Тематическая неделя «Юные исследователи». Исследовательский проект для средней группы Ознакомление с художественной литературой

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5

Проект

детей в средней группе

« Мы маленькие исследователи»

Выполнила: Картамышева Е.В.

г. Чехов, 2015г

План-проект

по опытно-исследовательской деятельности

детей в средней группе

Прежде чем давать знания, надо

научить думать, воспринимать,

Наблюдать.

В. Сухомлинский

Актуальность: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, в развитии личности ребенка, огромное значение имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Занимательные опыты, эксперименты, исследования вызывают у детей интерес к объектам и действиям живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют активность детей в процессе познания окружающего мира.

Цель и задачи:

Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей;

Углубление представления о живой и неживой природе, формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов и делать выводы по проведенному опыту;

Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

Поддержание у детей инициативы, критичности, самостоятельности, сообразительности, пытливости, общительности.

Срок реализации: 1 год

Участники: дети средней группы

Предполагаемый результат: расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире; развивать познавательные способности и умения через исследовательскую деятельность, накопить опыт гуманного отношения к природе и живым существам; воспитать бережное отношение к природе.

Октябрь.

Т: 1.« Игры с песком». Цикл наблюдений: «Что такое песок?», «Свойства песка»(опыт), «Какой песок тяжелее?» (Опыт).

Цель: Познакомить с качествами песка; с изменением его свойств от влажности посредством наблюдения и экспериментирования.

Экспериментальная деятельность: посыпать песок в какую-нибудь посуду и отметить, как он сыплется, из чего он состоит, песчинки какого размера, цвета?; сделать ямку в песке и налить туда воду – куда исчезла вода, как получить сырой песок, что можно делать из сырого песка?В одинаковы ведерки насыпать сухой песок и в одну из них налить воды, сравнение ведерок, какое из них тяжелее и почему?

2. «Глина и песок» Сравнительное наблюдение.

Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка.

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с водой, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Вылепить из песка и глины фигурки и поставить их сушиться, высохшая песчаная фигура рассыпается, а глиняная становится прочной.

Ноябрь.

1. Т: «В какой коробке что лежит?» (песок или камешки)

Цель: Не открывая коробки угадать в какой коробке лежит песок, а в какой коробке – камешки; учить находить пути решения и делать выводы после эксперимента.(надо потрясти коробки)

2. Тема «Подбери крышки»

Игры с флаконами, банками; подбирать крышки по форме и размеру.

Цель: расширять знания детей о величинах и формах, продолжать учить подбирать крышки путем проб и ошибок, делать выводы по действиям.

Декабрь.

1.«Как лед превращается в воду?»

Цель: Показать, что в тепле лед тает и превращается в воду(цветной лед становится цветной водой), учить делать выводы.

2. «Где раньше растает?» (со снегом)

Цель: Развивать у детей мышление, речь, наблюдательность и внимательность; учить детей делать выводы, обратить внимание на то,что вода грязная; развивать желание экспериментировать со снегом.

(В 2х стаканах приносим снег, один стакан заворачиваем салфеткой (шарфом).

А другой стакан оставляем открытым)

Январь.

1.»Угадай, какая коробка пустая, какая полная?»

Цель: Учить детей угадывать исследовательскими действиями пустую и полную коробку, делать выводы.

(Можно потрясти и сравнить по звуку или поддержать в руках и сравнить по весу)

2. «Что в пакете?»

Цель: Выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха; развивать желание экспериментировать.(прозрачным пакетом «ловим» воздух)

Февраль.

1.Тема: «В какой воде лед быстрее тает?»

Цель: Выявить свойства льда, уточнить знания детей о том, что лед тает в воде, но в разной температуре по-разному, развивать наблюдательность, учить делать зарисовки и подводить итог. (Три стакана с горячей, теплой и холодной водой. В каждую из них кладем кусок льда одинокого размера и наблюдаем)

2. Тема: «Что тонет, а что плавает?»

Цель: Учить детей опытно-исследовательским путем определить что тонет и что нет. (Дерево, пластмасса и железо)

Деревянная, пластмассовая и железная ложки кладем в широкий сосуд с водой и наблюдение за предметами.

Март.

1.Тема. « Прятки».

Цель: Углублять знания свойств и качеств воды, развивать любознательность, закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Две баночки с водой: в одной прозрачная, в другой – подкрашенная. Опустить в обе баночки камешки и понаблюдать за ними. Почему в прозрачной банке камешек видно, а в подкрашенной нет?

2.Тема «Игра с красками»

Цель: познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

Две баночки с прозрачной водой, краски. В одну баночку добавляем красной краски, что происходит? 9краска медленно, неравномерно растворяется). В другую банку добавляем синюю краску и размешиваем, что происходит? (Краска растворяется равномерно)

Апрель.

1.Тема «Соленый, кислый, сладкий»

Цель: продолжать углублять знания детей о свойствах воды, Продолжать знакомить с процессом смешивания и растворения соли, сока лимона и песка и изменения вкуса воды; развивать наблюдательность, любознательность.

Три стакана воды, лимон, соль, песок, ложка. В первую банку нужно класть соль, в другую - песок, в третью- сок лимона. Проверяется вкус воды, делаются выводы.

2. Тема: «Где быстрее прорастают семена?» (фасоль)

Цель: расширить знания детей о живой природе, о том, что растениям для роста нужна влага, как вода влияет на рост растений.

В сухую и влажную тряпочку заворачиваем семена фасоли, через 2 дня разворачиваем и рассматриваем семена. Что с ними произошло?

Май.

1.Тема: «Вода – помощница наша»

Цель: Продолжать обогащать и расширять знания детей о свойствах воды, показать детям, что вода, наполняя емкость, выталкивает легкие предметы наверх, развивать наблюдательность, учить делать выводы.

Предлагается детям без рук достать предметы, лежащих на дне стакана. Рассматривается все версии, воспитатель предлагает налить воды и пронаблюдать за предметами. Вода поднимает легкие предметы.

2. Тема: «Как достать воду?»

Цель: Продолжать знакомить с объемом предметов, учить соблюдать правила безопасности, развивать наблюдательность, внимательность.

В банку с водой на донышке, дети кладут камешки, и наблюдают за проведенным опытом. Вода поднялась, тяжелые камешки вытолкнули воду вверх.

