Стратегический бомбардировщик пак да. Стратегический бомбардировщик будущего пак да. Средства обнаружения и целеуказания

Стратегический бомбардировщик пак да. Стратегический бомбардировщик будущего пак да. Средства обнаружения и целеуказания

«Летающее крыло» с эффектом невидимки: каким будет новый перспективный авиакомплекс Дальней авиации

С возобновлением производства легендарных «Белых лебедей» – сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 с крылом изменяемой стреловидности, вновь напомнила о себе тема создания перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

Фото: Алексей Иванов / ТРК «Звезда»; Центральный аэрогидродинамический институт

Несомненно, Ту-160М2 (именно эта машина сменит в ВКС России модель «типовой» 160-й серии) превзошла свое время и еще долго останется лидером в своем сегменте. Однако сегодня речь идет о концепции дальнейшего развития арсенала отечественной Дальней авиации. Новый комплекс, работы над которым стартовали еще несколько лет назад, должен дополнить существующие возможности «Белого лебедя» и стать еще одним надежным боевым средством стратегической военной авиации России.

И ракетоносец, и воздушный космодром

О том, что проект ПАК ДА не отставлен «до лучших времен», а реализуется в плановом порядке, сообщил некоторое время назад заместитель министра обороны России Юрий Борисов , курирующий в ведомстве вопросы взаимодействия с ОПК. Во время очередного посещения Казанского авиазавода он не только завел разговор на эту тему, но и даже сообщил сроки предполагаемого первого полета комплекса – 2025-2026 годы.

«Начало серийного производства ПАК ДА намечено на 2028-2029 годы», – отметил замминистра обороны РФ, подчеркнув, что характеристики у нового комплекса будут гораздо лучше, чем у всех существующих самолетов Дальней авиации.

На сегодня концепция ПАК ДА уже приобрела реальные очертания. По информации научного руководителя Государственного научно-исследовательского института авиационных систем, академика РАН Евгения Федосова , разработчиками ракетоносца уже защищен соответствующий аванпроект. Подтвердило существование проекта «самолета будущего» и ПАО «Туполев», причем, по некоторым сведениям, создан даже макет машины, выполненный в масштабе 1:10. Как говорят эксперты авиационного направления, речь идет о принципиально новом самолете – с современным прицельно-навигационным комплексом, способном применять все существующие и перспективные виды авиационного вооружения, оснащенным новейшими системами связи и радиоэлектронной борьбы. Примечательно, что машина может быть использована не только как ракетоносец, но и взять на себя функции дальнего перехватчика , и даже в какой-то степени использоваться в качестве летающей платформы для запуска космических аппаратов из стратосферы. В общем, как отмечают специалисты, это будет именно комплекс, способный выполнять самый широкий спектр задач боевого применения в различных условиях эксплуатации.

Сам проект летательного аппарата пока обозначен лишь схематично, контурно, подробно широкой публике он не представлен. Из имеющихся открытых источников можно сделать вывод, что машина будет выполнена по схеме «летающее крыло» – компоновке, при которой роль фюзеляжа играет крыло, несущее все агрегаты, экипаж и полезную нагрузку. Также известно, что самолет решено сделать дозвуковым: значительный размах крыльев и особенности конструкции не позволят ему преодолеть скорость звука. Вместе с тем, как отмечается в ряде источников, будет обеспечена пониженная заметность для радаров, то есть машину изготовят с применением технологий стелс. В целом, самолет должен превзойти по своим характеристикам многие нынешние модели летающих ракетоносцев, причем не только отечественных, но и западных. К примеру, за счет усовершенствованной схемы планера и новейших двигателей ПАК ДА получит возможность длительного пребывания в воздухе, сможет взлетать и садиться в любых условиях , принимать на борт максимально широкую номенклатуру средств поражения.

По принципу разумной достаточности

Ближайшие конкуренты ПАК ДА – американские Northrop B-2 Spirit и В-1В Lancer – проигрывают нашей модели по целому ряду параметров. Кстати, Россия и США являются единственными мировыми державами, имеющими в составе своих вооруженных сил стратегическую авиацию. Так в чем же уступают самолеты заокеанского производства нашим? Отличия относятся, к примеру, к возможностям приема полезной нагрузки, которая у американцев представлена, в основном, бомбами, а не ракетами. Кроме того, для бюджета Пентагона, даже с его колоссальными размерами, содержание такого вида техники становится все более обременительным. Известно, например, что стоимость B-2 Spirit превышает фантастические 2 млрд долларов , и не случайно программа выпуска этих самолетов была свернута после выпуска всего лишь двух десятков таких машин. Не исключено, что именно по этой причине проект будущего стратега Long Range Strike Bomber LRS-B сейчас отодвинут как минимум до середины 30-х годов нынешнего столетия.

Российская разработка подобных гигантских трат не предполагает. По имеющимся сведениям, основу конструкции ПАК ДА составят относительно недорогие композитные материалы. Не таким затратным выйдет проект и с учетом поставок титана – материала, который активно применяется в авиастроении подобного назначения. Ведь нельзя забывать, что Россия является второй в мире (после Китая) обладательницей запасов этого металла. Более того – российская металлургическая компания «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» считается крупнейшей на планете производительницей титана и изделий из него, а также единственной в мире титановой компанией, осуществляющей полный цикл производства – от переработки сырья до выпуска конечной продукции.

