Весна. Возвращение птиц.
Программное содержание.
Коррекционно-образовательные задачи:
расширять и уточнять знания детей о перелётных птицах;
продолжать работу по активизации словаря, формированию связной речи;
формировать навыки словоизменения;
закреплять употребление родительного падежа единственного и множественного числа.
Коррекционно-развивающие задачи:
закреплять в речи поставленные звуки;
продолжать работу по профилактике дисграфии;
развивать мыслительную деятельность.
Коррекционно-воспитательные задачи:
познакомить детей с жизнью птиц;
воспитывать у детей любовь к птицам и учить заботиться о них,
развивать интерес к занятиям через использование современных компьютерных технологий.
Оснащение для организации совместной корреционной деятельности:
картинки с изображением перелётных птиц, веточки деревьев, основа гнезда, картинки в конвертах с изображением частей тела птиц, звуковой набор (цветные квадратики), мяч, буквы, ноутбук, проектор.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед:
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями.
Дети: здравствуйте.
Логопед:
Сегодня мы поговорим о самом красивом времени года.
Ксюша нам расскажет загадку:
К нам она шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают под её ногами.
Дети: о весне.
На экране появляется картинка «Весна». Составьте это слово из букв. ВЕСНА.
Дети: выполняют задание.
Логопед:
А кто к нам прилетает весной? Скажет Ульяна.
Дети. Загадывают загадки о перелётных птицах:
- Отступили снега и метели,
Птицы с юга домой прилетели.
Кружат, трели разводят певцы.
Кто весну прославляет? (Скворцы).
- Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее нежней.
Кто же это? (Соловей).
- Весной прилетает птица.
Поле вспашут - любит кормиться. (Грач).
Логопед:
Назовите птиц, которые прилетают к нам весной.
Птицы появляются на экране.
Дети называют: грачи, гуси, утки, лебеди, скворцы, журавли, кукушки, ласточки, соловьи, цапли, аисты, жаворонки.
Логопед:
Птицы прилетают и радуются, что они вернулись на Родину, и разговаривают между собой.
Игра «Кто, как разговаривает?»
На экране появляется картинки птиц.
Дети отвечают:
Гуси - гогочут, утки- крякают, грачи - кричат «крак», ласточки - щебечут, соловьи - поют, заливаются, свистят, кукушки - кукуют, жаворонки звенят.
Логопед:
А что делают птицы после прилёта, скажет нам Дима.
Загадка:
Колыбель для деточек
Из травы и веточек. (Гнездо).
На экране появляется гнездо.
Дети: а ещё можно сказать так:
Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо).
Логопед:
Чем занимаются птицы весной?
Дети:
Строят, вьют, ремонтируют гнёзда.
Логопед:
Какие птицы прилетают первыми?
Дети: грачи.
Логопед:
Давайте поможем грачам свить гнездо. (Дети переплетают веточки с прутиками и утепляют гнездо сухой травой, перышками.) Незаметно положить муляжи яиц из киндер-сюрприза. Посадить грача в гнездо.
Логопед показывает картинку птицу, дети отвечают.
Игра « Назови семью птиц»
Грач - грачиха, грачата, грачонок.
Гусь - гусыня, гусята, гусёнок.
Селезень - утка, утята, утёнок.
Скворец - скворчиха, скворчата, скворчёнок.
А теперь посмотрим, что там произошло в гнезде у грачихи. (Найти муляжи яиц и открыть их, дети видят там птенцов).
Логопед:
Как называются эти птенцы?
Дети: галчата.
Логопед:
Посчитаем этих птенцов.
Дети считают.
Один грачонок, два грачонка, три грачонка, четыре грачонка, пять грачат.
Логопед:
Посадите маленьких грачат к маме грачихе.
Логопед:
А сейчас мы с вами поиграем в игру, я называю птицу, а вы называете её ласково.
Игра « Назови ласково птицу». Игра с мячом.
Журавль - журавлик.
Скворец - скворушка.
Гусь - гусик.
Утка - уточка.
Соловей - соловушка.
Кукушка - кукушечка.
Логопед:
Внимательно посмотрите на экран и назовите лишнюю птицу.
Игра «Четвёртый лишний».
Воробей, грач, соловей, скворец.
Дети: лишний воробей. Это зимующая птица.
Ворона, дятел, синица, кукушка.
