Конспект логопедическогоо занятия на тему: "Перелетные птицы". Медиаурок « Перелетные птицы Перелетные птицы занятие логопеда в средней группе

Весна. Возвращение птиц.
Программное содержание.
Коррекционно-образовательные задачи:
расширять и уточнять знания детей о перелётных птицах;
продолжать работу по активизации словаря, формированию связной речи;
формировать навыки словоизменения;
закреплять употребление родительного падежа единственного и множественного числа.
Коррекционно-развивающие задачи:
закреплять в речи поставленные звуки;
продолжать работу по профилактике дисграфии;
развивать мыслительную деятельность.
Коррекционно-воспитательные задачи:
познакомить детей с жизнью птиц;
воспитывать у детей любовь к птицам и учить заботиться о них,
развивать интерес к занятиям через использование современных компьютерных технологий.
Оснащение для организации совместной корреционной деятельности:
картинки с изображением перелётных птиц, веточки деревьев, основа гнезда, картинки в конвертах с изображением частей тела птиц, звуковой набор (цветные квадратики), мяч, буквы, ноутбук, проектор.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед:
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями.
Дети: здравствуйте.
Логопед:
Сегодня мы поговорим о самом красивом времени года.
Ксюша нам расскажет загадку:
К нам она шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают под её ногами.
Дети: о весне.
На экране появляется картинка «Весна». Составьте это слово из букв. ВЕСНА.
Дети: выполняют задание.
Логопед:
А кто к нам прилетает весной? Скажет Ульяна.
Дети. Загадывают загадки о перелётных птицах:
- Отступили снега и метели,
Птицы с юга домой прилетели.
Кружат, трели разводят певцы.
Кто весну прославляет? (Скворцы).
- Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее нежней.
Кто же это? (Соловей).
- Весной прилетает птица.
Поле вспашут - любит кормиться. (Грач).
Логопед:
Назовите птиц, которые прилетают к нам весной.
Птицы появляются на экране.
Дети называют: грачи, гуси, утки, лебеди, скворцы, журавли, кукушки, ласточки, соловьи, цапли, аисты, жаворонки.
Логопед:
Птицы прилетают и радуются, что они вернулись на Родину, и разговаривают между собой.
Игра «Кто, как разговаривает?»
На экране появляется картинки птиц.
Дети отвечают:
Гуси - гогочут, утки- крякают, грачи - кричат «крак», ласточки - щебечут, соловьи - поют, заливаются, свистят, кукушки - кукуют, жаворонки звенят.
Логопед:
А что делают птицы после прилёта, скажет нам Дима.
Загадка:
Колыбель для деточек
Из травы и веточек. (Гнездо).
На экране появляется гнездо.
Дети: а ещё можно сказать так:
Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо).
Логопед:
Чем занимаются птицы весной?
Дети:
Строят, вьют, ремонтируют гнёзда.
Логопед:
Какие птицы прилетают первыми?
Дети: грачи.
Логопед:
Давайте поможем грачам свить гнездо. (Дети переплетают веточки с прутиками и утепляют гнездо сухой травой, перышками.) Незаметно положить муляжи яиц из киндер-сюрприза. Посадить грача в гнездо.
Логопед показывает картинку птицу, дети отвечают.
Игра « Назови семью птиц»
Грач - грачиха, грачата, грачонок.
Гусь - гусыня, гусята, гусёнок.
Селезень - утка, утята, утёнок.
Скворец - скворчиха, скворчата, скворчёнок.
А теперь посмотрим, что там произошло в гнезде у грачихи. (Найти муляжи яиц и открыть их, дети видят там птенцов).
Логопед:
Как называются эти птенцы?
Дети: галчата.
Логопед:
Посчитаем этих птенцов.
Дети считают.
Один грачонок, два грачонка, три грачонка, четыре грачонка, пять грачат.
Логопед:
Посадите маленьких грачат к маме грачихе.
Логопед:
А сейчас мы с вами поиграем в игру, я называю птицу, а вы называете её ласково.
Игра « Назови ласково птицу». Игра с мячом.
Журавль - журавлик.
Скворец - скворушка.
Гусь - гусик.
Утка - уточка.
Соловей - соловушка.
Кукушка - кукушечка.
Логопед:
Внимательно посмотрите на экран и назовите лишнюю птицу.
Игра «Четвёртый лишний».
Воробей, грач, соловей, скворец.
Дети: лишний воробей. Это зимующая птица.
Ворона, дятел, синица, кукушка.
Дети: лишняя кукушка. Это перелётная птица.
Логопед:
А сейчас все отдыхают.
Звучит музыка пение птиц. Дети выполняют движения.
Физкультминутка: «Кукушка».
У леса на опушке,
Высоко на суку,
С утра поёт кукушка:
Ку-ку! Ку-ку!
Внизу бежит речонка
По жёлтому песку.
Поёт кукушка звонко:
Ку-ку! Ку-ку!
Зелёные лягушки
Попрыгали в реку.
Поёт им вслед кукушка:
Ку-ку! Ку-ку!
Дети стоят на носочках, тянутся за руками вверх.
Присели. Руками производят волнообразные движения.
Сидя на корточках, подпрыгивают как лягушки.
Логопед:
После отдыха новое задание. Садимся за стол и выполняем схему слова КУКУШКА.
Дети выполняют задание.
Логопед:
Молодцы. Все дети выполнили задание. Продолжаем играть в игры.
Логопед называет слово, а дети называют противоположное значение.
Игра «Скажи наоборот»
Аист большой, а соловей - маленький.
У аиста длинная шея, а у кукушки - короткая.
У соловья серая грудка, а у ласточки - белая.
Аист белый, а соловей - серый.
Логопед: вот вам конверты, покажите и назовите это.
Игра «Покажи и назови части тела птиц».
Лапы журавля - журавлиные лапы.
Клюв ласточки - ласточкин клюв.
Хвост соловья - соловьиный хвост.
Шея утки – утиная шея.
Голова гуся - гусиная голова.
Как вы думаете, чем покрыто тело птиц?
Дети: перьями и пухом.
Логопед: молодцы.
А что вы знаете ещё о перелётных птицах?
Рассказы, загадки детей.
Дети: я знаю загадку, а я могу рассказать про кукушку, я тоже знаю загадку, я могу рассказать о скворцах.
Загадка:
В лесу на ветке она сидит,
Одно «ку-ку» она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
«Ку-ку» то там, то тут,
Как птицу эту зовут?
Дети отгадывают - кукушка.
Птица появляется на экране.
Рассказ про кукушку.
Загадка:
На шесте - весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец -
Он и лётчик и певец.
Дети отгадывают - скворец.
На экране появляется птица.
Рассказ о скворцах.
Логопед:
Сегодня мы говорили о перелётных птицах. Все дети молодцы. Отвечали на вопросы правильно. Рассказали о перелётных птицах, загадали загадки и смогли их отгадать. Птицы вам прислали сюрприз, это книжки раскраски о птицах. Вы в группе рассмотрите и раскрасите этих удивительных птиц.