Естественно, что, обладая подобным сырьевым, а также техническим заделом, основанном, в том числе, на успешном производстве непревзойденных по своим характеристикам самолетов Ту-160, наша страна сможет уверенно и не так болезненно для бюджета выпускать современную технику для стратегической авиации. Как отмечает замминистра обороны РФ Юрий Борисов , ПАК ДА идет следом за восстановлением Ту-160, а потому перед промышленностью поставлено требование повторного использования оборудования и технологических подходов. Это относится, скажем, к бортовому радиоэлектронному оборудованию, которое планируется применять на Ту-160М2: оно должно в максимально полном виде перекочевать и на ПАК ДА.

«Там, где можно унифицировать и сэкономить на подготовке, мы будем делать это с целью удешевления проектов», – подчеркнул Юрий Борисов.

Что касается вооружения, то уже прозвучала информация о том, что ракеты, которыми будет оснащен ПАК ДА, получат функции искусственного интеллекта, а также дальность боевого применения до 7 тысяч километров. Герой России, генерал-полковник Виктор Бондарев , до недавнего времени занимавший пост главкома ВКС, отмечает, что ракеты для нового самолета получат возможность анализировать воздушную и радиолокационную обстановку и на основании этого анализа принимать решение о высоте и скорости своего полета.

«Такие ракеты уже есть, мы работаем над ними», – подчеркнул генерал Бондарев.

Кстати, именно с наличием современных средств поражения связано отсутствие у ПАК ДА возможностей для работы на сверхзвуке. Как отмечает заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов , требования к скорости полета на сегодня не столь актуальны при наличии авиационных средств поражения новых характеристик.

«Ракеты начинают стрелять дальше, быстрее, на подходе гиперзвук, поэтому мы не выдвигаем уже к самолетам перспективного облика Дальней авиации таких серьезных требований к его летно-техническим характеристикам», – подчеркивает замглавы российского военного ведомства.

Концепция совершенства

«Стратегические авиационные комплексы Дальней авиации в настоящее время и в перспективе будут одной из наиболее важных систем вооружения военно-воздушных сил, – полагает военный эксперт, генерал-майор запаса, кандидат военных наук, профессор Александр Цымбалов . – В этой связи основное предназначение ПАК ДА представляется в качестве, во-первых, стратегического (ядерного) сдерживания и ведения боевых действий в составе стратегических ядерных сил РФ, а во-вторых, сдерживания (не стратегического, не ядерного) и ведения боевых действий в конфликтах, локальных и региональных войнах с применением обычного оружия в составе группировок войск (сил) на континентальных и морских (океанских) театрах военных действий».

Что касается задачи стратегического сдерживания, которая связана с угрозой уничтожения в случае начала военных действий важных административных, экономических и военных объектов, то основными требованиями к ПАК ДА, по мнению экспертов, являются межконтинентальная досягаемость , гарантия применения оружия по стратегическим целям, которая обеспечивается высокой выживаемостью при преодолении системы ПВО противника и применением высокоточного оружия большой дальности.

«И американская программа Long Range Strike Bomber LRS-B, и наша идут примерно в одном направлении, – отмечает эксперт портала Avia.pro Валерий Смирнов . – И там, и у нас отказались от гиперзвуковой режима, а также от сверхзвукового крейсерского режима в силу дороговизны разработок. Комплекс ПАК-ДА будет дозвуковым, что будет компенсироваться внедрением комплекса мер по малозаметности и применением гиперзвуковых ракет большого радиуса действия, которые уже разрабатываются концерном «Тактическое ракетное вооружение». Возможные лучшие качества американского аналога по малозаметности решено компенсировать большим радиусом действия крылатых ракет и их гиперзвуковой скоростью. Такие ракеты позволят с более дальнего расстояния производить пуск, что позволит минимизировать взаимодействие с ПВО противника».

К очевидным достоинствам будущей российской машины для Дальней авиации эксперт также относит более совершенную астронавигационную систему позиционирования, которая не будет иметь жесткой привязки к навигационным спутникам , а значит, станет более эффективной в условиях жесткой радиоэлектронной борьбы. Также самолет предполагается оснастить бесплатформенной интегральной навигационной системой на основе волоконно-оптических гироскопов .

«Объединенной приборостроительной корпорацией разрабатывается уникальная система связи для перспективных самолетов. Структуры корпорации Ростех подключены к созданию бомбардировщика будущего, а значит, это действительно будет перспективный авиационный комплекс будущего», – заключает Валерий Смирнов .

ПАК ДА –перспективный авиационный комплекс дальней авиации

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

В отдаленном будущем в небо должен подняться первый опытный самолет, созданный в рамках проекта «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» (ПАК ДА). На данный момент этот проект находится на стадии проектных работ и потому большая часть сведений о нем пока не подлежит разглашению. Впрочем, время от времени в отечественной и зарубежной прессе появляются новые сообщения и оценки. За последние месяцы общий объем доступной информации о ПАК ДА заметно увеличился.

В середине ноября прошлого года информагентство ТАСС со ссылкой на неназванный источник в оборонной промышленности рассказало о ходе текущих работ и о планах на ближайшее будущее. Кроме того, в том сообщении говорилось о целях и задачах новой программы ПАК ДА. По данным источника, к тому времени проект продвинулся достаточно далеко и приблизился к началу новых важнейших этапов.


Прежде всего, ТАСС писало, что военные утвердили тактико-техническое задание на новый самолет. Благодаря этому в скором времени организация-разработчик в лице компании «Туполев» должна была начать подготовку рабочей конструкторской документации по новому самолету. После завершения работ по документации стартует сборка первых опытных образцов новой техники. Также упоминалось снижение стоимости самолета за счет отказа от возможности полета со сверхзвуковой скоростью. При помощи крылатых ракет большой дальности планировалось обеспечить высокую боевую эффективность.

