Социальное партнерство в современном образовании. Организация социального партнерства учреждениями дополнительного образования. Основными видами совместной деятельности нашей школы и социальных партнёров являются

Социальное партнерство в современном образовании. Организация социального партнерства учреждениями дополнительного образования. Основными видами совместной деятельности нашей школы и социальных партнёров являются

по образовательной программе дополнительного профессионального РЕФЕРАТ образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно­общественного управления в образовании» «Феномен «социальное партнерство» в образовании» на тему:

Оглавление Оглавление...............................................................................................................2 Введение...................................................................................................................3 1 Особенности социального партнерства в образовании.....................................5 2 Виды и сущность социального партнерства в школе.......................................11 Заключение.............................................................................................................18 Список использованной литературы....................................................................19 2

Введение Прогрессивная школа все более уверенно становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она отображает сейчас характерные показатели современности ­ широкие способности для личного реализации его профессиональных и прочих выбора человека, необходимостей; вырастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и способностей, многообразие моделей деятельности. Главнейшей задачей прогрессивной школы становится формирование мировоззрения персоны ­ широкой системы ее взоров на мир людей и явлений ­ как база внешней и внутренней культуры. Мировоззрение складывается не столько путем передачи культурного навыка от одного поколения к иному, сколько при помощи приобретения подрастающим человеком общественного и нравственного (многообразного реального) опыта. Решение данной задачи находится в зависимости от множества причин, а именно от становления возможности к активной социокультурной адаптации. При исследовании программы становления ученые столкнулись с задачей не сформированной у детей политической и правовой культуры. Педагогическая практика показывает, что у школьников нет конкретной жизненной позиции, навыка взаимодействия с окружающим миром. При определении цели программы следует учитывать, что нам нужно создать комплекс мер, позволяющих сформировывать у учеников ценностное отношение к миру и общественный опыт. Цель работы заключается в исследовании феномена «социальное партнерство» в сфере образования, а в частности, школы. 3

Исходя из всего вышесказанного, были поставлены следующие задачи работы: ­ изучить особенности социального партнерства в образовании; ­ проанализировать виды и сущность социального партнерства в школе. Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. 4

1 Особенности социального партнерства в образовании Современные тенденции социально­экономического развития, связанные с появлением новых рынков труда, глобализации экономики, трансформации традиционных форматов использования трудовых ресурсов, более широкое обращение к интеллектуальным и информационным технологиям, ориентация на развитие человеческого капитала, активизируют процессы создания и поддержки в различных сферах систем социального партнерства. Данное понятие первоначально использовалось только в социологии и экономике, описывая процесс взаимодействия работников и работодателей, в силу этого в качестве основных партнеров выдвигались органы власти, представители бизнеса и профсоюзные организации. В настоящее время все чаще указанное явление рассматривается шире и представляется как сложный, многоплановый общественный процесс, где осуществляется совместно распределенная деятельность социальных элементов в лице представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. В этой логике социальное партнерство ­ это определенный тип взаимодействия субъектов, объединенных общими усилиями, способами решения актуальных проблем совместной жизни, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Партнерство обеспечивает преодоление имеющихся у субъектов различий в представлении о методах решения общих проблем, гармонизацию общественных отношений, предотвращение конфликтов, согласование и повышение результативности действий. 5

Социальное партнерство ­ продуктивная кооперация всех субъектов развития территории для ее устойчивого социально­экономического развития и сопутствующего повышения качества жизни населения, совершенствования социальной и производственной инфраструктуры, системы муниципального управления и местного самоуправления и свободы личности. Рассматривая социальное партнерство в расширенном контексте, можно получить значимый инструмент, позволяющий проектировать, апробировать и устанавливать новую, современную систему образования, отвечающую требованиям времени. В контексте образовательной политики «социальное партнерство трактуется как: ­ особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными нацеленный на органами власти, общественными организациями, максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса ; ­ особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития . По мнению И.М. Реморенко, социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать, как: ­ партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; ­ партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; 6

­ партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества . На современном рубеже роль образования в России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Развивающемуся обществу необходимы современно образованные, предприимчивые люди, которые могут без помощи других брать на себя серьезные решения в ситуации выбора, прогнозируя их вероятные результаты, могут обнаружить конструктивное решение трудности, готовы к совместной работе, выделяются мобильностью, владеют развитым чувством ответственности за происходящее. В связи с этим нужно преодолеть назревшие общественные и финансовые трудности на базе опережающего становления образования, рассматриваемого как вложение средств в будущее державы, в котором примут участие государство и общество, компании и организации, жители ­ все заинтригованные в качественном образовании. Предстоит обеспечить опережающий подъем расходов на образование, значительное повышение заработной платы сотрудникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. Меры государственной помощи образования будут сочетаться с усилением роли государственной власти и управления образованием в обеспечении в сочетании с населением достойного уровня образования на базе сохранения его фундаментальности и соответствия своевременным и перспективным нуждам персоны. Модернизация образования не должна, и не может исполняться как ведомственный проект. Активными субъектами образовательной политики должны быть все жители России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные университеты власти, органы местного 7

самоуправления, профессионально­педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Задача модернизации образования состоит в создании приспособления стабильного становления системы образования. Главная проблема изыскания понятийного пространства вытекает из трудной комплексной природы социального партнерства, связанной с различными видами человеческой деятельности и отраслями научного познания и черпающей оттуда составляющие личного понятийного аппарата. Наиболее часто общественное партнерство рассматривается в фокусе социально­трудовых взаимоотношений. В данной сфере оно понимается как способ и механизм регулирования социально­трудовых взаимоотношений, разрешения противоречий между сотрудниками и работодателями, как отношения представителей бизнеса, профсоюзов и государства, как сложное социальное явление, разносторонний противоречивый процесс. Роль трех сторон в вопросах разрешения трудового законодательства, примирения интересов в области труда является традиционной формой общественного партнерства. К крупным отечественным исследованиям проблемы общественного партнерства в области социально­трудовых взаимоотношений возможно отнести работы Киселева В.Н., Михеева В.А. Гордон Л.А., Клопова Э.В., Ветрова А.В. В ряде экономических трудов общественное партнерство характеризуется как юридическая форма организации совместной финансовой деятельности нескольких физических либо юридических лиц, являет из себя переходную форму между частным, семейным предприятием и фирмой с ограниченной ответственностью. Оно создается на базе договора, которым регулируются права и обязанности партнеров, участие в единых затратах, распределение прибыли, раздел имущества. Именно в данный 8

момент партнерство распространено в сфере мелкого бизнеса и услуг. Если взглянуть под другим углом, партнерство является фактической формой совместной работы фирм и компаний. Документом, подтверждающим эти отношения, традиционно является договор о кооперативном партнерстве. Социальное партнерство представляет собой сопряжение действий разных общественных институтов, которое выражается в самоактуализации участников образовательного процесса, добивающихся положительных перемен в образовательной сфере, другими словами перевода возможных форм системы образования в их важное состояние. При всем этом степень и процесс таковой самоактуализации у разных социальных институтов могут быть разными. У образовательных институтов они носят более целенаправленный, разумный и профессионально выверенный нрав, в то время как иным участникам партнерских взаимоотношений в большей степени присущи составляющие стихийности, непредвиденности и вмести с этим специфических раскладов и решений. Чем в большей степени получается согласование целей общественных партнеров, тем более действенными становятся их практические воздействия по решению образовательно­ воспитательных задач. Для эффективного общественного взаимодействия, с одной стороны, нужно формирование общего «пространства смыслов», касающегося целей и возможностей образования, если взглянуть под другим углом, в ходе самого действия происходит перемена «ментальности» отдельных социальных институтов, которые все более приближаются к пониманию и осмыслению задач образования, показывают готовность к содействию их разрешению и совместной работе в целом. Вмести с этим социальное партнерство в образовании, с нашей точки зрения, имеет ряд свежих черт, отражающих прогрессивные социально­ 9

