Конспект игрового занятия в младшей группе. Подборка игр и упражнений на тему «Птицы Изучаем птиц для детей 3 лет

Конспект игрового занятия в младшей группе. Подборка игр и упражнений на тему «Птицы Изучаем птиц для детей 3 лет

Народные песенки-потешки про птиц для детей

Летели птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели,

Как они садились,

Все люди дивились.

Прилетели птички,

Птички-невелички,

Все летали, все летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетели —

Зернышки клевали.

Дятел-вятел

Сел на сук.

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук!

Долбит сук.

Совушка-сова,

Большая голова

На суку сидела,

Головой вертела.

Во траву свалилася,

В яму провалилася.

Ку-ку, ку-ку, кукушечка,

Лети скорей в лесок,

Ку-ку, ку-ку, кукушечка,

— Гуси, гуси!

— Га! Га! Га!

— Есть хотите?

— Да! Да! Да!

— Ну, летите!

— Нет! Нет! Нет!

Серый волк под горой

Зубы точит,

Есть нас хочет!

— Ну, летите, как хотите,

Только крылья берегите!

Хороша ворона-птица,

Да в певицы не годится.

Как откроет рот — кошмар,

Слышно только: «Кар-кар-кар!»

Ты, сорока-белобока,

Научи меня летать,

Невысоко, недалеко,

Только солнышко видать!

— Уточка да луговая,

Серая да полевая,

Где ты ноченьку ночевала?

— Под мостом, мосточком,

Под ивовым кусточком;

Уж я, утя, хожу,

Малых деток вожу,

А я, утя, поплыву,

Малых деток поведу.

— Птица-синица, где ты была?

— Я летала по садам,

Я бывала тут и там.

— Птица-синица,

Кто твоя сестрица?

Гуси серые летели,

На лужайку тихо сели,

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали.

Уж ты, ласточка,

Ты, касаточка,

Ты возьми ключи,

Лети на небо,

Ты запри зиму,

Отопри лето!

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет.

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое,

Унесите от нас

Зиму холодную.

Андрей-воробей!

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек;

Не клюй песок,

Не тупи носок!

Пригодится носок

Клевать колосок.

Стихи русских поэтов про птиц для детей

О. Высотская «Гости»

Для гостей

Сыплет Костя пшено.

Воду льет на блюдце —

Пусть они напьются.

Гости пьют

Не хотят,

Не даются

Вот какие гости

На окне у Кости!

Саша Черный «Дятел в дуб все тук да тук»

Дятел в дуб все тук да тук...

Дуб скрипит:

— Что там за стук?

Л. Чарская «Посмотри...» (отрывок)

Посмотри... На ветке липы

Зяблик песенку поет...

Он сейчас поймает мошку

И в гнездо себе снесет.

В. Жуковский «Птичка»

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поет;

Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет!

Где же ты, птичка?

Где ты, певичка?

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты,

Там и поешь ты

Песню свою.

Э. Мошковская «Зяблик согрелся»

— Пинь! Пинь! Пинь!

Шубу скинь! Скинь! Скинь!

Зяблик распелся — зяблик согрелся!

Э. Мошковская «Кругом — снег»

Кругом — снег.

А на горке — нет!

Увидали грачи.

Каждый кричит,

Как матрос с корабля:

В. Жуковский «Жаворонок»

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны...

А. Блок «Ворона»

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой...

А уж в воздухе — вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны...

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это все у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..

О. Высотская «Птичий дом»

Чуть растопит солнце вешнее

На дворе у нас снежок,

Птичьи домики — скворечники

Мы сколотим из досок.

Тук-тук молотком,

Строим, строим птичий дом!

На дворе тепло и весело,

Лед ломается в реке,

Птичий домик мы повесили

На березовом сучке.

Ждем, ждем, птички, ждем,

Прилетайте в новый дом!

И. Тургенев «Синица» (отрывок)

Слышу я: звенит синица

Средь желтеющих ветвей;

Здравствуй, маленькая птица,

Вестница осенних дней!

Хоть грозит он нам ненастьем,

Хоть зимы он нам пророк —

Дышит благодатным счастьем

Саша Черный «Воробей»

Воробей, мой воробьишка!

Серый, юркий, словно мышка.

Глазки — бисер, лапки — врозь,

Лапки — боком, лапки — вкось...

Прыгай, прыгай, я не трону —

Видишь, хлебца накрошил...

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, еще чуть-чуть...

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить...

Ближе, ну, еще немножко...

Фурх! удрал... какой нахал!

Съел все зерна, съел все крошки

И спасибо не сказал.