Облик самолета ПАК ДА по версии журнала Air & Cosmos

Как утверждал источник ТАСС, новый самолет ПАК ДА призван решать те же задачи, что и существующие российские дальние бомбардировщики. При этом он должен превосходить ракетоносец Ту-160 с точки зрения стоимости строительства и эксплуатации. Впрочем, источник не стал уточнять стоимость будущего самолета и цену летного часа.

23 декабря отечественные средства массовой информации опубликовали заявления председателя комитета Совета федерации по обороне и безопасности Виктора Бондарева, ранее занимавшего пост главкома ВКС. По его словам, наша страна вплотную приблизилась к созданию опытного ПАК ДА. В то время завершались научно-исследовательские работы. Их целью является создание самолета, способного заменить все существующие машины российской дальней авиации. По данным представителя Совфеда, перспективный бомбардировщик будет принят на вооружение и поступит в войска во второй половине двадцатых годов.

Данные неназванного источника ТАСС, опубликованные в ноябре прошлого года, получили подтверждение в конце января. В своем интервью для «Комсомольской правды» вице-премьер Дмитрий Рогозин затронул тему проекта ПАК ДА, указав текущую стадию работ и планы на ближайшее будущее. По его словам, уже в этом году фирма «Туполев» приступает к активной фазе проектирования. Чиновник выразил надежду, что опытный самолет выйдет на испытания в 2023-24 годах. Также Д. Рогозин затронул некоторые технические аспекты проекта. Он отметил, что новый бомбардировщик не будет похож на самолеты традиционного облика. Это будет «летающее крыло» – «самолет XXI века».

Новейший российский проект закономерно привлекает внимание зарубежных специалистов и прессы. Так, в начале февраля французский еженедельный журнал Air & Cosmos опубликовал заметку о российской программе ПАК ДА, в которой, среди прочего, привел массу интересных сведений. Вместе с уже известными данными от официальных лиц в публикации содержались новые данные, якобы полученные из заслуживающих доверия источников.

По данным Air & Cosmos, компания «Туполев» в 2013 году завершила создание эскизного проекта нового самолета, получившего рабочее обозначение «Изделие 80». В конце того же года «Туполев» и Объединенная авиастроительная корпорация подписали контракт на разработку технического проекта. На этот этап работ ушло менее трех лет, и в 2016 году технический проект был утвержден. С конца 2014 года компания «ОДК-Кузнецов» занималась созданием нового двигателя, предназначенного для ПАК ДА / «Изделия 80».

Утверждается, что новое «Изделие 80» будет построено по схеме «летающее крыло». Оно должно иметь взлетную массу порядка 145 т. Таким образом, новый самолет будет едва ли не вдвое легче Ту-160, но при этом занимать промежуточное положение между более легким Ту-22М3 и более тяжелым Ту-95МС. Силовая установка будет состоять из двух турбореактивных двигателей под рабочим названием «Изделие РФ», создаваемыми на основе «Изделия Р» – НК-32-02. Суммарная тяга двух двигателей составит 46 т. За счет такой силовой установки самолет сможет летать с дозвуковой скоростью на дальность до 15 тыс. км.

Следует напомнить, что различные оценки технических характеристик будущего ПАК ДА появлялись с момента объявления о старте этой программы. Некоторые цифры впоследствии упоминались официальными лицам, но полная картина, составленная по информации достоверных источников, отсутствует до сих пор. Насколько данные Air & Cosmos соответствуют реальному проекту ПАК ДА – пока остается только гадать. Уверенный ответ на этот вопрос можно будет дать лишь через несколько лет, когда появится необходимая информация.

В конце февраля были подтверждены уже известные данные о будущем строительстве перспективных самолетов для дальней авиации. Площадкой для сборки такой техники станет Казанский авиационный завод им. Горбунова. Заместитель генерального директора предприятия Николай Савицких рассказал прессе, что технический облик самолета ПАК ДА уже защищен, а также заключен договор на проведение опытно-конструкторских работ с последующим строительством опытного образца. В этом документе в качестве изготовителя прототипа указан именно КАЗ.

По оценке Н. Савицких, работы по программе «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» загрузят производственные мощности Казанского авиазавода на ближайшее десятилетие. При этом предприятие испытывает заметные проблемы с подготовкой кадров. В прошлом году специалисты КАЗ подготовили комплексную целевую программу подготовки и закрепления кадров, которым предстоит работать в строительстве самолетов Ту-160 и ПАК ДА. Стоимость программы – 2,6 млрд рублей.

На момент заявлений заместителя гендиректора программа находилась на согласовании в правительстве России. Кроме того, в рамках соответствующей федеральной программы производится модернизация производственных мощностей, в том числе тех, которым предстоит участвовать в строительстве самолетов ПАК ДА.

Последняя на данный момент о программе ПАК ФА прозвучала всего несколько дней назад. 24 мая президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, выступая на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, затронул тему названия будущего дальнего бомбардировщика.

Глава ОАК напомнил, что разработка самолета ведется фирмой «Туполев». В связи с этим новая машина должна носить «историческое» туполевское имя. При этом, однако, руководитель корпорации не стал уточнять, какие именно цифры будут сочетаться с традиционным обозначением «Ту».

Российский проект «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» в настоящее время является одной из самых интересных тем в контексте текущего и будущего перевооружения. Одновременно с этим – ввиду особой важности и значимости для национальной безопасности – этот проект является одним из самых секретных. Официальные лица время от времени поднимают тему текущих работ и оглашают те или иные сведения, но при этом обходятся без особых подробностей. В итоге даже через несколько лет после старта работ известны только самые общие черты будущего стратегического бомбардировщика.