экономические и политические особенности. Социальное партнерство инициирует активность профессионально­педагогических объединений, содействует открытости и рациональности финансовых потоков в образовании. Социальное партнерство ­ это средство, которое ориентировано на трансляцию населению положительных, плодотворных и многообещающих представлений об образовании. Следовательно, социальное партнерство в образовании подразумевает свободное выражение собственных интересов и нахождение взаимоприемлемых приемов их реализации институтами, группами, индивидами. 10

2 Виды и сущность социального партнерства в школе В начале 21 века довольно четко обозначилась потребность человека и общества в сознательно других информационно­эмоциональных, мыслительных и поведенческих стратегиях, информационном и этическом поведении как на уровне собственного внутреннего мира человека, так и на уровне социальных взаимоотношений. Прогрессивные тенденции становления образования определены процессами конфигурации ключевых парадигм восприятия мира: взамен условной стабильности ­ перманентные перемены, географическая удаленность не является преградой для общения; местные практики впитывают глобальные и рождают новейшие поликультурные традиции. Термин «партнерство» в образовании представляет упор на равноправии участников взаимодействия. Из этого можно сделать вывод, что единая задача деятельности не ущемляет персональных потребностей ее участников, а наоборот, полно отображает их. Другими словами, для вступления в партнерские отношения заинтересованному в партнерстве лицу нужно будет уверить иного в том, что предполагаемое взаимодействие даст возможность решить его трудности и, более того, в отсутствии такового взаимодействия они не имеют возможности быть разрешены. 11

А значит, идет речь о равновыгодности взаимодействия, что является, с нашей точки зрения, значимой особенностью социального партнерства в образовании. Учитывая мнение Гончар М., социальное партнерство представляет собой межгрупповую форму взаимодействия. И возникает в тех когда общественные категории понимают невозможность случаях, достижения массовых целей в отсутствии кооперации с иными обществами. Главную роль в партнерстве играет взаимоподдержка субъектов. Можно предположить, что социальное партнерство есть межгрупповое взаимодействие по реализации совместно произведенных целей, объединяющих на новом качественном уровне цели групп­участников взаимодействия. Следовательно, раз классическое взаимодействие школы с социумом различалось значительной степенью директивности, пребыванием внешнего идеологического и политического давления, то социальное партнерство характеризуется, прежде всего, добровольностью, паритетным характером взаимоотношений, равновесием интересов институтов, групп, индивидов, вступающих в партнерские взаимосвязи. Вследствие этого в процессе изыскания мы будем держаться позиции, что социальное партнерство в сфере образования имеет возможность рассматриваться как добровольные и равновыгодные взаимодействия и обоюдная поддержка всевозможных субъектов, исполняемые на базе межведомственных взаимосвязей, исключающих ведомственную замкнутость и изолированность. Структура основополагающих стратегии социального партнерства чрезвычайно идентична с основополагающими образовательных систем. Социальное партнерство, построенное на принципах обоюдной заинтересованности сторон и добровольности принятия ими обязанностей, ответственности за итог работы, становится экономически важной сферой образования. 12

Современное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. «Социальное партнерство­это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости». Кроме того, школа и управляющий совет выступают в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «школа ­ семья ­ социум», способствующего качественной подготовке ребенка к обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению. Современная школа ­ центр социального действия, открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок­педагог­семья», для созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно­интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса. В настоящее время основой обеспечения качества школьного образования могут служить: ­ взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения; ­ социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей. Характер взаимодействия школы и социума зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей. К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей. 13