Саша Черный «На заборе снег мохнатый»

На заборе снег мохнатый

Толстой грядочкой лежит.

Налетели вмиг галчата...

Ух, какой серьезный вид!

Ходят боком вдоль забора,

Головенки изогнув,

И друг дружку скоро-скоро

Клювом цапают за клюв.

Что вы ссоритесь, пичужки?

Мало ль места вам кругом —

На березовой макушке,

На крыльце и под крыльцом.

Эх, когда б я сам был галкой —

Через форточку б махнул

И веселою нырялкой

В синем небе потонул...

С. Михалков «Скворец»

Живет у нас под крышей

Непризнанный артист,

И целый день мы слышим

Художественный свист.

Еще в полях туманы,

Еще роса блестит,

А он, проснувшись рано,

Уже вовсю свистит.

Свистит не славы ради,

Не ради всяких благ,

А просто в небо глядя,

От сердца! Просто так!

Выводит он рулады

По нескольку минут...

Не требуя награды

За свой талант и труд.

Н. Рубцов «Ворона»

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны.

И от холода нет обороны.

Н. Рубцов «Воробей»

Чуть живой.

Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей.

Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зернышком, бедный,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему...

A. Майков «Ласточки»

Мой сад с каждым днем увядает;

Помят он, поломан и пуст,

Хоть пышно еще доцветает

Настурций в нем огненный куст...

Мне грустно!

Меня раздражает

И солнца осеннего блеск,

И лист, что с березы спадает,

И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу —

Пустое гнездо над окном:

В нем ласточек речи не слышу,

Солома обветрилась в нем...

А помню я, как хлопотали

Две ласточки, строя его!

Как прутики глиной скрепляли

И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок!

Как любо им было, когда

Пять маленьких, быстрых головок

Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,

Как дети, вели разговор...

Потом полетели, летуньи!

Я мало их видел с тех пор!

И вот — их гнездо одиноко!

Они уж в иной стороне —

Далёко, далёко, далёко...

О, если бы крылья и мне!

B. Маяковский «Мы вас ждем, товарищ птица, отчего вам не летится?» (отрывок)

Несется клич

со всех концов,

несется клич

во все концы:

— Весна пришла!

Даешь скворцов.

Добро пожаловать, скворцы!

В самом лучшем месте

самой лучшей рощи

поразвесистей

готова жилплощадь.

И маленькая птица

с большим аппетитцем.

для кормежки и зерна,

Саша Черный «Аисты»

На вершине вяза,

Над чужим гнездом,

Аист долговязый

Сторожит свой дом.

А в гнезде супруга

С тройкою птенцов...

Ветер дунул с луга:

Не пора ль на лов?

Дрогнув красной ножкой,

Аист поднял клюв:

Слушает сторожко,

Шею изогнув...

Шух! Вспорхнул с макушки

И летит к лугам.

В ужасе лягушки

Прыгают к стогам.

Цап! Понес, как тряпку,

В ясной синеве.

Старшему даст лапку,

Младшему даст две...

А под вечер разом,

Только схлынет зной,

Он с вершины вяза

Затрещит с женой:

«Ночь идет, тра-та-та,

Спать! Тра-та, та-тан!»

Словно два солдата

Лупят в барабан.

А барбоска в будке

Носом тычет в грудь:

«Р-р!.. Ни на минутку

Не дадут заснуть!»

Рифмовки

Аист к нашему болоту

Прилетает на... (охоту).

Примостилась на суку —

И кричит: ...(«Ку-ку, ку-ку!»).

Мошек птичка поедает,

Как стрела она... (летает).

Дятел клювом-долотом

Строит дом с одним...(окном).

Воробьишки прилетели,

Крошки, зёрнышки все... (съели).

Сорока пестрая,

Птица длинно... (хвостая).

Днем, когда светло,

Сова летит в...(дупло).

Птичка-невиличка

Зовут ее... (синичка).

В розовой жилетке

Сидит снегирь на... (ветке).

Софья Михальчук

Воспитатель:

Здравствуйте, давайте разомнем наши пальчики.

Пальцы сжаты в кулак, выставляем большой палец

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел

Выставляем указательный

Указательный с порога

указал ему дорогу

выставляем средний и т. д.

Палец средний самый меткий

Сливы он сбивает с ветки

Безымянный помогает

А мизинчик господинчик

В землю косточки сажает

Сегодня мы с вами отправимся в лес. А кто живет в лесу? (ответы детей) Да, а еще там живут разные птицы. Давайте посмотрим какие.

Воспитатель показывает цветные иллюстрации утки, петуха, кукушки, соловья.