Ранее стало известно, что перспективный бомбардировщик ПАК ДА, разрабатываемый компанией «Туполев», предназначается для замены сразу двух современных образцов. В отдаленном будущем машины этого типа вытеснят из дальней авиации сравнительно старые Ту-95 и Ту-22М3, взяв на себя все их задачи. В прошлом обсуждалась возможность замены самолетов Ту-160, но запланированное серийное строительство машин типа Ту-160М2, вероятно, привело к отмене таких планов. Таким образом, с определенного времени основу дальней авиации будут составлять глубоко модернизированные Ту-160М2 и совершенно новые ПАК ДА.

Уже известно, что в основе проекта ПАК ДА лежит новая для отечественной стратегической авиации концепция. Предлагается строить самолет схемы «летающее крыло» с дозвуковой скоростью полета и сокращенной заметностью для средств наблюдения противника. Особая компоновка планера с максимально большими топливными баками и эффективные двигатели достаточной мощности обеспечат возможность полета на дальность до 15 тыс. км.

Основным вооружением такого авиационного комплекса станут крылатые ракеты большой дальности с обычными или специальными боевыми частями. Значительная дальность полета ракет позволит ПАК ДА атаковать указанные цели, не входя в зону действия противовоздушной обороны противника. Определенные стелс-технологии, используемые как на самолете, так и на его ракетах, должны резко снизить вероятность своевременного обнаружения подлетающих бомбардировщиков ли их вооружения. Все это положительным образом скажется на эффективности удара.

По известным данным, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по теме ПАК ДА стартовали около десяти лет назад, в конце двухтысячных годов. За несколько лет «Туполев» и смежные предприятия сформировали основные положения будущего проекта. В тот период появлялись сообщения о возможности строительства и испытаний первого опытного самолета уже в конце десятых годов.

Впрочем, позже планы изменились. В 2015 году было принято решение о возобновлении серийного производства существующих Ту-160 с последующим созданием новой модификации такого самолета. В связи с этим график работ по программе ПАК ДА был пересмотрен. Старт подготовки технической документации по новому самолету сдвинулся на несколько лет вправо. Первый полет опытного образца при этом перенесли на первую половину двадцатых годов. Следует отметить, что существует и иная трактовка событий последних лет. Согласно ей, решение о строительстве новых Ту-160 стало следствием определенных проблем с ПАК ДА и невозможностью выпуска перспективных серийных машин в желаемые сроки.

Несмотря на все ожидаемые и возможные затруднения, разработка «Перспективного авиационного комплекса дальней авиации» продолжается. Уже стало известно о переходе проекта в новую стадию, предшествующую строительству и испытаниям опытной техники. Момент принятия ПАК ДА на вооружение и приемки первых серийных образцов все еще относится к отдаленному будущему, но с каждым днем становится все ближе. Доступные сведения о текущих работах позволяют смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом. Все говорит о том, что во второй половине следующего десятилетия российская дальняя авиация пополнит парк своей техники совершенно новыми образцами.

По материалам сайтов:
http://tass.ru/
http://rg.ru/
http://kp.ru/
http://air-cosmos.com/
http://ria.ru/
http://mil.ru/
https://tvzvezda.ru/
http://tupolev.ru/
https://bmpd.livejournal.com/

Скоро ли доведётся нам подивиться превосходному созданию наших конструкторов, и перспективный авиационный комплекс дальней авиации приобретёт не модельные, а реальные очертания? Его предшественников уже демонстрируют на МАКС-2017 в городе Жуковском, хотя обещали их представление в 2018-м. Конечно, это ещё не тот всеми ожидаемый самолёт, но Ту-160М2 уже впечатлил публику по полной программе. Полёт ПАК ДА в виде первого испытательного экземпляра ожидается только в 2020 годах, но полюбоваться очертаниями "летающего крыла" можно уже теперь, рассмотрев модель, заодно и узнать мнение знатоков о качестве недавно утверждённых для нового комплекса двигателей тягой в 23 тс.

Двигатель

Так называемое "Изделие 80" разрабатывала целая корпорация, и теперь работа с эскизами завершена. Это номерное изделие является проектом двигателя, который понесёт перспективный авиационный комплекс дальней авиации, постоянный предмет разговоров и обсуждений широкой общественности, по большей части от авиации и конструкторских разработок далёкой. Однако волнует появление нового самолёта буквально всех. Наверное, мало людей в России, которые не ожидали бы нетерпеливо, когда же появится перспективный авиационный комплекс дальней авиации, и не следили бы за ходом работ в этом направлении.

Итак, Объединённая двигателестроительная корпорация уведомила общественность, что эскизный проект по данному двигателю принят, и группы конструкторов приступили к разработке рабочей документации этого замечательного самолёта. Заместитель министра обороны после принятия эскизного проекта уведомил прессу, что сроки полной готовности ПАК ДА немного отодвигаются. Впервые его планируют поднять в воздух только через семь-восемь лет, а серийное производство начнётся в 2029-м.

Описание

Стратегический ракетоносец, который разрабатывается КБ "Туполев" для защиты будущего нашей страны, перспективный авиационный комплекс дальней авиации будет иметь многие преимущества перед всеми существующими на сегодняшний день образцами военной авиации. Ему предстоит брать как можно больше оружия, а вместе с этим оставаться незаметным в небе и уметь пользоваться абсолютно любыми аэродромами.