Игровое экспериментирование

Тема: “Лед – это вода”

Цель:

Создать условия для расширения представления детей о свойствах льда;

Тает в тепле;

Развивать мышление при выборе способа действия;

Стимулировать формулирование выводами детьми;

Воспитывать аккуратность в работе.

Материал: замороженные льдинки, теплая вода, тарелочки, салфетки.

Предварительная работа: наблюдение за таянием льда, игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок.

Ход занятия

Воспитатель читает загадку: В реке вода не подвижна и тверда.

Что же случилось с водой?

Ответы детей:

Она превратилась в лед;

Зимой вода в реке замерзла;

И т.д.

Воспитатель: Я оставила воду в формочке на улице, а вода замерзла. Как нам быть, что делать? Как освободить форму ото льда?

После того как дети предложат свои варианты воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиции “хорошо - плохо”.

Предполагаемые суждения анализа в скобках рядом с гипотезой:

Можно погреть в руках, они теплые, лед растает (хорошо – лед растает, плохо – руки замерзнут);

Можно отогреть в варежках (хорошо – лед растает, плохо – варежки намокнут);

Можно положить на батарею (хорошо – лед растает, плохо – долго ждать);

Можно положить в теплую воду, там лед растает;

Можно оставить просто в группе, у нас тепло;

Выбирают три гипотезы и проверяют их:

Поставить на батарею;

Погреть в руках;

Положить в теплую воду.

Помочь детям проверить свои гипотезы, подготовить всё необходимое для проведения опыта.

Выводы:

Быстрее всего лед тает в теплой воде;

Я своим теплом погрела, и лед растаял, только руки замерзли;

На батарее лед не таял дольше всего.

Затем проводиться игра: “Солнечные лучики и льдинка ”. Воспитатель в роли льдинки дети вроде солнечных лучиков. Солнечные лучики обнимают льдинку со всех сторон и льдинка тает.

Вывод:

Изучение и анализ тематической литературы, проведенная опытно экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

Систематизированная работа по развитию поисково-исследовательской активности приводит к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствует обогащению жизненного опыта; развивает инициативу.


Проект для средней группы «Воздух-невидимка»

Паспорт проекта
1. Название проекта: «Воздух-невидимка».
2. Руководитель: Лобанова Надежда Федоровна.
3. Участники проектна: воспитатели группы, воспитанники средней группы, родители.
4. Длительность проекта: среднесрочный (декабрь – февраль)
5. Тип проекта: экспериментальный.
6. Актуальность проекта: недостаточность сформированности знаний и представлений детей о явлении не живой природы - воздухе, его свойствах, влиянии на живую природу.
7. Цель проекта: дать представление о воздухе, его свойствах, значении воздуха для всего живого.
8. Задачи проекта:
Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными объектами не живой природы и к практическому экспериментированию с ними.
Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, представления детей. Развивать экологическое сознание.
Рассказать детям о значении воздуха для жизни человека, животных и растений.
Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.

9. Планируемые результаты: После завершения проекта дошкольники смогут:
проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми) .
осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми) .
собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми) .
10. Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
Что такое воздух?
Какой он?
Зачем он нужен людям, животным и растениям?
Как можно увидеть воздух?
Как можно услышать воздух?
Как можно почувствовать воздух?

Имеет ли воздух силу и вес?
Почему нам бывает жарко и холодно?
Где живет теплый воздух, где - холодный?
11. Предполагаемый результат: итоговое занятие; презентация проекта в ДОУ; творческая презентация с участием детей: «Опыты и эксперименты дома»; оформление папки проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный

Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ; утилизированный материал:, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл) ; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи.

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулировали от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет Попугайчик Кеша, от имени которого предлагаются задания, и которому дети рассказывают о своих экспериментах и выводах.
Теоретическая часть:
составление перспективного плана работы с детьми,
анкетирование родителей
разработка конспектов
описание опытов;
консультирование родителей по теме «Экспериментируйте с детьми дома».
Практическая часть:
Наблюдения на прогулке
Игры-эксперименты по данной проблеме в ДОУ и дома.
Схема реализации проекта: оснащение уголков (Связь с другими видами деятельности)
Уголок экспериментирования «Лаборатория»:
Емкости для воды разного размера, воздушные шарики, мыльные пузыри, целлофановые пакеты, коктейльные трубочки, резиновые и надувные игрушки, шампунь, пластиковые и стеклянные бутылки с узким горлышком разного размера, салфетки, султанчики, воронки.
Уголок познавательный: Энциклопедии, карточки-схемы свойств воздуха,
альбом: «Как люди используют воздух», алгоритмы выполнения опытов.
Уголок творчества: зарисовки опытов; свободное рисование по теме, изготовление вертушек, вееров.
1. Уголок книги: загадки, стихи, художественная литература (чтение худ. литературы:, «Ветрено, ветрено» И. Токмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» Я. Аким, «Дуют ветры в феврале» С. Маршак, «Видел я, как ветерок… » Г. Лагздынь; чтение экологической литературы) пословицы, поговорки.
Уголок природы: Схематичное изображение теплого и холодного воздуха.
Уголок безопасности: правила безопасности в стихах при проведении опытов.
Уголок театрализованной деятельности: шапочки для д/игры: «Воздух-теплый, воздух-холодный. »
Уголок физкультуры: резиновые и надувные мячи и другие надувные спортивные игрушки, физкультминутки.
Уголок музыки: фонограмма произведения Вивальди «Ветер»
3 этап: заключительный
Итоговая НОД: «Невидимый Волшебник»
Презентация проекта в ДОУ
Творческая презентация с участием детей: «Экспериментируем дома»
Составление проектной папки
Результат проекта
Воспитанники могут самостоятельно проводить эксперименты по
обнаружению воздуха
Умеют рассказывать о способах обнаружения воздуха
Имеют представление о свойствах воздуха
Знают о необходимости воздуха людям, растениям, животным
Знают и умеют рассказывать, как люди используют воздух
Знают, что воздух нужно беречь от загрязнения