Приложенные файлы

Цель: Закрепить знания о перелетных птицах.

Задачи:

образовательные

  • уточнение и расширение словаря по теме «Перелётные птицы»;
  • закрепление в речи названий перелетных птиц;
  • Подбор прилагательных к существительным, согласование в роде;
  • Подбор глаголов к существительным, согласование в роде и числе;
  • закрепление навыков звукослогового анализа;
  • закрепление обобщающего понятия "Перелётные птицы";

развивающие:

  • развитие навыков синтеза слов из слогов;
  • развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам;
  • развитие общей и мелкой моторики, координирование речи и движений;
  • развитие наглядно - образного восприятия;

воспитательные:

  • воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
  • воспитание бережного отношения к природе родного края, птицам.

Содержание занятия:

I .Организационный момент.

Здравствуй, сегодня у нас урок логопедии. Посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними, поздоровайтесь друг с другом:

Здравствуй, здравствуй,

Не зевай и ладошки мне давай (берут друг друга за руки)

Вместе с солнцем мы встаем (поднимают руки вверх)

Вместе с птицами поём (взмахи руками - крыльями)

С добрым утром! (ритмичные хлопки)

С ясным днём! (шаги на месте)

Вот как славно мы живем! (показать большие пальцы обеих рук).

II .Введение в тему. Ребята, какой у нас год?2017. А каким годом он объявлен Указом президента России?

2017 год объявлен в России — годом экологии.

ЭКОЛО́ГИЯ - наука о том, что нас окружает (леса, реки, горы, животные, птицы) и как мы должны к ним относится. Мы сегодня постараемся больше узнать о представителях окружающей нас среды.

