирает наиболее подходящую.

Весьма интересной формой является запрос котировок и предложений. Их заказчики проводят с целью провести анализ цен и технических возможностей потенциальных исполнителей.

Полученные сведения могут использоваться для составления оптимального тендерного пакета, и проч.

Особенности организации официального тендера

Официальный тендер может несколько отличаться процедурой проведения, в зависимости от организатора, но в целом имеет больше общих черт.

Его главной особенностью и отличием от неофициальных торгов является конкретно установленный порядок проведения и прохождения, определяемый непосредственно самим заказчиком и соответствующий нормам законодательства.

Он включает следующие пункты:

  1. разработка тендерной комиссией всех критериев будущего проекта;
  2. размещение информации о предстоящем тендере с возможностью предоставления тендерного пакета;
  3. подача заявок потенциальными исполнителями, сопровождаемые соответствующей документацией, которая служит их основанием для выполнения размещённого заказа;
  4. рассмотрение заявок организатором;
  5. выбор победителя и заключение с ним контракта.

Чтобы заранее обезопасить себя от ошибочной сделки некоторые компании требуют от участников предоставление банковских гарантий.

На государственные тендеры по закупкам это требование распространяется всегда .

Классификация торгов по допуску участников

По допуску участников тендеры делятся на открытые и закрытые .

Первый вид предусматривает полную публичность относительно информации об участии.

Сведения могут размещаться как на электронных торговых площадках, так и в СМИ, на сетевых порталах и в прочих источниках. Как правило, ограничений к подаче заявок нет.

Второй, наоборот, предполагает конфиденциальность. Круг участников в этом случае небольшой.

Необходимость закрытого проведения тендера может быть продиктована соображениями государственной безопасности или же цена на сам заказ организатора настолько мала, что не оправдывает проведения крупномасштабных торгов.

Что собой представляют электронные торги?

Электронные тендеры осуществляются на специальных площадках в интернете. Их в сети немало.

Среди них существуют 5 официальных торговых площадок, на которых организуются государственные тендеры .

Процедура проведения таких мероприятий (электронных) мало чем отличается от традиционной. От участников требуется предоставление аналогичной документации, от организаторов сбор и обработка информации и т. д.

Деятельность таких ресурсов и порядок мероприятий, проходящих в их рамках, регламентированы правовыми нормами РФ.

Итак, тендеров существует огромное количество, и возникновение каждого из них является следствием определённой потребности той или иной рыночной ниши.

Можно с уверенностью прогнозировать, что их число будет неуклонно увеличиваться.

Что касается регулирования на правовом уровне, то политика государства в этом отношении направлена на обеспечение условий для здоровой конкуренции и экономию бюджетных средств.

Несмотря на то что проведение тендеров госзакупок проходят в более жёстких условиях, нежели коммерческие, возможности, предоставляемые государством, своим исполнителям зачастую оказываются шире.

Частые вопросы

Узнав о таком мероприятии, как тендер и как участвовать в нем, можно приступить к оформлению и подаче документов.

Список документов определяет сам заказчик, однако существует основной пакет, который необходим в любом случае . В него входят:

  1. заявка, которую заверяет руководитель предприятия;
  2. заявление и приложенная к ней презентация со сведениями о прошлых проектах;
  3. опись документации, которая имеется в пакете;
  4. копия ИНН, заверенная нотариусом;
  5. свидетельство о государственной регистрации;
  6. справка, подтверждающая отсутствие задолженности перед налоговой службой;
  7. отчетность о финансовом состоянии компании за прошедшие три месяца.

Кроме того, заказчик может включить пункт об обеспечении заявки . Это говорит о том, что претендент должен заранее внести определенную сумму, которая составляет не более 5% от общей суммы контракта .

Такие действия являются подтверждением намерений исполнителя выполнить заказ. Перечисление этих средств подтверждает платежное поручение, которое предоставляется на рассмотрение с пакетом документов.

Этот залог удержится в том случае, если участник решит уклониться от выполнения данного заказа после того, как его выберут в качестве исполнителя. Всем претендентам возвращается вложенная ими сумма после того, как конкурс будет завершен . Это также касается и тех участников, которые преждевременно отозвали заявку.