Проект
"Маленькие исследователи" – «Научные сотрудники» - «Ученые»
Дошкольники - прирожденные
исследователи. И этому подтверждение
их любознательность, постоянное
стремление к эксперименту, желание
самостоятельно находить решение
в проблемной ситуации. Задача педагога –
не пресекать, а наоборот, активно
помогать.
Н.Н.ПоддьяковАктуальность. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Тип проекта комплексный: исследовательско-творческий, информационно-познавательный, практико-ориентированный.
Сроки реализации: долгосрочный – 3 года.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (4-7 лет), родители воспитанников, педагоги.
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных способностей, элементарно естественно научных представлений детей дошкольного возраста о человеке, животном и растительном мире через экспериментирование.
Задачи проекта:
Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя;
Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними;
Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т.д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи;
Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее;
Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;
Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами;
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта.
Методическое:
1. «Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников», Дыбина О.В. 2013 г.
2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительные группы. 2011г.
3.Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. 2010г.
4. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. 2005г.
5. Экологическое воспитание дошкольников: практическое пособие/Под ред. Л.Н. Прохоровой. 2003г.
6. «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.
7. «Творим, изменяем, преобразуем: Игры-занятия для дошкольников», Дыбина О.В. 2013г.
8. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников», Дыбина О.В. 2013г.
Материально-техническое:
- разработка конспектов занятий и игр по экспериментированию;
- подбор иллюстраций, детской литературы;
- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;
- оформление «детской лаборатории» в группе.
Этапы проведения проекта.
I. Подготовительный этап
Создание технической базы для детского экспериментирования («детская лаборатория», оборудование, природные материалы);
Анализ методической литературы;
Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”;
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми;
Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях;
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:
- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации;
- Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов;
- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории;
-Пошив специальной формы для занятий экспериментированием: белые халаты, головные уборы.
II. Реализация проекта
Теоритическая часть: беседа и рассматривание иллюстраций, чтение детской литературы: кто такие ученые, что такое лаборатория, ее назначение;
Практическая часть: проведение познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование), согласно перспективному тематическому планированию.
III. Заключительный проект
Диагностика (результативно-сравнительный анализ)
Новизна разработки.
В своем проекте я применила новый методический подход к организации поисково-исследовательской деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Данный проект будет реализоваться три года на базе одной группы с одним воспитателем, возраст детей: от 4 до 7 лет (начиная со средней группы и заканчивая подготовительной к школе группой).
Почему я выбрала именно этот возраст с 4 до 7 лет?
С 4-х лет дети становятся любознательнее, начинает развиваться образное мышление, фантазия, увеличивается устойчивость внимания, сосредоточенность. В начале на раннем этапе экспериментирования дети в средней группе будут «маленькими исследователями», повзрослев за год и набравшись опыта по экспериментированию, дети в старшей группе становятся «научными сотрудниками», а в подготовительной группе дети вырастают до «ученых».
Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.
Знания, подчеркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Ожидаемые результаты.
Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо-плохо.
Дети с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с прекрасным. Проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытаются контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Перспективный план работы с детьми по проекту «Маленькие исследователи» в средней группе (4-5 лет)
Месяц Форма работы
сентябрь 1. Знакомство с «детской лабораторией»
Цель: сформировать представления детей о том, кто такие ученые, о назначении «детской лаборатории» и культуре поведения в ней.
2. Занятие «Почему песок хорошо сыплется?»
Цель: выделить свойства песка и глины: рыхлость, сыпучесть, познакомить детей с песочными часами.
3. Эксперимент: «Какая бывает вода»
Цель: сформировать представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму.
4. Эксперимент: «Вода-растворитель. Очищение воды»
Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; познакомить с правилами поведения при работе с различными веществами.
октябрь 1. Эксперимент «Куда делась вода»
Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды)
2. Наблюдение «Что у нас под ногами?»
Цель: подвести понимание детей к тому, что опавшие листья являются «кормом» для самих же растений.
3. Занятие «Что стало с опавшими листьями?»
Цель: обратить внимание на изменение опавших листьев в куче.
4. Эксперимент-развлечение «Путешествие Капельки»
Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнера доказывать правильность своего мнения.

Ноябрь 1. Занятие «Путешествие в царство комнатных растений»
Цель: закрепить с детьми знания названий комнатных растений; обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
2. Наблюдение «Кому лучше?» Посадка двух одинаковых отростков герани: в воду, в почву.
Цель: определить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
3. Эксперимент «Вдох-выдох»
Цель: расширить представление детей о воздухе, способах его обнаружения, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
4. Занятие «Знакомство с мелом и углем».
Цель: сформировать представление детей о свойствах мела и угля, рассмотреть данные породы, сравнить их, обратить внимание детей, что они твердые, но в тоже время хрупкие, легко ломаются, раскалываются, оставляют следы. Организовать для детей рисование мелом и углем.
декабрь 1. Эксперимент «Кто помог определить запах?»
Цель: дать детям представление о значении органа обоняния – носа; упражнять в различении запахов (приятный, неприятный, резкий, ароматный, нежный, цветочный и др.). Материалы: баночка с мазью, шампунь, детский крем, духи, лавровый лист, помада, зубная паста, конфета, лук, чеснок, свежий огурец, банан, лимон.
2. Занятие «В мире стекла»
Цель: познакомить детей со стеклянной посудой, помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое), закрепить правила обращения со стеклом.
3. Эксперимент «Волшебные стеклышки»
Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем, объяснить, для чего они нужны человеку.
4. Наблюдение «Где лучше расти?» Посадка отростков традесканции в два горшка: с плодородной почвой, с песчано-глинистой смесью.
Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
январь 1. Эксперимент «Разноцветные сосульки»
Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности.
2. Занятие «Приключение карандаша».
Цель: систематизировать и уточнить представления о свойствах и качествах дерева; развивать логическое мышление, пополнить словарный запас: «шероховатый», «хрупкий», «твердый», «легкий».
3. Эксперимент «Дерево умеет плавать»
Цель: расширить представления о дереве, его качествах и свойствах; научить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
4. Занятие «Путешествие в прошлое бумаги»
Цель: познакомить детей с историей бумаги, с ее современными видами.
февраль 1. Занятие «Узнай все о себе, шарик»
Цель: познакомить детей с резиной, ее качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.
2. Занятие «В мире пластмассы»
Цель: познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная); воспитать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.
3. Занятие «Сравнение металла и стекла»
Игра «Веселый трамвай»
Цель: познакомить с качествами и свойствами металла и стекла путем сравнения.
4. Посадка лука.
Цель: познакомить детей со строением луковицы, с условиями, необходимыми для роста растения, воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
март 1. Занятие «Где лучше цветы растут?» (посев цветов на рассаду в два горшка: с плодородной почвой, неплодородной почвой)
Цель: установить зависимость растений от почвы, зависимость факторов неживой природы от живой.
2. Занятие «Посев семян помидоров на рассаду»
Цель: подвести представление детей к пониманию условий, необходимых для роста и развития растений (свет, влага, тепло, почва, подкормка)
3. Наблюдения за рассадой цветов и помидоров.
Цель: определить по состоянию растений качество условий, необходимых для качественного роста и развития растений.
4. Занятие «Нужен ли корешкам воздух?» (два одинаковых растения в горшках с плодородной почвой: одно рыхлить, другое-не рыхлить)
Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении. Доказать, что растение дышит.