III .Основная часть.

  1. Сообщение темы и целей занятия.

Послушайте загадку:

Наступает до лета,

Приносит много света,

Под снегом воду

Отпускает на свободу(весна).

Логопед: Какие приметы весны вы знаете?

(картинки с приметами - на слайде)

Ученики : Солнце ярче светит, становится теплее, тает снег, появляются проталины, на реках ломается лед, на деревьях распускаются почки, появляются первые цветы, просыпаются дикие животные леса.

Логопед: Какие звуки мы слышим весной? (аудиофайлы с журчанием ручья, голосами птиц).

Логопед: Какие звуки понравились вам больше всего?

Ученики : Голоса птиц.

Логопед : Ребята, еще одна примета весны - прилет птиц из жарких стран.

Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах, постараемся больше узнать о них. У вас на столах есть картинки птиц: в конце занятия вы покажете мне одну из картинок. Если вам занятие понравилось, вы узнали что - то новое - покажете радостную птичку, если вам было неинтересно, у вас что - то не получилось - покажете грустную птицу. Начнем наше занятие.

Логопед: Как мы уже отметили, весной к нам возвращаются птицы из теплых краев, чтобы вывести здесь птенцов. Ребята! Как вы думаете, почему их назвали перелётными? (ответы учеников).

  1. Уточнение и расширение словаря.

Давайте посмотрим на слайд и проверим, каких перелетных птиц вы знаете, а каких нет.

На слайдах изображения птиц- скворец, ласточка, жаворонок, журавль, кукушка, лебедь, гусь, утки.

  1. Слоговой анализ.

Логопед: Я думаю, этих птиц вы видели чаще других. Ой, ребята, беда!

Подул шаловливый весенний ветерок и разбросал слоги в названиях некоторых птиц, нужно это исправить, собрать из слогов слова (на слайде).

  1. Звукослоговой анализ.

А вот эти птицы вас знакомы? (иволга, чибис, цапля, аист, зяблик, малиновка, стриж, соловей). Выберите одну птицу и сделаем звуковой анализ названия этой птицы.

5. Игра «Четвертый лишний». На карточках изображения четырех птиц, одна из них лишняя. Ученики должны назвать одну птицу и объяснить, почему она лишняя.

6.Дидактическая игра - подобрать признаки к словам - названиям птиц.

Логопед: Мы с вами посмотрели много картинок птиц и теперь вы сами расскажете о птицах - какие они?

Например, зяблик (какой?) - стройный, нарядный, певчий.

Иволга (какая?) -желтая, яркая, красочная

Лебедь (какой?) - белый, крупный, благородный

Грач(какой?) - черный, важный, с блестящими крыльями

Соловей (какой?) - маленький, незаметный, голосистый .

Кукушка (какая?) - пестрая, хитрая, коварная.

7.Дидактическая игра «Сложные слова».

Логопед: Ребята, если у цапли острый клюв, то это … (остроклювая цапля).

Если у журавля длинные ноги, то это … (длинноногий журавль).

Если у ласточки быстрые крылья, то это … (быстрокрылая ласточка).

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей)

Физкультминутка «Лебеди».

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо, гордо умеют держаться

И бесшумно на воду садятся.

Взмахи руками;

Наклон вперед, руки в стороны,

Медленно поворачиваем голову вправо - влево

Выпрямить туловище, прогнуть спину, руки отвести назад;

Сесть на места.

8.Логопед: Давайте продолжим нашу игру и нам нужно к каждой птице подобрать слова-действия.

Ласточка (что делает?) -летает, щебечет, ловит мошек.

Лебедь (что делает?) - плавает, машет крыльями, летает.

Цапля (что делает?) - стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек.

Мухоловка (что делает?) - сидит на ветке, летает, ловит мух.

Кукушка - летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда.

9. Дидактическая игра «Кто как голос подает».

Логопед : Ребята, мы знаем, что многие птицы очень красиво поют. Но голоса разных птиц звучат по- разному. Давайте вместе разберемся в этом.

На доске - картинка с изображением птицы, у логопеда на столе - карточки со словами. После прослушивания голосов птиц, подобрать карточку и прикрепить к изображению птицы.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».

Запись предложений в тетрадь.

Кукушка - кукует, ласточка - щебечет, скворец - поет,

журавль - курлыкает, утка - крякает, гусь - гогочет.