Дети: лишняя кукушка. Это перелётная птица.
Логопед:
А сейчас все отдыхают.
Звучит музыка пение птиц. Дети выполняют движения.
Физкультминутка: «Кукушка».
У леса на опушке,
Высоко на суку,
С утра поёт кукушка:
Ку-ку! Ку-ку!
Внизу бежит речонка
По жёлтому песку.
Поёт кукушка звонко:
Ку-ку! Ку-ку!
Зелёные лягушки
Попрыгали в реку.
Поёт им вслед кукушка:
Ку-ку! Ку-ку!
Дети стоят на носочках, тянутся за руками вверх.
Присели. Руками производят волнообразные движения.
Сидя на корточках, подпрыгивают как лягушки.
Логопед:
После отдыха новое задание. Садимся за стол и выполняем схему слова КУКУШКА.
Дети выполняют задание.
Логопед:
Молодцы. Все дети выполнили задание. Продолжаем играть в игры.
Логопед называет слово, а дети называют противоположное значение.
Игра «Скажи наоборот»
Аист большой, а соловей - маленький.
У аиста длинная шея, а у кукушки - короткая.
У соловья серая грудка, а у ласточки - белая.
Аист белый, а соловей - серый.
Логопед: вот вам конверты, покажите и назовите это.
Игра «Покажи и назови части тела птиц».
Лапы журавля - журавлиные лапы.
Клюв ласточки - ласточкин клюв.
Хвост соловья - соловьиный хвост.
Шея утки – утиная шея.
Голова гуся - гусиная голова.
Как вы думаете, чем покрыто тело птиц?
Дети: перьями и пухом.
Логопед: молодцы.
А что вы знаете ещё о перелётных птицах?
Рассказы, загадки детей.
Дети: я знаю загадку, а я могу рассказать про кукушку, я тоже знаю загадку, я могу рассказать о скворцах.
Загадка:
В лесу на ветке она сидит,
Одно «ку-ку» она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
«Ку-ку» то там, то тут,
Как птицу эту зовут?
Дети отгадывают - кукушка.
Птица появляется на экране.
Рассказ про кукушку.
Загадка:
На шесте - весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец -
Он и лётчик и певец.
Дети отгадывают - скворец.
На экране появляется птица.
Рассказ о скворцах.
Логопед:
Сегодня мы говорили о перелётных птицах. Все дети молодцы. Отвечали на вопросы правильно. Рассказали о перелётных птицах, загадали загадки и смогли их отгадать. Птицы вам прислали сюрприз, это книжки раскраски о птицах. Вы в группе рассмотрите и раскрасите этих удивительных птиц.
Приложенные файлы
Цель: Закрепить знания о перелетных птицах.
Задачи:
образовательные
развивающие:
воспитательные:
Содержание занятия:
I .Организационный момент.
Здравствуй, сегодня у нас урок логопедии. Посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними, поздоровайтесь друг с другом:
Здравствуй, здравствуй,
Не зевай и ладошки мне давай (берут друг друга за руки)
Вместе с солнцем мы встаем (поднимают руки вверх)
Вместе с птицами поём (взмахи руками - крыльями)
С добрым утром! (ритмичные хлопки)
С ясным днём! (шаги на месте)
Вот как славно мы живем! (показать большие пальцы обеих рук).
II .Введение в тему. Ребята, какой у нас год?2017. А каким годом он объявлен Указом президента России?
2017 год объявлен в России — годом экологии.
ЭКОЛО́ГИЯ - наука о том, что нас окружает (леса, реки, горы, животные, птицы) и как мы должны к ним относится. Мы сегодня постараемся больше узнать о представителях окружающей нас среды.
III .Основная часть.
Послушайте загадку:
Наступает до лета,
Приносит много света,
Под снегом воду
Отпускает на свободу(весна).
Логопед: Какие приметы весны вы знаете?
(картинки с приметами - на слайде)
Ученики : Солнце ярче светит, становится теплее, тает снег, появляются проталины, на реках ломается лед, на деревьях распускаются почки, появляются первые цветы, просыпаются дикие животные леса.
Логопед: Какие звуки мы слышим весной? (аудиофайлы с журчанием ручья, голосами птиц).
Логопед: Какие звуки понравились вам больше всего?
Ученики : Голоса птиц.