Апрель 1. Эксперимент «Испытание магнита»
Цель: познакомить детей с физическим явлением-магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими.
2. Эксперимент «Два магнита»
Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.
3. Эксперимент «Необычная скрепка»
Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.
4. Эксперимент «Солнечные зайчики»
Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом)
май Чудеса «Кокы-колы»
Цель: формировать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.
1. Эксперимент «Воздействие кокы-колы на зубы» (половину скорлупы куриного яйца погрузить в коку-колу, другую половину - оставить на поверхности, эксперимент должен показать, что половина яйца, погруженная в коку-колу потемнеет, станет неровной, шероховатой, что и происходит с нашими зубами при употреблении кокы-колы)
2. Эксперимент «Воздействие кокы-колы на ржавчину» (погрузить ржавый гвоздь в коку-колу, при погружении напиток начнет пениться, если вытащить гвоздь из напитка, ржавчина исчезнет, это говорит о том, что в напитке находятся растворители, которые удаляют ржавчину)
3. Эксперимент «Воздействие кокы-колы на стойкие пятна» (помыть колой чашку с чайным пятном, пятно должно исчезнуть)
4. Эксперимент «В кока-коле очень много сахара» (оставить немного напитка в блюдце на ночь, в результате жидкость испарится, останется тягучий сироп, что доказывает в кока-коле большое содержание сахара)
Перспективный план работы с родителями к проекту «Маленькие исследователи» в средней группе (4-5 лет)
Месяц Формы работы
сентябрь Беседа с детьми в домашних условиях: кто такие ученые; что такое эксперимент.
октябрь Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, одноразовую посуду; сшить халаты и головные уборы для проведение экспериментов.
ноябрь Дать задание родителям сделать или приобрести детский флюгер на поддувку для занятий по экспериментированию.
декабрь Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.
январь Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками вместе с детьми в домашних условиях
февраль Помощь родителей в подборе наглядной информации о пластмассе и его свойствах.
март Предложить родителям приобрести для экспериментирования семена цветов и семян овощей.
апрель Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.
май Предложить родителям провести с детьми беседу в домашних условиях на тему «Кока-кола – небезопасный напиток»
Перспективный план работы с детьми по проекту «Научные сотрудники» в старшей группе (5-6 лет)
Месяц Форма работы
сентябрь 1. Занятие «Что есть в почве?»
Цель: установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений)
2. Занятие «Какие бывают почвы?»
Цель: уточнить представление детей о разновидностях почв. Собрать для дальнейшей экспериментальной деятельности дерновую землю, глину.
3. Занятие «Наши друзья-подземные жители дождевые черви»
Цель: уточнить представление детей об обитателях почвы – дождевых червях, их строении, повадках, значении. Вызвать у детей положительные эмоции, убедить в том, что каждое существо имеет право на жизнь.
4. Занятие «Сбор семян цветов»
Цель: подвести понимание детей к тому, что из цветов можно собрать семена, что цветы – живые существа, которые имеют свойство размножаться.
октябрь 1. Эксперимент «Почему дует ветер»
Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представление детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх-он легкий, холодный – опускается вниз – он тяжелый.
2. Эксперимент «Этот удивительный воздух»
Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
3. Занятие «Каждому камешку свой домик»
Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.
4. Занятие «Можно ли менять форму камня и глины»
Цель: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части)

Ноябрь 1. Занятие «Наряды куклы Тани»
Цель: познакомить с разными видами тканей и обратить внимание на отдельные свойства (впитываемость); побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.
2. Занятие «Знакомьтесь, это капрон!»
Цель: познакомить детей с капроном, его свойствами и качествами; дать детям понятие об «искусственных» тканях.
3. Эксперимент: «Какие предметы могут плавать?»
Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
4. Эксперимент: «Подушка из пены»
Цель: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести)
декабрь 1. Эксперимент «Делаем мыльные пузыри»
Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленку.
2. Эксперимент «Свет и тень»
Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
3. Эксперимент «Солнечные зайчики»
Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
4. Занятие «Все увидим, все узнаем»
Цель: познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением.
январь 1. Занятие «Как согреть руки?»
Цель: выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).
2. Занятие «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»
Цель: выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
февраль 1. Эксперимент «Твердая вода. Почему не тонут айсберги»
Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
2. Эксперимент «Изменение объема жидкости»
Цель: выявить изменение объема жидкости при замерзании.
3. Эксперимент «Вода двигает камни»
Цель: выявить, как замерзшая вода двигает камни.
4. Эксперимент «Звенящая вода»
Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
март 1. Эксперимент «Заплесневелый хлеб»
Цель: установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.
2. Эксперимент «Растущие малютки»
Цель: выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы (на примере молока).
3. Эксперимент «Вкусовые зоны языка»
Цель: определить вкусовые зоны языка, поупражняться в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.
4. Эксперимент «Проверка зрения»
Цель: выявить зависимость видения объекта от расстояния до него.