По лётным характеристикам ПАК ДА - самолет, существенно превосходящий любые бомбардировщики, когда бы то ни было появлявшиеся на свет. Он дольше других сможет барражировать, дежуря в воздухе, взлетать и садиться в любых условиях, у него лучшая грузоподъёмность. А вот требования к скорости полёта даже заместитель министра Юрий Борисов не считает столь уж важными, поскольку авиационные средства поражения получили новые характеристики. Этот пункт его доклада буквально взбудоражил заинтересованную общественность.

Об особенностях нового бомбардировщика

Беседа происходила на куда Ю. Борисов прибыл с рабочим визитом. Повод для этого посещения замечательный - в Казани начали собирать первый обновлённый бомбардировщик Ту-160М2, который, по словам специалистов, является промежуточным звеном между существующей у нас дальней авиацией и тем, что будет из себя представлять перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА). Вот на этой встрече с работниками завода и прозвучала конкретная информация по поводу создания нового бомбардировщика.

Здесь ещё раз состоится применение новой технологии: наши специалисты научились варить титан, материал сверхпрочный и сверхлёгкий. Фюзеляжи всех Ту-160 изготавливались с использованием этого метода, который всё ещё дорабатывается. Если не научимся ещё лучше управляться с титаном, не видать нам такого летающего монстра, каким задуман перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА).

Внешний вид

Сама схема этого самолёта - летающее крыло - для российской авиации не является традиционной. Внешне наш ПАК ДА - Northrop B-2 Spirit, тоже тяжёлого и малозаметного стратегического бомбардировщика. Разница в том, что наша "летучая мышь" будет иметь титановый фюзеляж и огромное количество пластиковых (композитных) деталей. Так создавался пассажирский лайнер МС-21, и получилось очень хорошо. Впервые конструкция летательного аппарата предусмотрела создание удлиннённого крыла, которое выполнено из пластика - тоже сверхпрочного и сверхлёгкого. По сравнению с Boeing или Airbus, наш получается гораздо экономичнее.

Но вернёмся к ПАК ДА. Бомбардировщик имеет недоступные ранее аэродинамические возможности за счёт особенного фюзеляжа. подчеркнул, что в дальней авиации требования к самолётам очень быстро меняются. Уже не нужны сверхзвуковые скорости с выходом в ближний космос, потому что нет нужды прорыва эшелонированной обороны противника. Так умеет Ту-160 и отлично справится Ту-160М2. А вот стратегический бомбардировщий ПАК ДА будет дозвуковым, он не сможет развивать скорость большую, чем детище шестидесятых годов - Ту-95.

"Небесный тихоход"

Такому видению ситуации есть объяснение, и оно вполне резонно. Особенно в плане финансов. И действительно: сейчас ракеты стреляют быстрее, дальше, вот-вот будет достигнут гиперзвук. Зачем заставлять самолёт делать то, что ему в принципе делать не обязательно? Тем более что это необязательное выходит так дорого. Российский бомбардировщик ПАК ДА в эксплуатации будет буквально на порядок дешевле любой сверхзвуковой машины. Он не предназначен для того, чтобы прорываться с боями сквозь оборону, это воздушный арсенал, неспешно барражирующий в воздушном пространстве.

ПАК ДА ("Туполев") будет нести дальнобойные крылатые ракеты - абсолютно смертоносный их запас. Например, Х-555 и Х101, которые летят от трёх до пяти тысяч километров. А есть и ещё одна - новейшая, как говорят, превосходящая всё, что до неё было, но о которой конкретика пока под секретом. В истребительной авиации появилась та же самая тенденция относительно скоростных характеристик. Например, F-22 Raptor, он обладает исключительной манёвренностью и сверхзвуковой скоростью, но ни то, ни другое ему, скорее всего, не пригодится, поскольку не предполагается в современных военных действиях ближнего боя. Не пушки будут говорить, а ракеты, и входить в зону ПВО противника не нужно.

Когда?

Когда в промышленное производство пойдёт наш новый самолет ПАК ДА шестого поколения? В военном ведомстве уверены, что не так скоро, поскольку сначала на поток будет поставлен восстановленный Ту-160 в его новом облике. Это Ту-160М2, и перед авиапромышленностью стоит задача повторного в дальнейшем использования и технологических подходов, и оборудования, чтобы не платить два раза за разработку и производство. А информация о Ту-160М2 уже официально дана на МАКС-2017: производство начато, а на вооружение в ВС РФ он поступит в 2021 году. Планируемому на Ту-160М2 бортовому радиоэлектронному оборудованию нужно будет максимально перекочевать на стратегический бомбардировщик ПАК ДА. Только корпус и двигатели будут другими. Проект поэтому удешевляется насколько это возможно.

Американцы, разрабатывая свой бомбардировщик Next Generation Bomber в девяностых годах, конечной датой производства называют 2035 год. ПАК ДА начал разрабатываться в 2008-м, и стахановскими темпы его создания явно не будут. Во-первых, потому, что пока нет такой войны, где он был бы насущной необходимостью, а во-вторых, цена этого проекта поистине гигантская. Пока что её оценивают в тридцать пять миллиардов долларов. В США только на конструкторские работы потратили десять, а сколько придётся вложить в целом, даже приблизительно не знают. Поэтому и не спешат ни у нас, ни у них. И военные уверены, что пока не взлетит Next Generation Bomber, и наш ПАК ДА повременит с появлением.

Характеристики

Размеры нового бомбардировщика будут внушительными: взлётная масса на максимуме составит 110 тонн. К примеру, у Ту-160 этот параметр 275 тонн, из которых только топливо весит 148. Дальность действия ПАК ДА, обозначенная в техзадании, двенадцать с половиной тысяч километров, а масса полезной нагрузки тридцать тонн. Это мало. Ту-160 поднимает сорок одну тонну ракет и бомб, а вот B-2 Spirit - всего двадцать две.