Логопед : Ребята, еще одна примета весны - прилет птиц из жарких стран.
Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах, постараемся больше узнать о них. У вас на столах есть картинки птиц: в конце занятия вы покажете мне одну из картинок. Если вам занятие понравилось, вы узнали что - то новое - покажете радостную птичку, если вам было неинтересно, у вас что - то не получилось - покажете грустную птицу. Начнем наше занятие.
Логопед: Как мы уже отметили, весной к нам возвращаются птицы из теплых краев, чтобы вывести здесь птенцов. Ребята! Как вы думаете, почему их назвали перелётными? (ответы учеников).
Давайте посмотрим на слайд и проверим, каких перелетных птиц вы знаете, а каких нет.
На слайдах изображения птиц- скворец, ласточка, жаворонок, журавль, кукушка, лебедь, гусь, утки.
Логопед: Я думаю, этих птиц вы видели чаще других. Ой, ребята, беда!
Подул шаловливый весенний ветерок и разбросал слоги в названиях некоторых птиц, нужно это исправить, собрать из слогов слова (на слайде).
А вот эти птицы вас знакомы? (иволга, чибис, цапля, аист, зяблик, малиновка, стриж, соловей). Выберите одну птицу и сделаем звуковой анализ названия этой птицы.
5. Игра «Четвертый лишний». На карточках изображения четырех птиц, одна из них лишняя. Ученики должны назвать одну птицу и объяснить, почему она лишняя.
6.Дидактическая игра - подобрать признаки к словам - названиям птиц.
Логопед: Мы с вами посмотрели много картинок птиц и теперь вы сами расскажете о птицах - какие они?
Например, зяблик (какой?) - стройный, нарядный, певчий.
Иволга (какая?) -желтая, яркая, красочная
Лебедь (какой?) - белый, крупный, благородный
Грач(какой?) - черный, важный, с блестящими крыльями
Соловей (какой?) - маленький, незаметный, голосистый .
Кукушка (какая?) - пестрая, хитрая, коварная.
7.Дидактическая игра «Сложные слова».
Логопед: Ребята, если у цапли острый клюв, то это … (остроклювая цапля).
Если у журавля длинные ноги, то это … (длинноногий журавль).
Если у ласточки быстрые крылья, то это … (быстрокрылая ласточка).
Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей)
Физкультминутка «Лебеди».
Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой, Качают головой. Прямо, гордо умеют держаться И бесшумно на воду садятся. |
Взмахи руками; Наклон вперед, руки в стороны, Медленно поворачиваем голову вправо - влево Выпрямить туловище, прогнуть спину, руки отвести назад; Сесть на места. |
8.Логопед: Давайте продолжим нашу игру и нам нужно к каждой птице подобрать слова-действия.
Ласточка (что делает?) -летает, щебечет, ловит мошек.
Лебедь (что делает?) - плавает, машет крыльями, летает.
Цапля (что делает?) - стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек.
Мухоловка (что делает?) - сидит на ветке, летает, ловит мух.
Кукушка - летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда.
9. Дидактическая игра «Кто как голос подает».
Логопед : Ребята, мы знаем, что многие птицы очень красиво поют. Но голоса разных птиц звучат по- разному. Давайте вместе разберемся в этом.
На доске - картинка с изображением птицы, у логопеда на столе - карточки со словами. После прослушивания голосов птиц, подобрать карточку и прикрепить к изображению птицы.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».
Запись предложений в тетрадь.
Кукушка - кукует, ласточка - щебечет, скворец - поет,
журавль - курлыкает, утка - крякает, гусь - гогочет.
10. Игра «Кто чем питается?».
Логопед: Ребята! Вы любите птиц? За что вы любите птиц?
Ответы учеников: За то, что они красивые. За пение.
11.Логопед: Знаете ли вы, какую пользу нам приносят птицы? Чем питаются птицы? (ответы учеников).
— Молодцы! А теперь мы с вами поиграем в игру «Кто чем питается?». Вам помогут картинки. Я буду называть птицу, а вы должны полным предложением сказать, чем они питаются.
Грач питается червяком, журавль питается рыбой, скворец питается жуками, ласточка питается комарами, кукушка — гусеницами, мухоловка питается мухами.