Рассматриваем картинки, воспитатель обобщает наблюдения детей: посмотрите, кукушка пестрая, утка желтая, соловей каштановый. У них у всех есть клювы, перья, когти.

Обсуждаем, что у утки перепонки на лапах и поэтому она может плавать, а кукушка нет.

Давайте теперь послушаем как поют птицы:

Физкультминутка.

Танцуем под песню А. Ярановой "Жу-жу"

Садимся на подушки и выполняем движения.

Под песню "На диване" Е. Железновой

Игра "Угадай зверя"

Выполняется сидя, стучим кулаками по коленям. Ритм1: По очереди стучим кулаками по коленям. Так скачет медведь (в медленном темпе). Ритм2: Одновременно хлопаем по коленям. Так скачет заяц (в быстром темпе). Ритм3: Одновременно хлопаем по коленям, потом правой рукой по левому колену, потом опять 2-мя руками одновременно. Так скачет заяц-сын. Ритм4: Пальцы обеих рук бегут по коленям. (А вот так бегут комарики).

Теперь показываем еще раз, стучим по спине ребенка ритм и просим угадать, кто скачет?

Творческая мастерская.

Выдаю детям заготовку птички, предлагаю сделать ей перышки и подарить маме.

Материал: картон и пластилин.

Публикации по теме:

Карепова Л. Ю. учитель дошкольного учреждения ” Raadiku”, г. Таллинн, 2017 Лэпбук или тематическая папка - это самодельная папка с различным.

Наступила весна. Вернулись из тёплых краёв перелётные птицы. Тепло и радостно на душе от их весенних трелей. Чтобы больше узнать о жизни.

Задачи приоритетной образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие; развитие продуктивной деятельности детей (совершенствовать.

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи для детей 3–4 лет «Птицы зимой» Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи для детей 3-4 лет «Птицы зимой» Цель: Формировать диалогическую речь детей.

Конспект занятия для детей 3–4 лет «Наши друзья птицы» Форма организации: групповое занятие (10 чел) Цель: познакомить детей с некоторыми зимующими птицами: снегирём, синицей, сорокой, голубем,.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей 3–4 лет Тема: «Домашние птицы» Конспект занятия по познавательному развитию для детей 3-4 лет Тема: «Домашние птицы» Задачи: создать условия для формирования знаний о.

План-конспект занятия по обучению грамоте для детей 4–5 лет «Птицы зимой. Согласные звуки [м], [м’]» План-конспект занятия по грамоте №16 Для детей 4-5 лет на тему: Согласные звуки [м],[м’] (Согласики М,М’) Тема недели: Птицы зимой Дата.

Технологическая карта организованной учебной деятельности по русскому языку для детей 5–6 лет «Домашние птицы» г. Караганда КГКП ясли-сад «Карлыгаш». Сакилбаева Д. К - учитель русского языка. Технологическая карта организованной учебной деятельности.

Н. Сладков «Вежливая галка»

Много у меня среди диких птиц знакомых. Воробья одного знаю. Он весь белый — альбинос. Его сразу отличишь в воробьиной стайке: все серые, а он белый.

Сороку знаю. Эту я по нахальству отличаю. Зимой, бывало, люди за окно продукты вывешивают, так она сейчас же прилетит и всё растреплет.

А вот галку одну я приметил за её вежливость.

Была метель.

Ранней весной бывают особые метели — солнечные. Снежные вихри завиваются в воздухе, всё сверкает и несётся! Каменные дома похожи на скалы. Наверху буран, с крыш, как с гор, текут снежные водопады. Сосульки от ветра растут в разные стороны, как косматая борода деда мороза.

А над карнизом, под крышей, есть укромное местечко. Там два кирпича из стены выпали. В этом углублении и устроилась моя галка. Чёрная вся, только на шейке серый воротничок. Галка грелась на солнце, да ещё и расклёвывала какой-то лакомый кусок. Уютное местечко!

Если бы этой галкой был я, я бы никому такое местечко не уступил!

И вдруг вижу — подлетает к моей большой галке другая, поменьше и цветом потусклее. Прыг-скок по карнизу. Круть-верть хвостом! Села напротив моей галки и смотрит.

Ветер её треплет — так перья и заламывает, так белой крупой и сечёт!

Моя галка кусок свой схватила в клюв — и шасть из углубления на карниз! Тёпленькое местечко чужой уступила!

А чужая галка хвать у моей кусок из клюва — и на её тёпленькое местечко. Лапкой чужой кусок прижала — клюёт. Вот бессовестная!

Моя галка на карнизе — под снегом, на ветру, без еды. Снег её сечёт, ветер перья заламывает. А она, глупая, терпит! Не выгоняет маленькую.