10. Игра «Кто чем питается?».

Логопед: Ребята! Вы любите птиц? За что вы любите птиц?

Ответы учеников: За то, что они красивые. За пение.

11.Логопед: Знаете ли вы, какую пользу нам приносят птицы? Чем питаются птицы? (ответы учеников).

— Молодцы! А теперь мы с вами поиграем в игру «Кто чем питается?». Вам помогут картинки. Я буду называть птицу, а вы должны полным предложением сказать, чем они питаются.

Грач питается червяком, журавль питается рыбой, скворец питается жуками, ласточка питается комарами, кукушка — гусеницами, мухоловка питается мухами.

Логопед: — Молодцы! Знаете, чем питаются наши птицы! Они приносят нам огромную пользу, защищают наши леса, сады от вредителей. Как же мы с вами должны относиться к нашим пернатым друзьям? (ответы учеников).

Мы должны сделать для них скворечники, не разорять птичьи гнёзда, не бросать в них камнями.

Логопед : Международный день птиц отмечают ежегодно 1 апреля с 1906 года, когда была подписана «Международная конвенция об охране птиц».

Праздник Жаворонки Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта - в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки , а за ними летят и другие перелетные птицы. По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы.

12. Развитие связной речи.

Логопед: Мы многое узнали о перелетных птицах. Попробуйте рассказать об одной из перелетных птиц. Вам помогут картинки на таблице и опорные слова на слайде.

1.Серый журавль - улетает в августе.2. Прилетает в марте или апреле. 3.Живет в болотистых лесах. 4.Питается ягодами, насекомыми и их личинками. 5.В нашей стране серый журавль охраняется в десятках заповедников и национальных парков, в том числе и в Белозерском заказнике Гафурийского района.

Итог занятия.

Я думаю, вы многое узнали сегодня о птицах, и будете бережно относится к ним не только в год экологии, но и всегда.

Рефлексия. Оцените свое настроение при помощи картинок птиц.

Задание на самоподготовку: раскраски с перелетными птицами.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:

« Весна в природе/ прилет птиц. Насекомые».

Цель: расширить представления детей о весне, перелетных птицах, насекомых.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: расширить словарь детей по теме «Перелетные птицы» (ласточка, скворец, соловей, грач, аист, лебедь), «Насекомые» (пчела, бабочка, паук, комар, муха, муравей, божья коровка, таракан, стрекоза и т.д.). Закрепить знания детей о весенних месяцах (март, апрель, май). Закреплять и совершенствовать навыки образования имени существительного с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ок. Закрепить использование имен прилагательных в активной речи. упражнять в образовании и практическом употреблении имён существительных в родительном, винительном, творительном падежах. Упражнять в составлении предложений с предлогом «В», «ПОД»; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, правильно строя фразу.

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь детей; мышление детей на материале описательных стихов про насекомых; слуховое внимание; совершенствовать общую (сочетание речи с движением) и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика); совершенствовать зрительно-пространственное восприятие.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к птицам и насекомым; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Материал: презентация, сундучок, муляжи насекомых, картинки с изображением перелетных птиц, насекомых; мяч; раскраски или наклейки.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки.

Ход занятия:

I . Организационный момент

Доброе утро, ребята! Какое у Вас настроение? С чего начинаем наше занятие? (с улыбки). Улыбаемся.

Я предлагаю Вам сегодня отправиться в путешествие и очутиться в волшебном месте. Закройте глаза.

(Перед детьми на интерактивной доске появляется видеозапись весны «Весенний хоровод» С. Насауленко, слайд №1).

Ребята, где мы очутились? (Мы очутились в лесу). А какое здесь время года? (Весна). Да, ребята, сейчас весна.

Как же хорошо весной в лесу! Красота, свежий воздух!

II . Основная часть

1) Игра «Весенние приметы»

Не ленитесь, не зевайте, весенние приметы называйте!

А за правильный ответ - получай скорей цветок. Ребята, помните, предложения должны быть полные. Например: Весной тает снег и т.д.

Какие Вы молодцы! И про перелетных птиц рассказали! (слайд №2)

Чу! Что я слышу?

2) Игра «Назови перелетных птиц»

Ребята, посмотрите на экран и скажите, какие птицы прилетели из теплых краев? Полным предложением отвечай, руку поднимай - ну и фишку получай!