Ноябрь 1. Занятие «Как появились моря и океаны?»
Цель: объяснить происходящие в природе изменения, пользуясь полученными ранее знаниями о конденсации.
2. Занятие «Живые комочки»
Цель: определить, как преобразовывались первые живые клетки.
3. Занятие «Как появились острова, материки?»
Цель: объяснить происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний.
4. Занятие «Почему первые птицы не летали?»
Цель: выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе.
декабрь Проведение серии опытов:
1. «Цветы лотоса» (бумага, вода)
2. Чудесные спички» (спички, вода)
3. «Капля-шар» (мука, вода)
4. Сравнить вязкость воды и варенья (вода, варенье)
5. «Куда делись чернила?» (вода, чернила, активированный уголь)
6. «Подводная лодка из винограда» (газированная вода, виноградинка)
январь 1. Занятие «Далеко-близко»
Цель: познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.
2. Занятие «Чем ближе, тем быстрее»
Цель: узнать, как расстояние до Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него.
февраль Работа с микроскопом, наблюдения:
1. Муравей
2. Крыло бабочки
3. Голова мухи
4. Крыло пчелы
5. Челюсти пчелы
6. Птичьи перья
7. Плавник рыбы
8. Собачья шерсть
9. Кошачья шерсть
10. Конечность комара
март 1. Эксперимент «Меня зовут Стеклянчик»
Цель: познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора.
2. Эксперимент «Родственники стекла»
Цель: узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнивать их качественные характеристики и свойства.
3. Занятие «В мире металлов»
Цель: называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро), сравнивать их свойства.
4. Занятие «В мире пластмассы»
Цель: узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмассы (полиэтилен, пенопласт, оргстекло), сравнивать их свойства.

Тема «Мы - маленькие исследователи!»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха и воды через организацию экспериментальной деятельности.

Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.

Образовательная: расширять кругозор детей о воздухе и воде. их свойствах, используя опыты и эксперименты (образовательная область - познание). Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей: прозрачный, невидимый, опыты (речевая область). Закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группе (социально-коммуникативная область), формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие).

Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, фантазированию, самостоятельности, вызвать желание помочь Весне- Красне.

Предварительная работа: заучивание стихов о весне, о воде, подготовка танца; игры «Поддувалочки», «Воздушные шары», чтение художественной литературы, изготовление корабликов, вееров.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканчики, баночки, смайлики, воздушные гелевые шары, ветряки.

В: Дети, посмотрите сколько гостей к нам пришли, поздоровайтесь с ними!

В: А теперь на татарском языке!

В: Ребята, сегодня к нам в гости придет Весна- Красна. Я хотела вас с ней познакомить.

(Очень грустно) Только почему то ее до сих пор нет! Ваня ей стихотворение красивое выучил. Позвоню- ка я ей. (Звонит)

Дорогая Весна, вы Вас ждем в гости!

В: Ребята, вы готовы спасти Весну - Красну, выполнить задания?

В: Да! Мы готовы выполнить задания, и мы не боимся Злой Феи Зимунды!

В: Ребята, давайте заглянем за окошко. (Достает воздушный шарик с привязанным цветком) Несет.

Читаем задание:

1. "Поймайте воздух"

В: Ребята, А что такое воздух?(Мы им дышим)

Где он находится? (Вокруг нас)

А какой он? (Чистый, прозрачный....

А он пахнет? (Нет)

А где воздух чище- в лесу или в городе?(Ответы)

Да, ребята, воздух в лесу он чище. Потому что деревья в лесу очищают воздух. Но самым лучим очистителем воздуха является дождик. После дождя бывает самый чистый воздух, свежий.

А воздух двигается? .... (да, это ветер)

Как мы узнаем, что ветер на улице? (Деревья качаются)

Давайте поиграем в ветер . Достаем ветряки, дуем.

А как же его поймать?(Достаем целлофановые пакеты , набираем в рот воздух и выдыхаем в пакет и ловим. Завязываем пакет. Трогаем. Какой пакет? (Упругий). Что там? (Воздух).

Вывод: Вот мы и научились ловить воздух. Воздух необходим всем живым существам. Мы не сможем без него жить на нашей планете Земля. Нам нужен воздух чистый и свежий.

2."Подарок"

Нам Весна- Красна прислала подарок. Давайте заглянем, что же там. (Достаем коробку , открываем, там пусто, только внутри лужа. Выливаю в блюдце)

Там ничего нет, только водичка, лужа, 2 бусинки, шарфик, маленькая морковка. Что же там было? (Ответы детей)

Дети, тут записочка . Прочитаем:" Дорогие ребята! Я вам хотела сделать приятное, поэтому посылаю подарок- снеговичка. Помните, зимой вы его на участке слепили. Вот я и решила вам его подарить, чтобы вы вспоминали как с ним играли и веселились" Вот такой у нас подарок получился!

Куда же он делся?(Растаял)

Правильно, растаял. Почему? (Весной тепло. Снег и лед превращаются в воду)

Ну, хорошо, мы эту лужицу тоже в дело пустим, польем нашу рассаду, будет очень хорошо расти. Наливаем воду в лейку и поливаем рассаду.

А на улице куда деваются лужи? (Ответы: Вода уходит в землю, остальная вода испаряется и превращается в облако)

Вот сейчас посмотрим, как облака получаются (На потолке голубые гелевые шары . Берем за ниточки, опускаем

шарики вниз к земле)

Вы будете водой, маленькими капельками. Присядем (Звучит музыка)

А теперь у нас Весна, ярко светит солнышко(ребенок с Солнцем обходит ребят)

(Звучит музыка)

Поднимаем шарики медленно вверх, вот так поднимаются капельки вверх, получаются облака.

Грянет гром(Звучит шум грома и дождя) и во время дождя вода опять прольется на землю! (Шарики вниз)

И снова светит солнце, поднимает капельки вверх,капельки превращаются в пар, становятся легкими, как пушок, и поднимаются в небо.

Для чего нам нужна вода? (Ответы детей) Вы слыхали о воде?

Влада: Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька - замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Вывод: Вода нам очень нужна. Без воды ни одно живое существо жить не сможет. Поэтому мы должны воду беречь. Как? (ответы детей) Все, мы выполнили задание, узнали куда делся подарок Весны?

Снеговик растаял и превратился в облако, он прольется дождиком на наши цветочки на клумбах.

3." Печальное, грустное "

Читаем лепесток."Злая Фея Зимунда всех зверей и насекомых перепутала и теперь они плачут и не знают как вернуться в свои места. где они раньше жили. Давайте им поможем вернуться домой.

Луг, Лес, Водоем. (Дети расставляют зверей, насекомых, рыб, животных в среду обитания)

4."Найди себе друга"

(на столе 10 банок)

Как же нам сейчас найти друзей! Я придумала! Сейчас мы сделаем фокус. возьмите каждый аккуратно в руки банку и увидите что произойдет! (Вода стала цветная)

Теперь вам нужно найти смайлик такого же цвета, что и вода в банке. одеть на шею и поискать себе пару с таким же смайликом и подружиться . Вот такое задание.