«Наверное, — думаю, — чужая галка очень старая, вот ей место и уступают. А может, это всем известная и всеми уважаемая галка? Или, может, она маленькая, да удаленькая — драчунья». Ничего я тогда не понял...

А недавно вижу: обе галки — моя и чужая — сидят себе рядышком на старой печной трубе и у обоих в клювах прутики.

Эге, гнездо строят! Тут уж каждый поймёт.

И маленькая галка совсем не старая и не драчунья. Да и не чужая она теперь. И уж, конечно, не всеми уважаемая.

А моя знакомая большая галка совсем не галка, а гал!

Но всё равно мой знакомый гал очень вежливый. Я такого первый раз вижу.

М. Пришвин «Ребята и утята»

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась, наконец-то, перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.

В местах, открытых для глаза человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл.

— Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.

Они струсили и ответили:

— Пустим.

— Вот то-то «пустим»! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

— А вон сидит! — хором ответили ребята.

И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!

Они как будто даже и обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.

Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:

— Счастливый путь, утята!

Ребята надо мной засмеялись.

— Что вы смеётесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!

И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:

— До свиданья, утята!

М. Пришвин «Журка»

Раз было у нас — поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую — проглотил. Третью, четвёртую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.

— Умница! — сказала моя жена и спросила меня:

— А сколько он может съесть их? Десять может?

— Десять, — говорю, — может.

— А ежели двадцать?

— Двадцать, — говорю, — едва ли...

Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить — и Журка с ней, она в огород — и Журке там надо, и тоже на полевые колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребёнку, и без него ей уж скучно, без него никуда. Но только ежели случится — нет его, крикнет только одно: «Фру-фру», и он к ней бежит. Такой умница!

Так живёт у нас журавль, а подрезанные крылья его всё растут и растут.

Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула — и за ним. Мах- мах руками, а подняться не может. И в слёзы, и к нам: «Ах, ах, горе какое! Ах, ах!» Мы все прибежали к колодцу. Видим — Журка далеко, на середине нашего болота сидит.

— Фру-фру! — кричу я.

И все ребята за мной тоже кричат: «Фру-фру!»

И такой умница! Как только услыхал он это наше «фру-фру», сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять — проглотил, дали десять — проглотил, двадцать и тридцать... Да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.

Л. Воронкова «Лебеди и гуси»

Вдруг дедушка перестал копать, наклонил голову набок и прислушался к чему-то.

Таня спросила шёпотом:

— Что там?

— Слышишь — лебеди трубят?

Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку и улыбнулась:

— А что же, у лебедей труба есть?

— Какая там труба! — засмеялся дедушка. — Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?

Таня прислушалась. И правда, где-то высоко-высоко слышались далёкие протяжные голоса.

— Вишь ты, домой из-за моря летят, — сказал дедушка. — Как перекликаются. Недаром их кликунами зовут. А вон-вон, мимо солнца пролетели, видны стали... Видишь?

— Вижу, вижу! — обрадовалась Таня. — Верёвочкой летят. Может, они тут где-нибудь сядут?

— Нет, они тут не сядут, — задумчиво сказал дедушка, — они домой полетели!

— Как — домой? — удивилась Таня. — А у нас-то не дом?

— Ну, им, значит, не дом.

Таня обиделась:

— Ласточкам — дом, жаворонкам — дом, скворцам — дом... А им не дом?

— А им дом поближе к северу. Там, говорят, в тундрах болот много, озёр. Там они и гнездуются, где поглуше, где воды побольше.

— А у нас уж им воды мало? Вон речка, вон пруд... Ведь всё равно у нас лучше!

— Кто где родился, тот там и пригодился, — сказал дедушка. — Каждому свой край лучше.

В это время вышли со двора гуси, остановились среди улицы, подняли головы и примолкли.

— Смотри-ка, дедушка, — прошептала Таня, дёргая его за рукав, — а наши гуси тоже лебедей слушают! Как бы и они в тундру не улетели!

— Куда уж им! — сказал дедушка. — Наши гуси на подъём тяжелы! — И снова стал копать землю.

Замолкли в небе лебеди, скрылись, растаяли в далёкой синеве. А гуси загагакали, заскрипели и пошли вперевалку по улице. И гусиные следы треугольничками чётко отпечатывались на сырой дороге.

В. Вересаев «Братишка»

У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Рядом куст бузины. На бузине сидели бок о бок два молодых воробья, совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-жёлтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил — и всё поглядывал на другого и перекликался с ним на звенящем своём языке. Другой — чуть поменьше — с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить-то, видимо, хотелось, — клюв был разинут от жары.