Оно характеризуется четкими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьей. Социальное партнерство создает благоприятные условия для развития и социализации участников образовательного процесса в школе. Такая работа способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе школьного учреждения только с семьями своих воспитанников. Развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для семей, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде. Социальное партнерство в образовании еще слишком мало освоено, если взглянуть под другим углом ­ различные виды были в практике постоянно. Из числа разных видов социального взаимодействия распознают такие, как благотворительность, сотрудничество, инвестиции, собственно партнерство. Эти все понятия пришли в образование из социально­экономической сферы и все прочнее занимают тут место. Направления работы с социумом, это: благотворительность, инвестиция. спонсорство, кооперация (совместная работа), Благотворительность ­ добровольные бесплатные и бескорыстные инвестиции труда или же материально­финансовых ресурсов. Спонсорство различается от благотворительности мерой участия сторон. Спонсор передает те самые средства (трудовые, финансовые, материальные), которые запрашивает образовательное учреждение на конкретную деятельность, известную обеим сторонам. В отличие от благотворительности, которая носит, обычно, разовый нрав, данное взаимодействие быть может периодическим причем даже регулярным. 14

Кооперация, другими словами совместная работа в одном и том же либо различных, хотя связанных между собой процессах труда, в переводе с латыни означает сотрудничество. В сотрудничество стороны включаются по обоюдному согласию. Возможность и мера участия определяются каждой стороной лично, определяются мерой ее заинтересованности и, в большинстве случаев, закреплены устным соглашением. Взаимодействие носит разовый или же периодический нрав, впрочем, становясь систематическим, служит основой для последующих партнерских взаимоотношений. Инвестиция ­ это вклад физических или же юридических лиц по личному желанию согласно со своим видением и отталкиваясь от индивидуальных интересов. Договор или же контракт ­ обязательная основополагающая. Сейчас довольно часто инвесторами образовательного учреждения становятся опекуны, которые создают фонд, обращая подобранные средства на становление образовательных учреждений. К они решают сделать в учреждении прогрессивный примеру, специализированный кабинет, логопедический и иные. Социальное партнерство в образовании ­ это путь его демократизации и обновления. В наше время в образовании реализуются все виды социального взаимодействия, хотя неоспоримо, что непосредственно партнерство дает наибольший результат, поскольку подразумевает наиболее абсолютное, заинтересованное и долгосрочное включение в решение социально­ образовательных задач. которое инициирует система образования как отличительная сфера социальной жизни, позволяет изменять, Партнерство, проектировать, устанавливать свежие социально важные функции. Другие виды работы с социумом также весьма могут быть полезны в конкретной ситуации, хотя более локально. Это технология социального партнерства ­ очередность определенных действий соучастников, техники данных воздействия и практики социального 15

партнерства на конкретных территориях, а еще ­ экспертиза и оценка итогов и результатов социального партнерства. Философскими и методологическими основаниями социального партнерства выступает методология, объединяющая, с одной стороны, системный расклад, если взглянуть под другим углом, все, что связано с теорией самоорганизации. Идеология социального партнерства ­ это совокупность следующих основ. Принцип взаимодополнительности: люди объединяются, поскольку каждый отдельно недостаточен, и тогда каждый делает то, что у него есть возможность делать лучше. Принцип границ: умение работать без помощи других, самоопределение в своей позиции, определение в контексте иных позиций. Принцип обмена продуктами деятельности, предъявляемыми в той или иной «товарной» форме. Взаимодействие случается в тех случаях, когда есть чем обмениваться. Когда ставится вопрос о партнерстве между соучастниками, то встает вопрос: а частью какого целого они выступают? От чьего имени провозглашается данное целое? В каком едином контексте они выступают? Конкретное выделение основ, с позиции которых рассматривается социальное партнерство, разрешает переходить к наиболее глубочайшему выявлению составляющих системы социального партнерства в образовании: цели, субъектов, значений, объектов, механизмов, операций реализации. Задача социального партнерства. Целью социального партнерства является составление межсубъектного взаимодействия, приводящей к положительным и прогнозируемым всеми субъектами положительным переменам. Как следует из значимости основных для определения СП понятий «взаимодействие», «субъект­субъектное взаимодействие», «система межсубъектного взаимодействия». 16