Логопед: — Молодцы! Знаете, чем питаются наши птицы! Они приносят нам огромную пользу, защищают наши леса, сады от вредителей. Как же мы с вами должны относиться к нашим пернатым друзьям? (ответы учеников).
Мы должны сделать для них скворечники, не разорять птичьи гнёзда, не бросать в них камнями.
Логопед : Международный день птиц отмечают ежегодно 1 апреля с 1906 года, когда была подписана «Международная конвенция об охране птиц».
Праздник Жаворонки Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта - в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки , а за ними летят и другие перелетные птицы. По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы.
12. Развитие связной речи.
Логопед: Мы многое узнали о перелетных птицах. Попробуйте рассказать об одной из перелетных птиц. Вам помогут картинки на таблице и опорные слова на слайде.
1.Серый журавль - улетает в августе.2. Прилетает в марте или апреле. 3.Живет в болотистых лесах. 4.Питается ягодами, насекомыми и их личинками. 5.В нашей стране серый журавль охраняется в десятках заповедников и национальных парков, в том числе и в Белозерском заказнике Гафурийского района.
Итог занятия.
Я думаю, вы многое узнали сегодня о птицах, и будете бережно относится к ним не только в год экологии, но и всегда.
Рефлексия. Оцените свое настроение при помощи картинок птиц.
Задание на самоподготовку: раскраски с перелетными птицами.
Конспект фронтального логопедического занятия на тему:
« Весна в природе/ прилет птиц. Насекомые».
Цель: расширить представления детей о весне, перелетных птицах, насекомых.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: расширить словарь детей по теме «Перелетные птицы» (ласточка, скворец, соловей, грач, аист, лебедь), «Насекомые» (пчела, бабочка, паук, комар, муха, муравей, божья коровка, таракан, стрекоза и т.д.). Закрепить знания детей о весенних месяцах (март, апрель, май). Закреплять и совершенствовать навыки образования имени существительного с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ок. Закрепить использование имен прилагательных в активной речи. упражнять в образовании и практическом употреблении имён существительных в родительном, винительном, творительном падежах. Упражнять в составлении предложений с предлогом «В», «ПОД»; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, правильно строя фразу.
Коррекционно-развивающие: развивать связную речь детей; мышление детей на материале описательных стихов про насекомых; слуховое внимание; совершенствовать общую (сочетание речи с движением) и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика); совершенствовать зрительно-пространственное восприятие.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к птицам и насекомым; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Материал: презентация, сундучок, муляжи насекомых, картинки с изображением перелетных птиц, насекомых; мяч; раскраски или наклейки.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки.
Ход занятия:
I . Организационный момент
Доброе утро, ребята! Какое у Вас настроение? С чего начинаем наше занятие? (с улыбки). Улыбаемся.
Я предлагаю Вам сегодня отправиться в путешествие и очутиться в волшебном месте. Закройте глаза.
(Перед детьми на интерактивной доске появляется видеозапись весны «Весенний хоровод» С. Насауленко, слайд №1).
Ребята, где мы очутились? (Мы очутились в лесу). А какое здесь время года? (Весна). Да, ребята, сейчас весна.
Как же хорошо весной в лесу! Красота, свежий воздух!
II . Основная часть
1) Игра «Весенние приметы»
Не ленитесь, не зевайте, весенние приметы называйте!
А за правильный ответ - получай скорей цветок. Ребята, помните, предложения должны быть полные. Например: Весной тает снег и т.д.
Какие Вы молодцы! И про перелетных птиц рассказали! (слайд №2)
Чу! Что я слышу?
2) Игра «Назови перелетных птиц»
Ребята, посмотрите на экран и скажите, какие птицы прилетели из теплых краев? Полным предложением отвечай, руку поднимай - ну и фишку получай!
(Перед детьми на интерактивной доске появляются изображения анимированных птиц, слайды №3-8).
(Ответы детей: Из теплых краев прилетели ласточка, скворец, соловей, грач, аист, лебедь).
Спасибо, ребята!
Вот и задание от птиц:
3) Игра «Назови весенние месяцы»
Ребята, назовите, пожалуйста, весенние месяцы.
Птицы говорят Вам спасибо (включается аудиозапись, слайд №9).
Друзья, птицы дарят Вам подарок, а он спрятан в сундучке. Кто тут спрятан? (ответы детей: В сундуке спрятаны насекомые).
(слайд №10).
И правда, насекомые!