И вдруг я ясно увидел: тот, первый, он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва, и поглядывал на брата — звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края — и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать.

И добился наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.

В. Бианки «Подкидыш»

Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики.

Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.

Я решил спасти спрятанного в нём птенчика.

Но как это сделать?

Кто выведет его из яйца?

Кто вскормит?

Я знал неподалёку гнездо другой птички — пеночки- пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко.

Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки чисто голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те — розовые с чёрными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать.

Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?

Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой.

Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда.

Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст.

Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда, наконец, подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.

Но всё-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем.

Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца?

Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой — хвост пересмешки.

Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними — голый, слепенький птенчик каменки.

Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке.

Теперь я был почти уже уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.

Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки.

Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить, и высиживать свои яйца.

Я скорей отходил прочь, чтобы не помешать ей в этом важном деле.

На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост.

Я подумал: «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду».

Но нет, в гнезде лежала живая каменка. Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта.

Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под неё розовые яички.

Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички — высиживал её птенцов.

Так оно и было.

Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов.

Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах.

И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек.

Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов и выкормила их на славу.

Вопросы для обсуждения

О ком рассказ Н. Сладкова «Вежливая галка»?

Почему галка уступила своё тепленькое местечко другой птице?

Послушай рассказ М. Пришвина «Ребята и утята». Мы можем назвать это произведение сказкой? Почему? (В нём нет сказочных персонажей и не происходит никаких чудес.) Можно сказать, что это стихотворение? (Нет, в нём нет мелодичности, напевности, окончания слов в строчках не рифмуются, оно не отличается образностью.) О ком этот рассказ? Почему утка чирок-свистунок оказалась на дороге? Куда она шла с утятами? Как ты думаешь, зачем ребята стали ловить утят? Как вела себя в это время утка? (Она бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны в величайшем волнении.) Почему она так волновалась? Кто спас утят? Что делала утка, когда ей вернули утят? Чем закончился рассказ? Чему научил тебя автор?

О ком рассказ М. Пришвина «Журка»? Почему он так называется? Как молоденький журавль попал к людям? Мог ли он летать, когда ему подрезали крылья? Что он стал делать? Как жена охотника его подзывала к себе? Расскажи, что случилось, когда у журавля отросли подрезанные крылья. Чем закончился рассказ? Кто тебе в рассказе понравился? Почему?

Что ты знаешь о лебедях? Какие это птицы? Где они живут? А какие бывают гуси? Улетают ли куда-нибудь на зиму лебеди? Когда они возвращаются домой? А домашние гуси улетают на юг? Послушай, как рассказывает Л. Воронкова о домашних гусях и о лебедях, возвращающихся из-за моря к себе домой. Что ты можешь сказать о том, как кричат лебеди? Почему дедушка сравнивает их крик со звуком трубы? Значит, лебеди что делают? (Кричат, трубят, перекликаются.) Как ещё называют лебедей? Куда летят лебеди? Почему? А гуси могут улететь в тундру?

О ком рассказ В. Вересаева «Братишка»? Какие были воробьи? (Молоденькие, маленькие, с пушком, просвечивающим сквозь перья.) Они были похожими или разными? Кто из воробьев понравился тебе больше? Почему? Какой был первый воробей? (Смелый, отважный, бойкий, уверенный в себе.) А каким был второй воробей? (Робким, боязливым, трусливым, несмелым, осторожным.) Расскажи, как воробей звал своего братишку напиться воды.

Почему рассказ В. Бианки называется «Подкидыш»? Какая часть произведения тебе больше запомнилась? Как каменка стала подкидышем? Кто выкормил маленькую каменку, когда она выклюнулась из яйца? Как каменка отблагодарила свою приёмную мать?

Тема «Домашние птицы» : материалы для игр и занятий с детьми 3-4 лет. Картинки домашних птиц для детей, развивающие задания для детей, речевые упражнения. Презентация на тему «Домашние птицы».

Тема «Домашние птицы»: развитие речи детей 3-4 лет

Домашние птицы: задание 1. Знакомимся с домашними птицами

Рассматривание картинок

Учимся рассматривать картинки, сравнивать, делать выводы. Узнаем, какие бывают домашние птицы и как они разговаривают. Развиваем словотворчество и «чувство языка».

Посмотри на картинку. Каких птиц ты видишь на ней? Где они живут? Как ты думаешь, почему этих птиц называют домашними?

Вышли во двор птицы со своими детками – птенцами. Давай их назовем. У утки — …(утята), у гуся — …(гусята), у индюка — …(индюшата), а у курочки — …(цыплята).