Все ребята подружились, молодцы.

Вот мы все задания и выполнили. Давайте все дружно скажем "Ты лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращай нам, Зимунда, Весну- Красну!"

Выходит Весна-Красна: Здравствуйте, ребята! Спасибо вам, что спасли меня, мне было там так холодно и страшно. Вы все такие умные, храбрые и смелые и самое главное- очень дружные ребята. Поэтому вы и победили злую Фею Зимунду. Она теперь не скоро вернется. Ваня читает стих про весну. Весна благодарит.

Я тоже пришла к вам с подарками. У меня в корзине красивые весенние цветы и угощение для вас (конфеты "Одуванчик")

А теперь наши дружные ребята мы станцую дружный танец.

Проект «Маленькие исследователи»

воспитатель

Тип проекта:

познавательно – исследовательский

Участники проекта:

педагоги – дети 5-6лет; 6-7лет – родители

Место реализации:

детский сад «Колобок»

Сроки реализации:

долгосрочный, 2 года

Объект исследования:

вода, огонь, воздух, земля

Цель проекта:

Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования.

Подведение детей к пониманию того, что они являются частью живой природы, жителями планеты Земля.

Задачи проекта:

Расширять представления детей о природных стихиях, явлениях

окружающего мира.

Формировать у дошкольника умения и навыки взаимодействия с природными объектами.

Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

Воспитывать бережное, осознанное, заботливое отношение к природе.

Принципы построения проекта:

Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.

Принцип последовательности.

Принцип наглядности.

Принцип системности.

Ожидаемый результат:

Иметь системное представление об окружающем мире, о роли и месте человека в нём.

На основе приобретенных знаний сформировать у детей такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, этично относиться ко всему живому.

«Исследовать, открыть, изучить -

значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Деятельность исследователя –

творческая деятельность, а сам исследователь,

безусловно, творец».

Актуальность проекта:

Формирование образа мира – сложный и длительный процесс, который начинается с самого рождения человека и продолжается всю его жизнь.

Период дошкольного детства – это период активного познания мира. Мы знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Они стремятся к активному взаимодействию с окружающей его средой, познают мир через игру, труд, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками, проявляют живой интерес к различного рода исследовательской деятельности , в частности – к экспериментированию.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Существует мнение, что для успешной подготовки ребёнка к школе нужно как можно раньше научить его читать, считать и, если получится, писать… Однако, задача подготовки ребёнка отнюдь не сводится к приобретению им заблаговременно тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены школьной программой. Намного важнее развить у него внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им. Задача воспитателя – активно помогать ребенку в этом.

Воспитание любви к природе, к окружающему миру должно идти через практическое применение знаний о них. В силу климатических условий Крайнего Севера, наши дети не имеют достаточной возможности овладения способами практического взаимодействия с окружающей средой. Изо дня в день большую часть времени малыши находятся в помещении: в детском саду, в собственных городских квартирах. Из-за низких температур воздуха, полярной ночи дети не имеют достаточной возможности общения с природой.

Именно эти факторы направили меня на разработку проекта опытно – экспериментальной деятельности, чтобы дети практическим путём познакомились с четырьмя стихиями: водой, воздухом, землёй, огнём и тем самым удовлетворили свою познавательную потребность.

Для реализации проекта у нас в детском саду созданы прекрасные условия: Зимний сад, где можно организовать практическую исследовательскую деятельность с миром природы, раскрыть внутренние связи различных подструктур, входящих в понятие «природные объекты», выработать стремление к таким взаимоотношениям с окружающим миром, которые бы привели ребёнка к позитивному взаимодействию с ним. В каждой группе создан уголок природы, где дети наблюдают, упражняются в трудовых навыках по уходу за растениями. Помимо этого, каждый год, во взаимосвязи с родителями, мы проводим конкурс среди групп «Огород на подоконнике».

Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Отечественные педагоги отмечают, что творческие личности – это люди, сохранившие в себе черты детства с его изумлением перед окружающим миром и свежестью взгляда, не отягощённого мыслительными стереотипами и готовыми решениями.

Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

Этапы проекта:

1. Подготовительный

Деятельность педагога:

1. Формулирует проблему.

2. Вводит в игровую ситуацию.

3. Определяет задачи.

Деятельность детей:

1. Входят в проблему.

2. Вживаются в игровую ситуацию.

3. Принимают задачи, планируют деятельность.

2. Поисково-исследовательский

Деятельность педагога:

1. Помогает в решении задач.

2. Помогает спланировать деятельность по решению задач путём экспериментирования, моделирования.

3. Организует работу над проектом: направляет на поиск решений, на экспериментирование, предметно-речевую деятельность, продуктивную, исследовательскую.

4. Оказывает практическую помощь (по необходимости).

Деятельность детей:

1. Ищут решение задач.

2. Совместно составляют схему работы.

3. Обращаются к иллюстрациям, справочно-энциклопедической литературе .

4. Выбирают необходимые материалы для экспериментирования.

3. Заключительный

Деятельность педагога:

1. Помогает в подготовке презентации.

2. Привлекает к участию родителей.

Деятельность детей:

1. Готовятся к презентации.

2. Представляют продукт деятельности.

Взаимодействие со специалистами:

Логопед

Музыкальный руководитель

Воспитатель по ИЗО

Инструктор по плаванию

Инструктор по физкультуре

Садовник

Взаимодействие с родителями:

Помощь в организации экскурсий.

Совместное придумывание сказок и рассказов.

Помощь в заготовке природного материала.

Помощь детям в изготовлении поделок из природного и бросового материала.

«Федорино горе», «Кит и кот», «Первый снег», «Что случилось с рекой?», Э. Мошковская «Речка», «Капля и море», О. Григорьев «Какой дождь?», А. Тараскин «Сколько знаю я дождей?», В. Кудрявцева «Роса», Ю. Кушак «Ночное приключение», С. Махорин «Первый мороз», «Русалочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», сказки народов Сибири: «Живая вода», «Как утка землю добывала», экологические сказки: «Путешествие Капельки», «Сказка о дождинке, которая хотела напоить дерево», «Круговорот воды в природе», «Очень страшная история», «Два ручья», отгадывание загадок.