Итак первый гость у нас - паук.
(включается аудиозапись, слайд №11).
Я паук, сети плету
На вид я грозный,
А так я очень добрый
Назовите меня ласково
И скажите, сколько у меня ног
4) Игра «Назови ласково и посчитай»
Ребята, назовите паука ласково и скажите, сколько у него ног? (паучок. У паука 8 ног).
Спасибо большое, ребята!
Следующий гость (включается аудиозапись, слайд №12).
А я бабочка-краса,
Всех я лучше,
Всем мила
Назовите, какая я!
5) Игра «Назови, какая»
Ребята, какая бабочка? Давайте скажем ей приятные комплименты!
Следующий гость (включается аудиозапись, слайд №13).
А я братец муравей,
Всех важней и всех умней!
Добродетель, трудяга
Настоящий симпатяга!
Ребята, поиграйте с мячом и расскажем, какая погода весной. Для этого Вам помогут мои картинки-подсказки.
(На экране появляются анимированные сюжетные картинки с изображениями весенней погоды, слайды №14-17).
6) Игра «Какая погода весной»
Друзья, посмотрите на картинки и скажите, какая же погода бывает весной.
(Весной погода теплая, солнечная, облачная, дождливая).
Кто же наш следующий гость? (включается аудиозапись, слайд №18).
А я божья коровка,
Очень добрая головка,
Крылышки я раскрываю,
Вам желанье загадаю
Ребята, сделайте гимнастику для пальчиков
7) Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»
Ребята, приготовьте ладошки. Сейчас с Вами мы превратимся в божьих коровок.
Божья коровка Улети на небо, | Изображают ладонями божью коровку, машут ладонями. |
Там твои детки Кушают конфетки, | Ритмичное сжимание и разжимание кулачков. |
Всем по одной, А тебе ни одной. | Показать пальцем -1 и 0. |
Ребята, кто же следующий гость? (включается аудиозапись, слайд №19).
Я писклявый комарик
И точу свой носик
Берегись, уколю
Лучше спрячься ты в лесу.
Отправимся в лес, ребята?
Тогда давайте встанем.
8) Физ.минутка « В лесу»
Открывается анимированная сюжетная картинка с изображением леса. (включается аудиозапись, слайд №20).
Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. | Встать, ноги вместе, руки через стороны -вверх- вдох, опустить вниз-выдох
|
Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. | Ходьба на месте, Повороты головой влево-право
|
Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели. | Встать на носки, руки через стороны вверх и посмотреть вверх. |
Бабочки летали, Крыльями махали. | Бег на месте, плавно махая руками.
|
Дружно мы похлопали Ножками потопали. | Хлопки в ладоши, Притопы на месте. |
Хорошо мы погуляли. И И И И Мы немножечко устали. | Дети присаживаются на свои места. |
И последняя наша гостья:
(включается аудиозапись, слайд №21).
А я муха, муха, муха
Настоящая принцесса
Пишут сказки про меня.
Что сказка? Что за сказка?
Расскажите-ка друзья?
(Открывается слайд «Муха-Цокотуха», слайд №22).
Ребята, давайте вспомним, какая есть сказка про муху? (ответы детей: Есть сказка «Муха-цокотуха»).
Кто написал эту сказку (ответы детей: сказку написал Корней Чуковский)
Ребята, что было в этой сказке? (ответы детей: Жила-была Муха-Цокотуха).
Что нашла Муха? (ответы детей: Муха-Цокотуха нашла денежку).
(слайды №23-25).
Что купила Муха? (ответы детей: Муха-Цокотуха купила самовар).
Где Муха купила самовар? (ответы детей: Муха-Цокотуха купила самовар на базаре).
(слайды №26-27).
Кого же пригласила в гости муха? (ответы детей: Муха-Цокотуха пригласила в гости насекомых: муху, таракана, пчелу, блошек, червяков и т.д.).
(слайд №28).
Что подарили гости Мухе? (ответы детей: Блошки подарили Мухе -Цокотухе сапожки с золотыми застежками. Бабушка Пчела подарила мед).
(слайд №29-30).
Что случилось с Мухой? (ответы детей: Муху-Цокотуху уволок паук).
(слайды №31-32).
Что случилось с гостями? (ответы детей: Гости убежали, испугались, спрятались).
(слайд №33).