Учимся сравнивать домашних птиц. Утята и цыплята

Утята и цыплята очень похожи друг на друга. Чем они похожи? (Они желтенькие, пушистые, у них есть головка, клюв, глазки, крылышки, лапки, туловище, хвостик…). Чем они отличаются? (У цыплят клювик остренький, а у утят – тупой, похож на лопаточку. У утят лапки с перепонками, чтобы плавать, а у цыплят – нет…)

Как говорят домашние птицы? Словообразование

Утята говорят: «Кря-кря-кря» — они что делают? Крякают! Курица говорит: «кудах-тах-тах!» — она…(кудахтает). Петушок кричит: «Кукареку!» — он…(кукарекает). А как гогочут гуси? (га-га-га). Цыплятки говорят: «Пи-пи-пи» — они что делают? (Пищат). Кто еще пищит? (Мышка)

Посмотрите с малышом мультфильм по сказке В. Сутеева «Цыпленок и утенок». Еще раз обсудите с малышом, чем они похожи и чем отличаются? Как они по-разному роют ямку и ищут червячков? Почему цыпленку не удалось плавать как утенку?

Нарисуйте цыпленка и утенка желтой гуашью. Как нарисовать так, чтобы было понятно, где у нас на рисунке утенок, а где цыпленок? Пусть малыш объяснит Вам, а Вы под его диктовку будете рисовать. Спросите: «Как мне нарисовать туловище цыпленка – оно круглое или овальное? А у утенка? Какая голова у цыпленка? Круглая. А у утенка? Овальная». Вспомните, что у этих домашних птиц разные клювы и разные ножки. Утенок благодаря перепонкам на лапках хорошо плавает, а цыпленок плавать не может, но может, работая лапками, доставать червячков из земли.

Домашние птицы: задание 2. Курочка-рябушечка

Развиваем диалогическую речь

Посмотри на картинку – такое бывает или нет? Почему? Да, это картинка – небылица. Послушай небылицу.

Курочка-рябушечка,куда ты пошла?
-На речку.
-Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
-За водичкой.
-Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
-Цыпляток поить.
-Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
-Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Что в этой небылице правда, а что придумано?

Разыграйте это диалог — небылицу с ребенком по ролям (возьмите игрушечную курочку, картинку или пальчиковую игрушку – курочку). Вы будете спрашивать, а ребенок отвечать за курочку. Затем поменяйтесь ролями.

Как очень быстро и просто сделать такие пальчиковые игрушки для инсценировок и диалогов Вы узнаете

В следующей игре придумайте свою небылицу про курочку. Вы будете спрашивать, а ребенок от имени курочки отвечать. Обсудите с малышом, куда еще могла пойти курочка и зачем? Например: «Курочка – рябушечка, куда ты пошла? На базар. Курочка-рябушечка, зачем ты пошла? За зернышками. Курочка-рябушечка, зачем тебе зернышки? Цыпляток кормить и так далее».

Именно с таких простых заданий начинается развитие словесного творчества малышей. Обязательно запишите небылицу ребенка в самодельную книжку. Нарисуйте картинку к первому сочинению малыша. Это ему покажет, как важны для Вас его достижения и вызовет интерес к словесному творчеству. Как сделать самодельную книжку Вы можете прочитать в статьях:

Задание 3. Петушок с семьей

Учимся говорить выразительно, образно, ярко. Знакомимся с жанрами рассказа и сказки. Учимся пересказывать.

Послушай рассказ «Петушок с семьей» (К.Д. Ушинский).

«Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: «Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие! Черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!». Курочки с цыплятками собрались, раскудахталися; зернышком не поделились, — передралися. Петя-петушок беспорядков не любит – сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор. Сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!».

Тебе понравился петушок из рассказа? Чем он тебе понравился? Давай вместе похвалим его: на голове красный…, под носом красная…, нос у петушка…(долотцом), хвост у Пети…, на хвосте…, на ногах …(Помогите малышу вспомнить выражения из рассказа).

Как петушок звал курочек? Давай позовем их как петушок. Еще раз прочитайте слова петушка из рассказа, выделенные курсивом, чтобы их напомнить малышу. Хорошо, если у Вас будут игрушки или картинки петушка и курочек, и Вы «позовете» несколько курочек, т.е. несколько раз перескажете этот отрывок из рассказа с ребенком. В первый раз подсказывайте начала всех фраз («Курочки…, хлопотуньи…, Пестренькие…»), а малыш будет только их заканчивать. А дальше малыш будет сам вспоминать, как звал петушок курочек, а Вы – подсказывать отдельные слова. Позовите 2-3 курочек, похвалите и малыша, и петушка, и курочек.