(Перед детьми на интерактивной доске появляются изображения анимированных птиц, слайды №3-8).

(Ответы детей: Из теплых краев прилетели ласточка, скворец, соловей, грач, аист, лебедь).

Спасибо, ребята!

Вот и задание от птиц:

3) Игра «Назови весенние месяцы»

Ребята, назовите, пожалуйста, весенние месяцы.

Птицы говорят Вам спасибо (включается аудиозапись, слайд №9).

Друзья, птицы дарят Вам подарок, а он спрятан в сундучке. Кто тут спрятан? (ответы детей: В сундуке спрятаны насекомые).

(слайд №10).

И правда, насекомые!

Итак первый гость у нас - паук.

(включается аудиозапись, слайд №11).

Я паук, сети плету

На вид я грозный,

А так я очень добрый

Назовите меня ласково

И скажите, сколько у меня ног

4) Игра «Назови ласково и посчитай»

Ребята, назовите паука ласково и скажите, сколько у него ног? (паучок. У паука 8 ног).

Спасибо большое, ребята!

Следующий гость (включается аудиозапись, слайд №12).

А я бабочка-краса,

Всех я лучше,

Всем мила

Назовите, какая я!

5) Игра «Назови, какая»

Ребята, какая бабочка? Давайте скажем ей приятные комплименты!

Следующий гость (включается аудиозапись, слайд №13).

А я братец муравей,

Всех важней и всех умней!

Добродетель, трудяга

Настоящий симпатяга!

Ребята, поиграйте с мячом и расскажем, какая погода весной. Для этого Вам помогут мои картинки-подсказки.

(На экране появляются анимированные сюжетные картинки с изображениями весенней погоды, слайды №14-17).

6) Игра «Какая погода весной»

Друзья, посмотрите на картинки и скажите, какая же погода бывает весной.

(Весной погода теплая, солнечная, облачная, дождливая).

Кто же наш следующий гость? (включается аудиозапись, слайд №18).

А я божья коровка,

Очень добрая головка,

Крылышки я раскрываю,

Вам желанье загадаю

Ребята, сделайте гимнастику для пальчиков

7) Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»

Ребята, приготовьте ладошки. Сейчас с Вами мы превратимся в божьих коровок.

Божья коровка

Улети на небо,

Изображают ладонями божью коровку, машут ладонями.

Там твои детки

Кушают конфетки,

Ритмичное сжимание и разжимание кулачков.

Всем по одной,

А тебе ни одной.

Показать пальцем -1 и 0.

Ребята, кто же следующий гость? (включается аудиозапись, слайд №19).

Я писклявый комарик

И точу свой носик

Берегись, уколю

Лучше спрячься ты в лесу.

Отправимся в лес, ребята?

Тогда давайте встанем.

8) Физ.минутка « В лесу»

Открывается анимированная сюжетная картинка с изображением леса. (включается аудиозапись, слайд №20).

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Встать, ноги вместе, руки через стороны

-вверх- вдох, опустить вниз-выдох

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Ходьба на месте,

Повороты головой влево-право

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Встать на носки, руки через стороны вверх и посмотреть вверх.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Бег на месте, плавно махая руками.

Дружно мы похлопали

Ножками потопали.

Хлопки в ладоши,

Притопы на месте.

Хорошо мы погуляли. И И И И Мы немножечко устали.

Дети присаживаются на свои места.

И последняя наша гостья:

(включается аудиозапись, слайд №21).

А я муха, муха, муха

Настоящая принцесса

Пишут сказки про меня.

Что сказка? Что за сказка?

Расскажите-ка друзья?

(Открывается слайд «Муха-Цокотуха», слайд №22).

Ребята, давайте вспомним, какая есть сказка про муху? (ответы детей: Есть сказка «Муха-цокотуха»).

Кто написал эту сказку (ответы детей: сказку написал Корней Чуковский)

Ребята, что было в этой сказке? (ответы детей: Жила-была Муха-Цокотуха).

Что нашла Муха? (ответы детей: Муха-Цокотуха нашла денежку).

(слайды №23-25).

Что купила Муха? (ответы детей: Муха-Цокотуха купила самовар).

Где Муха купила самовар? (ответы детей: Муха-Цокотуха купила самовар на базаре).

(слайды №26-27).

Кого же пригласила в гости муха? (ответы детей: Муха-Цокотуха пригласила в гости насекомых: муху, таракана, пчелу, блошек, червяков и т.д.).