Главнокомандующий ВКС РФ объяснил, что в данном комплексе будет главным не самолёт, а его оснащение. Комплекс понесёт ракеты с дальностью до семи тысяч километров, которые сами решают, куда, когда, на какой высоте и с какой скоростью лететь. Самолёт - только средство доставки в зону, где состоится пуск. Кроме того, ПАК ДА понесёт не только стратегические ракеты, но и другое оружие - высокоточное, а детали, касающиеся его характеристик, пока не разглашаются.

Знакомое и новое

Двигатели для нового бомбардировщика разрабатывались в Самаре компанией "Кузнецов". Базовым послужил двигатель НК-32, тот самый, что установлен на наших стратегических бомбардировщиках Ту-160. Приедприятия концерна КРЭТ уже разрабатывают авионику для ПАК ДА. По генеральному соглашению с авиастроителями создаётся унифицированный борт. В конструкторских работах КРЭТ тоже участвует.

Как уже говорилось, технологии будут применяться и опробованные, и совсем новые. Некоторые приборы и системы заимствуются из последних разработок, показавших самую высокую эффективность и надёжность. Совершенно новыми будут прицельная навигация во всём комплексе, средства связи, средства разведки, а также средства радиоэлектронной борьбы.

Говорят эксперты

Американские эксперты уверены, что новое в военной авиации России необходимо для того, пробы сохранять доминирование в ядерном отношении. В США уже есть на вооружении девятнадцать невидимых бомбардировщиков B-2 Spirit. И теперь слово за Россией - будут ли в 2025 году введены в эксплуатацию двенадцать ПАК ДА первой эскадрильи? Военный эксперт из Румынии Валентин Василеску уверен, что будут, но вполне возможно, что и раньше.

Далее эксперты НАТО обсуждали технические характеристики будущего российского бамбардировщика. Они знают, что, скорее всего, Россия сделает новый бомбардировщик похожим на американские B-2 Spirit, невидимые для радаров. обладают гораздо меньшим манёвром и имеют большую инерцию, а потому и двигатели ПАК ДА наверняка будут иметь большую тягу, тоже в точности так же, как это сделано на американских бомбардировщиках.

Предположения

Дизайн ПАК ДА был обсужден экспертами достаточно подробно и, пожалуй, слишком многословно. Главной мыслью явилось то, что в этом отношении Россия заимствовала концепцию из своего же истребителя пятого поколения - Т-50, а кабина будет выполнена в стиле "человека - компьютерного интерфейса" (концепция MMI). Это позволит поднять самолёт без вмешательства экипажа - автоматически.

В кабине должен быть цифровой дисплей Electronic System Flight Instrument с жидкокристаллическим цветным экраном для каждого из двух пилотов, что обеспечит функционирование электронного интерфейса в управлении полётом. Использование технологии "стелс" вносит некоторые ограничения в конструкцию самолёта. ПАК ДА будет летать ночью, значит, роль бортовых датчиков значительно повышается, а гиперзвуковая скорость ручное управление исключает. Вывод: бомбардировщик, может быть, и был бы хорош, но в России он хорошим не получится (они, верно, не в курсе, что не будет у ПАК ДА гиперзвуковой скорости).

Будут ли у ПАК ДА преимущества?

Эксперты не уверены, что будут. Корпус самолёта с особым покрытием потребует буквально в десять раз больше времени для обслуживания, чем обычные бомбардировщики. А главное - ПАК ДА не сможет получить преимущества перед авиационным комплексом радиообнаружения и наведения (AWACS).

Однако такие преимущества будут. ПАК ДА не имеет ни одной точки крепления или места для бомб и ракет под крыльями, и это сводит на нет все воздействия радаров. Полный арсенал оружия герметично упрятан. А на всём корпусе - специальное покрытие. Не увидят его радары.

Кроме того, даже у наших бомбардировщиков пятого поколения предусмотрен так называемый морской режим, и здесь у российских лётчиков есть преимущество, поскольку их опыт полётов в Арктике огромен. И с этим эксперты НАТО, подумав, согласились, вспомнив, как два Ту-160 (стратегические бомбардировщики) тринадцать часов летели без дозаправки из русского города Энгельса в Венесуэлу.