Расскажите малышу, чем отличается рассказ и сказка . В рассказе говорится о том, что было на самом деле. А в сказках и небылицах – о том, чего не бывает. Какие сказки о петушке ты знаешь? («Кот и петух», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок» и др.) Что случилось с петушком в этих сказках?

Полезные советы:

1.Читая малышу сказки и рассказы, обращайте его внимание на яркие образные слова и фразы, восхищайтесь ими вместе с малышом («Как красиво сказал сказочник о речке! Она бурливая, говорливая!»). Привлекайте ребенка к повторению песенок героев, простых диалогов. Этим Вы закладываете основу для развития выразительной речи, обогащаете словарь малыша. Многократное повторение песенок, небылиц, потешек развивает у ребенка чувство рифмы и ритма.

2. Не волнуйтесь, если ребенок хочет много раз слушать одну и ту же сказку, хотя знает ее почти наизусть. Это ему действительно нужно для развития. И для него очень важно, что он знает наперед, что дальше будет! В дальнейшем он сам переключится на другие сказки.

Все картинки из статьи в хорошем разрешении Вы можете скачать в виде презентации в нашей группе ВКонтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видеозаписями).

Для удобства домашних занятий с ребенком по материалам этой статьи Вы можете воспользоваться презентацией, данной ниже.

Презентация для занятий с детьми 3-4 лет по теме «Домашние птицы»

Для более удобного рассматривания картинок домашних птиц с детьми я даю здесь презентацию. Надеюсь, что это нововведение на сайте Вам понравится 🙂 и сделает занятия с детьми по материалам сайта «Родная тропинка» более комфортными для Вас и Ваших малышей.

Также презентацию по теме «Домашние птицы» и все другие презентации проекта Вы можете скачать бесплатно в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» справа под видеозаписями сообщества).

Домашние птицы: видео для детей

Видео для малышей по теме «Домашние птицы»

Какие бывают домашние птицы: видеозагадка для детей

А это загадка для детей – что это за домашние птицы ходят по двору? Как они называются?

Очень важно, чтобы малыш не только узнавал домашних птиц на картинках, но и видел их в жизни: наблюдал в деревне, как они передвигаются, как едят и пьют водичку, как плавают. В этом небольшом ролике Вы увидите видеофрагменты о домашних птицах — попросите малыша угадать, какая это домашняя птичка. Если ребенок ошибается, нажмите на паузу и еще раз внимательно рассмотрите кадр. Сравните с картинкой.

Современные дети часто ошибаются, т.к. видят домашних птиц не в жизни, а только на картинках. Видео поможет хотя бы чуть-чуть приоткрыть для них интересный мир домашних птиц.

Давайте отдохнем! Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы» для детей 3-4 лет

Наши уточки с утра – кря-кря-кря, кря-кря-кря.
Наши гуси у пруда – га-га-га, га-га-га.
А индюк среди двора – бал-бал-бал, балды-балда!

Изображая уточек и гуся, делаем такие движения: держим вместе указательный и средний пальчики. Этими двумя пальчиками и большим пальцем изображаем открывающийся и закрывающийся клюв утки и гуся в ритм словам потешки (как будто уточка говорит: кря, кря, раскрывая и закрывая свой клювик). Нужно следить, чтобы указательный и средний пальчики всё время были рядом друг с другом и не разбегались в стороны!

Изображая индюка, распрямляем все пальчики вверх как лучики солнца, тянем их как можно больше. Это хвост индюка. Надо, чтобы он был очень большим и очень красивым.
До новых встреч на сайте «Родная тропинка» в рубрике

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Конспект НОД детей 3-4 лет по социально-природному миру

на тему «Птицы осенью»

Цели:

Образовательная:

    Продолжать знакомить детей с характерными признаками осени.

    Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в осенний период.

    Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.

    Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд).

Воспитательная:

    Воспитывать чувство любви к родной природе.

    Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

    Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивающая:

    Развивать интерес к жизни птиц.

    Развивать речь детей, обогащать их словарь.

Развитие словаря:

    Продолжать развивать связную речь детей.

    Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

    Активизировать словарь: «синица», «воробей», «голубь»,« серая ворона», «стайки воробьев», «снегирь», «чирикают», «щебечут», «перелётные и зимующие птицы».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,

«Художественно - эстетическое развитие»

Предварительная работа:

    Наблюдение за птицами во время прогулок.

    Чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А. Шевченко «Гнезда», А. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др.

    Загадывание загадок.

    Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.

    Дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай по описанию» и др.

    Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кто, где живет».

    Слушанье А.Вивальди«Времена года», «Осень» Ц.Кюи, «Осень» И.Кишко, «Листья золотые» Т.Попатенко

    Слушанье и пение р.н. попевки «Сорока», р.н. мелодии «Листопад» сл.Т.Попатенко

    Слушанье музыкальной пьесы Т.Ломовой «Воробей», А.Арсенского «Кукушка», А.Руббахи «Воробей»

Ход занятия

Организационный момент

Изучение нового материала:

Воспитатель:

В природе есть пора, когда земля надевает самые дорогие наряды.

(показ картинки).

Какими становятся листья на деревьях? (Жёлтыми, красными, коричневыми), а потом опадают и шуршат под ногами.

Как называется явление, когда опадают листья? (Листопадом).

Давайте рассмотрим иллюстрации и скажем, что на них происходит.

(Картинка осени)

(Похолодало, увядают цветы и трава, исчезли насекомые, птицы полетели на юг)

Ребята, как называется это время года? (Осень)

Воспитатель:

«Если на деревьях

листья пожелтели,
Если в край далекий

птицы улетели,
Если небо хмурое,

если дождик льется,
Это время года

осенью зовется».(М. Ходякова)

Воспитатель:

Осень приготовила вам подарок. (разрезная картинка птицы)

Картинка была целая, но вот осенний ветерок подул, и она разлетелась на части. Если вы её соберете, то узнаете, с кем мы сегодня познакомимся и подружимся.

(дети собирают)

Что получилось? (Эта птица).

Давайте посмотрим на строение птицы и ответим, что есть у этой птицы?

(Голова, клюв, туловище, крылья, и хвост)

Птицы все похожи друг на друга?



Ребята, посмотрите, птицы разделились на две группы.

Как вы думаете, почему? Затрудняетесь в ответах?

Давайте вспомним, что едят птицы весной и летом? (Мошки, комары, насекомые)

Много сейчас мошек, комаров? (ответы детей)

Птицам не хватает корма. Поэтому многие улетают в тёплые края и их называют перелётные птицы. Эта группа птиц изображена на зелёном фоне.

А те птицы, которые остались зимовать – они на голубом фоне.

Сегодня мы отправимся в гости к птицам, которые остались у нас зимовать. (Дети идут по осенним листьям).

А поможет нам вот такая любопытная птица.

Познакомьтесь, ребята.

Слайдовая презентация «Птицы осенью»

Слайд 2

(Показ синички)

Здравствуйте, ребята, меня зовут синичка Зинька.

Послушайте, как я пою.(запись пение синицы)

Слайд 3

Посмотрите, чем я питаюсь (салом, семенами дыни, арбуза, кабачков, даже семена тыквы; отварными крупами, но без соли)

Зинька:

А сейчас, я познакомлю вас со своими друзьями, птицами, которые остались зимовать вместе со мною.

Слайд 4

Ребята, посмотрите, что за птица села на ветку?

Кто это? (воробей)

Послушайте,как поют воробьи.

Слайд 5

Эта птица ест всё.

Я предлагаю вам превратиться в стаю воробьёв.

Физкультминутка «Воробьи, воробушки»

«Воробьи-воробушки,

Серенькие пёрышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?»

Продолжаем знакомиться с птицами.

Слайд 6

А вот и новая птица? Послушайте, какие звуки издаёт этот пернатый друг.

Обычно люди её зовут к себе за пищей вот так: «Гуль, гуль, гуль». Городские голуби не боятся людей. Любимые места, где они собирают пропитание - улицы и площади городов.

Слайд 7

Рассмотрим, чем питается голубь.

Слайд 8

Вам знакома эта птица?

Вспомните, как она поёт? (Кар- кар)

Слайд 9

Ест всё, что найдёт в городе. Городская ворона может распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку.

Расскажите, что ест серая ворона?

Слайд 10

А эту птицу можно увидеть только зимой.

Называют её снегирём. Запомнить её легко по яркой грудке.

Каким цветом грудка у снегиря? (У неё красная грудка)

Теперь посмотрите, что ест эта птица

Слайд 11

(Он питается она рябиной и другими ягодами).

Ребята, синичка Зинька предлагает вам накормить птиц.

Закрепление нового материала :работа на столе, где стоит кормушка и лежит разный корм.

Синичку Зиньку накормим…

Воробью дадим…

Голубя и ворону угостим…

А красногрудому снегирю…

Итог занятия:

Вам понравилось наше занятие?

- А что больше всего вам запомнилось?

Какие птицы остаются у нас зимовать?

Какие птицы улетели в тёплые страны?