Кто спас муху? (ответы детей: Муху-Цокотуху спас Комар).
(слайды №34-35).
Как закончилась сказка? (ответы детей: Муха-Цокотуха вышла замуж за Комара, гости веселись).
(слайды №36-37).
Спасибо ребята. Вы большие молодцы, рассказали Мухе сказку!
III . Итог занятия.
С насекомыми ребята
Очень подружились,
Улыбались, занимались,
И, конечно, развивались.
Насекомым в лес пора,
До свидания, друзья!
О чем говорили на занятии? (На занятии мы говорили о весне, перелетных птицах, насекомых).
Что Вам больше всего понравилось? (ответы детей: Мне больше всего понравилось знакомство с насекомыми и т.д.).
Каких насекомых вы запомнили? (ответы детей: Я запомнил (-а) таракана, муху, пчелу, комара, бабочку, муравья).
А вот и подарки от насекомых! (раздаются наклейки или раскраски с изображением насекомых).
Приложение
«Муха-Цокотуха»
К.И. Чуковский
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки —
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые —
В них застежки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла…
«Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок —
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!»
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать —
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница!
А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
«Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!»
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!
Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
«Слава, слава Комару —
Победителю!»
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки —
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром.
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!
Козявочки с червяками,
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.
Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.
Веселится народ —
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого Комара!
Муравей, Муравей!
Не жалеет лаптей, —
С Муравьихою попрыгивает
И букашечкам подмигивает:
«Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат, —
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Конспект группового дефектологического занятия на тему: «Перелетные птицы» для третьего класса коррекционной (специальной) школы восьмого вида.
Цель : формирование общих представлений о перелетных птицах.
Задачи :
Коррекционно-образовательные:
Закрепить ранее изученные понятия о перелетных птицах.
Закрепить знания о времени года «весна» через актуализацию основных сезонных отличий.
Коррекционно-развивающие:
Развивать пространственную ориентацию на плоскости через д\и « птицы на дереве»
Развивать мыслительные операции анализа и синтеза через отгадывание загадок
Развивать тактильное восприятие через д\и « Чем накормим птиц?»
Развивать диалогическую речь через ответы на поставленные учителем вопросы
Развивать монологическую речь через составление устного мини рассказа о перелетных птицах
Развивать долговременную память через отгадывание на слух птиц по их голосам с помощью аудиопрослушивания
Развивать слуховое восприятие через прослушивание аудиозаписи « голоса птиц»
Развивать моторную координацию через выполнение физминутки « Птицы»
Коррекционно-воспитывающие:
Воспитывать интерес к перелетным птицам через тему занятия
Воспитывать бережное отношение к птицам
Демонстрационный материал:
Цветные изображения птиц; сушеные ягоды, крошки хлеба, зерно, объемные изображения насекомых и т.д. – для игры « Чем питаются птицы»; изображения деревьев на листах бумаги (по количеству учащихся); изображения солнышка и снежинки.
Перед обобщающим занятием дети должны быть ознакомлены с загадками данного занятия, отличительные черты птиц также должны быть рассмотрены на предыдущих занятиях.
Ход занятия:
Этапы занятия
Действия и речь учителя
Предполагаемые действия и ответы детей
оргмомент
Нацеливание детей на занятие
Первый этап. Актуализация знаний о весне.
Показ слайдов о весне.
Ребята, глядя на слайд, попробуйте догадаться, какое время года изображено?
Правильно. А теперь послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о ком именно мы сегодня с вами будем говорить. (чтение учителем стихотворения А.Плещеева « Ласточка с весною в сени к нам летит…»
Дети рассматривают слайд №1 и пытаются самостоятельно назвать отличительные признаки весны.
Дети должны ответить, что речь пойдет о перелетных птицах.
Второй этап. Загадывание загадок о птицах.
Учитель загадывает загадки, а дети поднимают картинку с правильным изображением птицы. После этого на слайде появляется изображение птицы- отгадки и прослушивается ее пение.
Ребята отгадывают загадки, поднимают правильное изображение птицы и стараются запомнить ее пение.
Слайды №№ 2-9
Чем птицы похожи
Посмотрите, дети, птицы все разные, но все же они чем-то похожи. Назовите их общие части.
Голова, две лапы, два крыла, хвост, клюв, тело покрыто перьями.
Ребята рассматривают изображения птиц и делают выводы.