Задачи: Знакомить детей с новыми художественными произведениями. Учить воспринимать образное содержание произведений, их нравственный смысл. Развивать поэтический слух – умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.

5. Игровая деятельность:

д/и «Круги на воде», «Капитан укладывает чемодан», «Как рождается речка?», «Кто это потерял?», «Что было бы, если…», п/и «Ходят капельки по кругу», «Караси и щука», «Через ручеёк», «Рыбаки и рыбки», с/р игра «Я - маленькая капелька дождя».

Задачи: Развивать у детей творческое воображение, внимание, память, сообразительность, быстроту и ловкость; активизировать словарь.

2 этап:

Формы работы

Рисование «Портреты воды».

Аппликация «Кувшинка».

Конструирование «Сосульки», «Летучие рыбки».

Лепка «Морское царство».

Задачи: Развивать эстетическое восприятие детей. Учить детей образному отражению в рисунках впечатлений от увиденного. Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета. Развивать чувство композиции.

2. Опытническая деятельность:

Окрашивание воды.

Изготовление цветных льдинок.

Свойства воды.

Откуда берётся вода?

Куда делась вода?

Водяная мельница.

Фильтрование воды.

Круговорот воды.

Изменение объёма жидкости.

Задачи: Способствовать установлению свойств и качеств воды. Учить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях. Подвести к пониманию круговорота воды в природе, механизма конденсации. Научить разным способам очистки воды, закреплять умение работать со стеклянной посудой, соблюдать необходимые меры предосторожности.

3. Экскурсии:

К озеру «Молодежное»;

Задачи: Дать понять детям, что в реке, в озере, на берегу живёт множество разнообразных живых существ. Воспитывать бережное отношение к природе.

4. Детское словотворчество:

придумывание сказок о воде.

Задачи:

5. Музыкальное развитие:

Слушание звуков природы (шум дождя, журчание ручья, плеск волн).

Этюды воды (игра-пантомима).

Задачи: Воспитание у детей эстетических чувств, побуждать к творческим и практическим действиям, активизация слухового внимания. Развивать чувство ритма: способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей .

3 этап:

Формы работы

1. Презентация:

Выставка детских рисунков «Портреты воды».

Развлечение в бассейне «В гостях у Нептуна».

Задачи: Развивать творческие способности детей. Прививать художественный вкус. Развлечь, поднять настроение.

Тема «Огонь»

1 этап:

Формы работы

- «Что такое огонь?»

- «Где живёт огонь?»

- «Огонь - наш друг или враг?»

Задачи: Показать необходимость огня как условия жизни на Земле. Развивать у детей представление о пользе и опасности огня, о мерах предосторожности при обращении с огнём.

2. Познавательные беседы:

- «Природная стихия - огонь».

- «Огонь - важное открытие древнего человека».

- «Как человек приручил огонь».

- «Огонь на службе у человека».

Задачи: Познакомить детей с огнём, как явлением природы, воспитывать навыки общения с природой. Познакомить детей с разнообразным применением огня в жизнедеятельности человека; показать значимость этого открытия древнего человека в современной жизни.

3. Занятия познавательного характера:

- «Огонь».

- «Как избежать несчастий при встрече с огнём».

- «Огонь бывает разным».

Задачи: Уточнить представления детей о предметах, представляющих опасность для жизни. Формировать чувство опасности от огня, знать, как с ним можно бороться взрослым и детям. Учить правилам поведения в соответствии с инстинктом самосохранения. Познакомить со службами «01», «02», «03».

Е. Пермяк «От костра до котла», «Пожарные собаки», И. Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела», П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке», А. Жигули н «Пожары», Е. Новичихин «Ноль-один», С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л. Орлова «Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел», О. Иоселиани «Пожарная команда», З. Шефнер «Лесной пожар», «Сказка о том, как Огонь с человеком подружился (марийская народная), «Миф о Прометее» (по мотивам Древней Греции), «Сказки Феи Сна».

Задачи: Расширять представления детей о стихии огня, воспитывать эмоционально-образное восприятие произведений.

5. Игровая деятельность:

Игра «Костёр», «Спасём своих друзей», с/р игра «Мы - пожарные», «Мы-спасатели», игровой тренинг «Телефон Службы спасения 01».

Задачи: Развивать образное мышление, внимание, ловкость, координацию движений. Формирование представлений о профессиях пожарного, спасателей, закрепить правила пожарной безопасности .

2 этап:

Формы работы

1. Творческая деятельность детей:

Рисование «Пожарная машина».

Конструирование «Пожарная техника».

Конструирование «Воздушный змей», «Ветряные мельницы».

Задачи: Развивать эстетическое восприятие. Учить детей вносить в рисунок элементы творчества, подбирать нужные краски. Подводить детей к образной передаче явлений. Развивать конструктивные способности.

2. Опытническая деятельность детей:

Пузырьки-спасатели.

Как увидеть воздух?

Где теплее?

Ветер в комнате.

Подводная лодка.

Упрямый воздух.

Тепло - холодно.

Стакан – «непроливайка».

Большие – маленькие.

Свечка в банке.

Парашют.

Задачи: Способствовать выявлению свойств и качеств воздуха. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

3. Музыкальное развитие:

Слушание музыкальных произведений, соответствующих понятиям «лёгкий ветерок», «сильный ветер», «ураган», «ветра нет» В. Самойлова.

Этюды воздуха (игра-пантомима).

- «Ветер и ветерок» - музыка Л. Бетховена.

Задачи: Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма). Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям; развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ.

4. Детское словотворчество:

придумывание сказок о воздухе, ветре.

Задачи: Развивать связную речь детей, воображение.

3 этап:

Формы работы

1. Презентация:

Выставка детских поделок «Ветряные мельницы».

Викторина «Чудеса господина Невидимки».

Праздник «Воздушных змеев».

Задачи: Развивать художественный вкус детей. Выявлять познавательные способности детей. Создать радостное настроение.

Тема «Земля»

1 этап :

Формы работы

1. Проблемно-этические беседы:

- «Что такое глобус?»

- «Что в доме-природе растёт?»

- «Как помочь растению?»

- «Как растут растения?»

- «Где растения любят жить?»

- «Почему Земля кормит?»

- «Что у нас под ногами?»

Задачи : Дать первоначальное представление о том, что планета Земля круглая; формировать простейшие представления о структуре Земли. Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага). Побуждать детей ценить и беречь красоту природы. Развивать диалогическую речь детей, активизировать словарь.