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) приобрел реальные очертания. . Его макет выполнен в масштабе 1:10. Сделан из композиционных материалов, которые, как можно предположить, составят основу его фюзеляжа. Создана и кабина будущей машины. Ее деревянный макет выполнен из дерева в натуральную величину и так же как «фюзеляж», проходит испытания в лабораториях самолетостроительной фирмы. Работы над перспективной машиной КБ «Туполева» ведет с 2008 года в рамках госпрограммы вооружения до 2020 года.Кроме заявления КБ «Туполева» о существовании модели самолета, о новом бомбардировщике практически ничего неизвестно. Бывший командующий дальней стратегической авиацией Анатолий Жихарев заявлял, что «хотел бы видеть этот самолет с совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи, разведки, радиоэлектронной борьбы. Он должен применять все виды оружия, которые сейчас существуют и которые будут в перспективе на вооружении Дальней авиации. Новый самолет должен быть создан с применением технологии малозаметности».Командующий Воздушно-космическими войсками Виктор Бондарев добавлял, что ПАК ДА станет дозвуковым и будет решать задачи, которыми сейчас заняты сразу три типа самолетов дальней авиации ‒ Ту-160, Ту-95МС и Ту-22.Стратегические бомбардировщики Ту-160 «Белый лебедь» и Ту-95МС «Медведь» ‒ основная ударная сила нашей воздушной компоненты стратегических ядерных сил сдерживания. Обе машины прошли серьезную модернизацию. На Ту-160 был установлен новый прицельный комплекс, позволяющий бомбардировщику применять не только ядерные крылатые ракеты большой дальности Х-55, но и новые, с обычными боеголовками Х-555 и Х-101, а также весь спектр высокоточного бомбового вооружения. В результате машину можно применять в том числе для уничтожения баз террористов по всему земному шару, что собственно наша дальняя авиация неоднократно продемонстрировала в ходе сирийской компании по уничтожению инфраструктуры террористической организации ИГИЛ (запрещена в России).Единственный вопрос - почему ВКС видят перспективный бомбардировщик дозвуковым, а не гиперзвуковым, что было бы логичней для перспективной машины будущего? Ответ на этот вопрос, скорее всего лежит в плоскости применения будущего бомбардировщика. Ту-160 создавался для прорыва массированной системы ПВО/ПРО вероятного противника. Должен был иметь для этого большую скорость, возможность выходить в ближний космос. Пилоты стратега даже надевают для этого специальные костюмы, очень похожие на скафандры космонавтов. Однако сегодня на вооружении машины стоят сверхдальнобойные крылатые ракеты Х-101 и Х-555. Дальность их полета превышает расстояние в три тысячи километров. Есть информация о том, что создается еще более дальнобойная ракета.
В результате получается, что для выполнения боевой задачи ракетоносцу вообще не придется покидать пределы страны. То есть машине совсем не потребуется большая скорость, возможность забираться в космос для прорыва противоракетной обороны противника. Находясь в пределах России ее будет охранять собственная ПВО и истребители. Вот и получается, что дозвукового двигателя будет вполне достаточно. Тем более, что в производстве и эксплуатации он будет на порядок дешевле сверхзвукового мотора. В истребительной авиации та же тенденция. Самый современный американский истребитель F-22 Raptor имеет сверхманевренность, но воевать будет не пушками в ближнем бою, а ракетами, не входя в зону действия систем ПВО противника.В ВКС не говорят, когда именно появится новый бомбардировщик. Его прототип должен быть представлен не ранее 2025 года. До этого времени в Дальней авиации планируют продолжить эксплуатацию Ту-95 и Ту-160. Последний должен получить еще и модернизированную версию – Ту-160М2. В начало его серийного производства уже вложено более 500 миллионов рублей.

Гипотетическое изображение возможного варианта ПАК ДА

Стратегический бомбардировщик ПАК-ДА, основные характеристики

В Казани в начале 2019 года начнут строительство опытных образцов перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). О разработке ПАК ДА в Объединенной авиастроительной корпорации сообщили в ноябре. «При этом работы по модернизации и развитию этого уникального комплекса - на особом контроле у верховного главнокомандующего Вооруженными силами РФ и министра обороны, в чем убеждает и посещение ими авиационного завода в Казани», - подчеркнули в ОАК. При этом конкурс на создание ПАК ДА объявили в 2007 году, его выиграло КБ Туполева. 23 декабря 2013-го ОАК подписала контракт на разработку технического проекта, он был одобрен в 2016 году. Главный в разработке - «Туполев», но в деле участвует едва ли не вся ОАК.

ПАК ДА должен заменить нынешние дальние и стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95 и Ту-160, а также их будущие модернизированные варианты. Это будет дозвуковой носитель высокоточного оружия с полезной нагрузкой - 30 т (для сравнения, Ту-160 весит 275 т, Ту-95МС - 185 т, Ту-22М3 - 124 т). Дальность полета - 15 тыс. км без дозаправки.

Предварительные проработки облика ПАК ДА в конструкторских бюро и формирование требований к самолету со стороны ВВС начаты в 1999 г., а подготовка к участию КБ в конкурсе на создание бомбардировщика пятого поколения – в 2007 г. Тогда же МО России сформулировало тактико-технические требования по программе ПАК ДА. В конкурсе на разработку ПАК ДА приняли участие четыре конструкторских коллектива – ОКБ им. А.Н.Туполева, ОКБ им.П.О.Сухого, ОКБ им. С.В.Ильюшина и ОКБ им. В.М. Мясищева. На выставке МАКС-2009 – контракт по программе ПАК ДА выиграло КБ им. А.Н.Туполева и Министерство обороны России заключило контракт с ОАО “Туполев” на проведение НИР бомбардировщика на основе конструкции Ту-160.

Весной 2017 года в компании «Туполев» был создан первый полноразмерный прототип дальнего стратегического ракетоносца ПАК-ДА, проинформировал ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе. «Несколько из композиционных материалов, а еще полноразмерный прототип из дерева», - поведал специалист из оборонно-промышленного комплекса. Макеты выполнены по схеме «летающее крыло», - сообщается в заявлении. Между тем, ПАО “Туполев” , предприятие-разработчик новейшего российского бомбардировщика ПАК ДА, отказалось комментировать информацию СМИ о создании летающего макета самолета. Официальный представитель компании заявил, что не располагает данной информацией, и что компания не комментирует работы над этим самолетом.

Перспективный авиационный комплекс дальней аваиации

ПАК ДА расшифровывается ка перспективный авиационный комплекс дальней аваиации. Программа ПАК ДА ставит задачей создание бомбардировщика большой дальности для замены на вооружении ВВС России самолетов Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. Известно, что для конструкции будут использоваться радиопоглощающие материалы. В новом бомбардировщике будут максимально использоваться технологии «стелс», а в конструкции радиопоглощающие материалы. Кроме того, самолет планируют снабдить новейшими средствами радиоэлектронной борьбы.