(слайд №28).

Что подарили гости Мухе? (ответы детей: Блошки подарили Мухе -Цокотухе сапожки с золотыми застежками. Бабушка Пчела подарила мед).

(слайд №29-30).

Что случилось с Мухой? (ответы детей: Муху-Цокотуху уволок паук).

(слайды №31-32).

Что случилось с гостями? (ответы детей: Гости убежали, испугались, спрятались).

(слайд №33).

Кто спас муху? (ответы детей: Муху-Цокотуху спас Комар).

(слайды №34-35).

Как закончилась сказка? (ответы детей: Муха-Цокотуха вышла замуж за Комара, гости веселись).

(слайды №36-37).

Спасибо ребята. Вы большие молодцы, рассказали Мухе сказку!

III . Итог занятия.

С насекомыми ребята

Очень подружились,

Улыбались, занимались,

И, конечно, развивались.

Насекомым в лес пора,

До свидания, друзья!

О чем говорили на занятии? (На занятии мы говорили о весне, перелетных птицах, насекомых).

Что Вам больше всего понравилось? (ответы детей: Мне больше всего понравилось знакомство с насекомыми и т.д.).

Каких насекомых вы запомнили? (ответы детей: Я запомнил (-а) таракана, муху, пчелу, комара, бабочку, муравья).

А вот и подарки от насекомых! (раздаются наклейки или раскраски с изображением насекомых).

Приложение

«Муха-Цокотуха»

К.И. Чуковский

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки —
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые —
В них застежки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла…
«Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок —
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!»
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать —
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница!
А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
«Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!»
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!
Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
«Слава, слава Комару —
Победителю!»
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки —
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром.
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!
Козявочки с червяками,
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.
Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.
Веселится народ —
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого Комара!
Муравей, Муравей!
Не жалеет лаптей, —
С Муравьихою попрыгивает
И букашечкам подмигивает:
«Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат, —
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Конспект группового дефектологического занятия на тему: «Перелетные птицы» для третьего класса коррекционной (специальной) школы восьмого вида.

Цель : формирование общих представлений о перелетных птицах.

Задачи :

Коррекционно-образовательные:

    Закрепить ранее изученные понятия о перелетных птицах.

    Закрепить знания о времени года «весна» через актуализацию основных сезонных отличий.

Коррекционно-развивающие:

    Развивать пространственную ориентацию на плоскости через д\и « птицы на дереве»

    Развивать мыслительные операции анализа и синтеза через отгадывание загадок

    Развивать тактильное восприятие через д\и « Чем накормим птиц?»

    Развивать диалогическую речь через ответы на поставленные учителем вопросы

    Развивать монологическую речь через составление устного мини рассказа о перелетных птицах

    Развивать долговременную память через отгадывание на слух птиц по их голосам с помощью аудиопрослушивания

    Развивать слуховое восприятие через прослушивание аудиозаписи « голоса птиц»

    Развивать моторную координацию через выполнение физминутки « Птицы»

Коррекционно-воспитывающие:

    Воспитывать интерес к перелетным птицам через тему занятия

    Воспитывать бережное отношение к птицам

Демонстрационный материал:

Цветные изображения птиц; сушеные ягоды, крошки хлеба, зерно, объемные изображения насекомых и т.д. – для игры « Чем питаются птицы»; изображения деревьев на листах бумаги (по количеству учащихся); изображения солнышка и снежинки.

Перед обобщающим занятием дети должны быть ознакомлены с загадками данного занятия, отличительные черты птиц также должны быть рассмотрены на предыдущих занятиях.

Ход занятия:

Этапы занятия

Действия и речь учителя

Предполагаемые действия и ответы детей

оргмомент

Нацеливание детей на занятие

Первый этап. Актуализация знаний о весне.

Показ слайдов о весне.

Ребята, глядя на слайд, попробуйте догадаться, какое время года изображено?

Правильно. А теперь послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о ком именно мы сегодня с вами будем говорить. (чтение учителем стихотворения А.Плещеева « Ласточка с весною в сени к нам летит…»

Дети рассматривают слайд №1 и пытаются самостоятельно назвать отличительные признаки весны.

Дети должны ответить, что речь пойдет о перелетных птицах.

Второй этап. Загадывание загадок о птицах.