Игра « Перелетная или зимующая»
Сейчас мы поиграем в игру на внимательность: я буду называть и показывать картинку с изображением птицы, а вы, если это перелетная птица, помашите «крыльями» и» полетите» налево к солнышку, а если зимующая, то направо к снежинке.
Дети выполняют задание, построившись в круг.
Игра « каждой птичке-ветка»
На листах с нарисованными деревьями дети рассаживают птиц по инструкции учителя: сорока села на среднюю ветку справа,соловей сел на нижнюю ветку слева и т.д.
Дети выполняют задание на листах с нарисованными деревьями
физминутка
Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг.
Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе сделаем вот так…(Ходьба и маршировка по кругу)
Отряхнулись как умеем,(Движения по тексту)
Вытянем свои мы шеи.
Посмотрели, оглянулись,
Шеи в плечики втянулись.
Встали смирно, подравняйтесь
И за мною повторяйте.
Крылья вверх, не ленись,
Все присели, крылья вниз.
Снова крылья поднимаем,
А потом их опускаем,
Снова дружно все присели,
Очень сильно зашипели: ш-ш-ш…
Дети выполняют движения, ориентируясь на слова физминутки
Игра « Что птицы едят?»
Летали, летали наши птицы и проголодались. Сейчас вы попробуете отгадать, что же птицы едят. Для этого поочереди на ощупь будете определять, что лежит в волшебных мешочках.
Дети пытаются на ощупь определить зерно, семечки, ягоды, насекомых, крошки хлеба.
Беседа «Где чье гнездо?»
Беседа с детьми о том, где могут располагаться птичьи гнезда.
Дети пытаются на основе предыдущих знаний дать правильные ответы и привести примеры
Для чего птицы нужны
Диалог с детьми на тему « Для чего нужны птицы?"
Третий этап. Составление устного мини рассказа по картинному плану о перелетных птицах.
Молодцы! Мы сегодня вспомнили много интересного о перелетных птицах. А теперь давайте попробуем составить небольшой рассказ о них по плану.
Сначала учитель дает образец рассказа, а затем - несколько детей.
На слайде несколько картинок в нужной последовательности: весна, птица (части тела), гнездо (кто где строит гнезда), еда, сердце (за что мы любим птиц)
Слайд № 10
Вывод по занятию
О чем мы сегодня говорили на занятии? Что больше всего вам запомнилось?
Ответы детей
Загадки про птиц:
1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Кто же это? (соловей)
Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/
На шесте - дворец,
Во дворце - певец.
(Скворец)
Черный, проворный,
Кричит "крак" -
Червякам враг.
(Грач)
Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку.
(Утка)
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
(Гусь)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)
Спереди - шильце,
Сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце.
(Ласточка)
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная.Цель: развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, учить дифференциации носового вдоха и ротового выдох, закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.
Планируемые результаты: знает название перелетных и зимующих птиц, правильно употребляет обобщающие понятие «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»; умеет делить слова на слоги и выделять первый и последний звук в слове.
Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, мяч, фишки.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Пальчиковая гимнастика.
Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).
На юг птицы улетели.
Улетела скворушка-
Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).
Жаворонок, соловей
Торопились, кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все собрались, улетели, (Машут ладошками).
Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).
2. Артикуляционная гимнастика. «Как язычок спас ворону от кошки».
Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).
Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить (упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).
Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.
Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).
Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).
3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»
Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.
4. Беседа о перелётных птицах.
Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).
Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).
Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)
Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).
5. Игра «Найди звук».
Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.
Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).
Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.
1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.
2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.
3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.
6. Игра «Назови детеныша»
Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.
Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.
У скворца-… (скворчата)
У грача-… (грачата)
У журавля-… (журавлята)
У кукушки-… (кукушата)
У аиста-… (аистята)
У лебедя-… (лебедята).
7. Упражнение «Назови признак»
Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.
Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)
Аист какой?-…(белый, большой, красивый)
Грач какой?-…(чёрный, крупный)
Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)
Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)
Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)
8. Упражнение «Назови какой»
Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).
Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).
Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).
Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).
9. Игра «Слова-действия»
Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.
Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).
Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).
Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).
Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).
Грач – (ходит, летает, ищет червяков).
Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).
10. Составление описательного рассказа по образцу логопеда: - Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.
11. Итог занятия. Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове; вспоминает с детьми вместе, что нового они узнали о птицах.