Основные характеристики самолета на данный момент засекречены, но по имеющейся информации некоторые из них, все же, можно назвать с высокой степенью вероятности.

В 2011 г. начаты работы по двигателям для ПАК ДА. В разработке двигателей принимает участие ФГУП “ЦИАМ им. П.И. Баранова”:

– к началу 2012 г. проведено обоснование облика и основных данных для до и сверхзвукового вариантов ПАК ДА;

– разработан аванпроект двигателя;

– сформирован перечень критических технологий.

Вариант – 4 х ТРДД с тягой по 15500-18000 кг класса “изделие 17C”. Удельный расход топлива – 1 кг/км пути на 1 двигатель. Так же вероятно использование двигателя НК-32 второго этапа модернизации производства ОАО “Кузнецов” с тягой до 30000 кг. Двигатель должен быть подготовлен в 2017-2018 г.г.

Президент компании “Туполев” Александр Бобрышев заявил, что НИР по теме ПАК ДА завершатся в 2012 г., а затем КБ приступит собственно к ОКР, которые завершатся, ориентировочно, в 2017 г. Главным конструктором и первым заместителем директора программы ПАК ДА стал Михаил Юрьевич Асеев.

Основные технические характеристики:

Масса – около 125000 кг, по другим данным – 145000 кг.

Масса топлива – до 50000 кг

Масса полезной нагрузки – не менее 30 т

Дальность действия – 15000 км

Радиус действия – 6000-9000 км (вероятно, с дозаправкой)

Скорость максимальная:

– 1.5-2 М (оценка, сверхзвуковой вариант)
– 0.88М (оценка, дозвуковой вариант, источник)
Скорость крейсерская – более 1 М (оценка, сверхзвуковой вариант)

Вооружение:

– перспективные гиперзвуковые ракеты (источник)
– КРБД типа Х-101 и подобные перспективные образцы;
– высокоточные УАБ и КР малой дальности, в т.ч. противорадиллокационные (для прорыва ПВО противника);
– свободнопадающие бомбы;
– воздушный носитель оперативно-стратегического РУК (разведывательно-ударный комплекс;
– ракеты “воздух-воздух” для самообороны, в т.ч. большой дальности (см.ниже).

На самолете будут использоваться ракеты “воздух-воздух”, которые позволят самолету летать без сопровождения. ПАК ДА также будет оснащен гиперзвуковым оружием “воздух-поверхность” большой дальности. Ракеты такого класса для вооружения ПАК ДА уже готовы.

Средства обнаружения и целеуказания

Разработка РЛК для проекта ПАК ДА ведется НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова. 04 марта 2014 г. сообщается о завершении разработки аванпроекта РЛК и передаче его ОАО “Туполев”, ожидается корректировка проекта после уточнения технического задания.

Первый полет прототипа планируется на 2020 г., принятие самолета на вооружение – в 2025 г. В СМИ появлялись заявления генерал-майора Виктора Бондарева о том. что облик самолета уже сформирован и ведутся доработки тактико-технического задания. Главком Бондарев сообщал, что разработка ПАК ДА идет по плану, облик самолета в очередной раз утвержден.

Производство самолета будет вестись на Казанском авиазаводе. Согласно действующим планам, серийное производство бомбардировщика должно начаться в 2019 году. Конструкция самолета будет выполнена с широким использованием композиционных и радиопоглощающих материалов с целью облегчения массы конструкции и снижения ЭПР самолета.

Специальная модель «Летающее крыло» с различными вариантами расположения двигателей и геометрии хвостового оперения была изготовлена и испытана в ЦАГИ.

«Уже первые экспериментальные исследования модели принесли ряд новых ценных результатов. Так, приятной неожиданностью для нас стала высокая эффективность руля высоты на центроплане на всех углах атаки. Вместе с тем интерференция при верхнем расположении мотогондол двигателей оказалась хуже, чем мы предполагали и т.д. Есть о чем подумать, чтобы правильно спланировать будущие экспериментальные исследования и расчетно-проектировочные работы по совершенствованию характеристик ЛК», - прокомментировал начальник отдела отделения аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ Анатолий Болсуновский.

Было объявлено, что подписан контракт на эскизно-техническое проектирование серийного двигателя для ПАК ДА по уже согласованному техническому заданию.

ТТХ НК-56:

Диаметр входа в компрессор – 2050 мм
Степень двухконтурности – 4.9
Масса двигателя – 3340 кг
Тяга взлётная – 18000 кг
Тяга крейсерская – 3600 кг
Степень повышения давления – 23-25,5
Удельный расход топлива – 0,74 кг/кг в час
Температура газов перед турбиной (Тг) – 1571 К

2019-01-09T11:01:00+05:00 Alex Zarubin Защита Отечества Татарстан армия,ВКС,защита Отечества,Казань,оборона Гипотетическое изображение возможного варианта ПАК ДА Стратегический бомбардировщик ПАК-ДА, основные характеристики В Казани в начале 2019 года начнут строительство опытных образцов перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). О разработке ПАК ДА в Объединенной авиастроительной корпорации сообщили в ноябре. «При этом работы по модернизации и развитию этого уникального комплекса - на особом контроле у верховного главнокомандующего Вооруженными силами РФ и министра обороны, в чем убеждает и посещение... Alex Zarubin Alex Zarubin [email protected] Author Посреди России