2. Познавательные беседы:

- «Ценность земли в жизни человека».

- «Дом под крышей голубой».

- «Кладовая Земли».

- «Земля - кормилица».

Задачи: Дать детям понять, что природа - это наш общий дом. Познакомить детей со стихией Земли, как с планетой, поверхностью, на которой живут люди и другие существа, растут растения. Формировать у детей опыт установления гармоничных взаимоотношений со стихией Земли: радоваться ей в любое время года, помогать взращивать растения (поливать, рыхлить, собирать урожай). Дать элементарные представления о внутреннем содержании Земли (природные ископаемые).

3. Занятия по ознакомлению с окружающим:

- «Земля - наш общий дом».

- «Наша Земля».

- «Почва - живая земля».

- «Любите и берегите природу».

Задачи: Формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли; воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе, показать Землю как общий дом для всех живых существ, живущих рядом с человеком; пробуждать у детей добрые чувства и заботливое отношение к живой природе.

4. Ознакомление с художественной литературой:

Н. Сладков «Разноцветная Земля», стихи Л. Дайнеко «Есть на земле огромный дом...», Е. Королёва «Вот какой чудесный дом...», Е. Шкловский «Смотрю на глобус - шар земной...», и «Четыре времени года»; чтение экологических сказок: «Маленький росточек», «Без растений жизнь невозможна», «Как поспорили растения», «Чьи цветы лучше», «Травинка-путешественница». Чтение русских народных сказок.

Задачи: Познакомить детей с новыми художественными произведениями, с образами Матушки-Земли в русских народных сказках. Расширять представления детей о растениях. Сформировать в сознании детей представление о современной экологической картине мира, чувство уважения к своему природному окружению, ответственность за него. Вызывать у детей чувство доброты и бережного отношения ко всему живому.

5. Игровая деятельность:

д/и «Что и как растёт», «Вершки-корешки», «Что где растёт», «Сад-огород», «Овощи и фрукты», «Что за чем следует?», «Кому что нужно?», «Растение цветет и зреет», «Цветочное лото», «Составь букет», с/р игра «Садовники», «Путешествие на лесную поляну», игра «Посажу я семена», «Собери цветок». Пальчиковая игра «Цветок», п/и «Цветы», х/и «Земелюшка-чернозём».

Задачи: Упражнять детей в знании правил ухода за растениями, в знании условий произрастания. Развитие у детей внимания, мышления, памяти

2 этап:

Формы работы

1.Творческая деятельность детей:

– Рисование «Природа родного края».

Ручной труд «Узор на ковре» (из семян растений).

Задачи: Формировать умение отражать в рисунке свои впечатления, характерные особенности растения (форма, строение, цвет). Учить детей коллективному творчеству, закрепить умение вырезать ножницами изображения предметов. Воспитывать эстетическое восприятие. Развивать образное мышление, воображение, творчество, мелкую моторику рук.

2. Опытническая работа:

Посев семян для рассады.

Высадка рассады в огород, на клумбы.

Посадка лука, зелени, гороха, фасоли, огурцов, томатов, картофеля.

Опыты с растениями (выявление условий, необходимых для жизни растений).

Уход и наблюдение за рассадой.

Ведение Дневника наблюдения.

Задачи: Уточнить представления о том, что из семени можно вырастить растения, если создать для этого благоприятные условия. На примере лука формировать обобщённое представление о комплексе условий, необходимых растению для роста, развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землёй, полив, свет).

3. Экскурсии:

В Зимний сад.

В детскую экологическую станцию, в теплицу.

Прогулки на огород.

Задачи: Воспитание экологической культуры. Формировать у детей осознанно - правильное отношение к объектам природы.

4. Детское словотворчество:

придумывание экологических сказок и рассказов о Земле, растительном мире.

Задачи: Развитие творческих способностей детей в процессе составления сказок и рассказов.

5. Музыкальное развитие:

Слушание произведений «Времена года», «Вальс цветов»

- «Утро» - Э. Грига.

Музыкально-ритмические игры-превращения: «Я - цветок», «Я - листик», «Я - дерево».

- «Весёлая песня колокольчика», «Ромашки» - музыка В. Самойлова.

Задачи: Развивать образное восприятие музыки, музыкальный слух. Формировать основы музыкальной культуры.

3 этап:

Формы работы

1. Презентация:

Конкурс «Огород на подоконнике».

Фотовыставка «Загадки с грядки».

Выставка «Что нам осень подарила».

Экологический праздник «День Земли».

Задачи: Развивать художественный вкус детей. Создать радостное настроение.

Список литературы:

1. . Мир вокруг нас.- М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1998г.

2. . Организация экспериментальной деятельности дошкольников.- М., АРКТИ, 2004г.

3. , . Детское экспериментирование. Педагогическое общество России, 2005г.

4. . Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников.- М. Педагогическое сообщество России, 2002г.

5. , . Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М. ТЦ Сфера, 2001г.

6. . Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.- М., ТЦ Сфера, 2005г.

7. . Воздух-невидимка. - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1998г.

8. . Волшебница-вода. - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1998г.

9. . Программа «Наш дом - природа»: блок занятий «Я и Природа» - М.: «Карапуз-дидактика», 2005г.

10. . Правила пожарной безопасности для детей 5-8лет. - М., ТЦ Сфера, 2005г.

11. . Мой мир. Приобщение ребёнка к социальному миру. - М.: «ЛИКА-ПРЕСС», 2000г.

12. , и др. Как обеспечить безопасность дошкольников - М., Просвещение, 1998г.

13. . Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет.- М. ТЦ Сфера, 2006г.

14. . Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»). Волгоград, 2007г.

15. . Система экологического воспитания в ДОУ по разделу «Мир природы». - Волгоград: Учитель, 2007г.

16. , . Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО, 2005г.

17. . Познавательное развитие детей 5-7 лет. М. ТЦ Сфера, 2006г.

18. , . Музыкальное воспитание дошкольников.- М., Издательский центр «Академия», 1998г.

19. . Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» - М., 2005г.

20. . «Мы» (программа экологического образования дошкольников). - СПб.: Детство-пресс, 2000г.

21. . Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2002г.

22. . Экспериментальная деятельность детей 4-6л. - Волгоград: Учитель, 2009г.