Учитель загадывает загадки, а дети поднимают картинку с правильным изображением птицы. После этого на слайде появляется изображение птицы- отгадки и прослушивается ее пение.

Ребята отгадывают загадки, поднимают правильное изображение птицы и стараются запомнить ее пение.

Слайды №№ 2-9

Чем птицы похожи

Посмотрите, дети, птицы все разные, но все же они чем-то похожи. Назовите их общие части.

Голова, две лапы, два крыла, хвост, клюв, тело покрыто перьями.

Ребята рассматривают изображения птиц и делают выводы.

Игра « Перелетная или зимующая»

Сейчас мы поиграем в игру на внимательность: я буду называть и показывать картинку с изображением птицы, а вы, если это перелетная птица, помашите «крыльями» и» полетите» налево к солнышку, а если зимующая, то направо к снежинке.

Дети выполняют задание, построившись в круг.

Игра « каждой птичке-ветка»

На листах с нарисованными деревьями дети рассаживают птиц по инструкции учителя: сорока села на среднюю ветку справа,соловей сел на нижнюю ветку слева и т.д.

Дети выполняют задание на листах с нарисованными деревьями

физминутка

Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг.

Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе сделаем вот так…(Ходьба и маршировка по кругу)

Отряхнулись как умеем,(Движения по тексту)

Вытянем свои мы шеи.

Посмотрели, оглянулись,

Шеи в плечики втянулись.

Встали смирно, подравняйтесь

И за мною повторяйте.

Крылья вверх, не ленись,

Все присели, крылья вниз.

Снова крылья поднимаем,

А потом их опускаем,

Снова дружно все присели,

Очень сильно зашипели: ш-ш-ш…

Дети выполняют движения, ориентируясь на слова физминутки

Игра « Что птицы едят?»

Летали, летали наши птицы и проголодались. Сейчас вы попробуете отгадать, что же птицы едят. Для этого поочереди на ощупь будете определять, что лежит в волшебных мешочках.

Дети пытаются на ощупь определить зерно, семечки, ягоды, насекомых, крошки хлеба.

Беседа «Где чье гнездо?»

Беседа с детьми о том, где могут располагаться птичьи гнезда.

Дети пытаются на основе предыдущих знаний дать правильные ответы и привести примеры

Для чего птицы нужны

Диалог с детьми на тему « Для чего нужны птицы?"

Третий этап. Составление устного мини рассказа по картинному плану о перелетных птицах.

Молодцы! Мы сегодня вспомнили много интересного о перелетных птицах. А теперь давайте попробуем составить небольшой рассказ о них по плану.

Сначала учитель дает образец рассказа, а затем - несколько детей.

На слайде несколько картинок в нужной последовательности: весна, птица (части тела), гнездо (кто где строит гнезда), еда, сердце (за что мы любим птиц)

Слайд № 10

Вывод по занятию

О чем мы сегодня говорили на занятии? Что больше всего вам запомнилось?

Ответы детей

Загадки про птиц:

1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это? (соловей)

Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/

На шесте - дворец,

Во дворце - певец.

(Скворец)

Черный, проворный,

Кричит "крак" -

Червякам враг.

(Грач)

Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку.

(Утка)

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

(Гусь)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(Сорока)

Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху - черное суконце,

Снизу - белое полотенце.

(Ласточка)

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная.

Цель: развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, учить дифференциации носового вдоха и ротового выдох, закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.

Планируемые результаты: знает название перелетных и зимующих птиц, правильно употребляет обобщающие понятие «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»; умеет делить слова на слоги и выделять первый и последний звук в слове.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, мяч, фишки.

Содержание организованной образовательной деятельности

1. Пальчиковая гимнастика.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Улетела скворушка-

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Артикуляционная гимнастика. «Как язычок спас ворону от кошки».

Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).

Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить (упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).

Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.

Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).

Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).

3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»

Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.

4. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

5. Игра «Найди звук».

Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

6. Игра «Назови детеныша»

Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.

Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

У скворца-… (скворчата)

У грача-… (грачата)

У журавля-… (журавлята)

У кукушки-… (кукушата)

У аиста-… (аистята)

У лебедя-… (лебедята).

7. Упражнение «Назови признак»

Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

8. Упражнение «Назови какой»

Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

9. Игра «Слова-действия»

Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

10. Составление описательного рассказа по образцу логопеда: - Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.

11. Итог занятия. Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове; вспоминает с детьми вместе, что нового они узнали о птицах.