Во взаимодействии людей есть и остается активность двух сторон, хотя мера ее проявления различна. Социально­трудовая практика должна быть компонентом демократической школы и демократического уклада, вводимая как самостоятельная образовательная область, самостоятельное образовательное пространство. Общественная практика не столько гарантирует освоение учащимися общественной среды, получения ими настоящего практического навыка социальной деятельности, в том числе работы по оказанию помощи старикам, ветеранам, инвалидам, да и непременно вызывает рост самосознания учеников, их самоопределению в общественном смысле данного слова. Совместные дела коллектива ­ планы, акции, игры, празднички ­ все то, что в последнее время возымело признание как ключевые дела школы. При всем этом школьники должны быть непременно вовлечены в планирование и подготовку таковых событий (создание оргкомитетов, распределение ответственности и т.п.). Объединяя общими целями и общим действием разновозрастные учебные категории, классы, клубы, кружки, научные и прочие общества, основные школьные дела придают отличительный нрав взаимоотношениям в коллективе, формируя его независимый, гуманный толерантный образ жизни ­ бесценный источник настоящего демократического опыта и демократической практики для детей и подростков. Школа вправду преображается в живой общественный организм, чья полнокровная, интенсивная деятельностью жизнь пульсирует, покоряясь собственным внутренним ритмам, обеспечивая практически безграничные способности для саморазвития учеников, освоения ими общественных и гражданских позиций. Носителем уклада школьной жизни является, прежде всего, преподаватель, поэтому от его отношения к этой мысли находится в зависимости возможность ее реализации. 17

Итогом присвоения учителем новейших профессиональных ценностей является личностная вариативность, гибкость. Таким образом, выше перечисленные принципы взаимодействия способствуют формированию мотивационной готовности педагогов и администрации школы к расширению круга субъектов партнерства, благодаря которым школьники могут максимально проявить собственные способности самореализации, а также улучшают организацию подготовки педагогических кадров к решению задач социализации личности на базе идей социального партнерства в образовании. Заключение Образование во все времена являлось непреходящей ценностью, потому как оно является основой экономического развития общества, одним из причин социальной стабильности, источником подъема интеллектуального ресурса и духовно­нравственного потенциала населения. Образовательные потребности народонаселения растут, увеличивается количество кандидатов на получение высшего, специального, профессионального дополнительного образования. Достижение высокого качества образования подразумевает органичное сочетание образовательных традиций и инноваторских направленностей, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески 18

осмысленное сравнительно отечественной педагогической действительности и стратегических целей социокультурного становления общества. Партнерские отношения могут рассматриваться в виде межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется едиными ценностно­ целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением, другими словами ­ совместное становление системы ценностей. Список использованной литературы 1. Концепция гражданского образования. Проект // Гражданское образование в российской школе/ Сост. Т.И. Тюляева. ­ М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2013. ­ 605 с. 2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. // Гражданское образование в российской школе/ Сост. Т.И. Тюляева. ­ М.: 000 «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2013. ­ 605 с. 19

3. Коровкин В.Ю. Совместная деятельность школы и родителей как государственно­общественного управления условие образованием. Автореферат канд. Диссер. ­ СПб, 2012. становления 4. Коровкин Д.В. Педагогические условия включения учителя в управление школой. Автореферат канд. Дис ­ СПб, 2011. 162 5. Корсунов А.В., Литвинова Н.П., Сафина З.Н. Социальное партнерство в образовании взрослых. ­ Великий Новгород ­ СПб ­ Казань, 2012. ­ 188 с. 6. Никитин М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций: монография. ­ М., 2011 7. Пискунова Е.В., Кондракова И.Э., Соловейкина М.П. и др. Технологии социального партнерства в сфере образования: Учебно­ методический комплекс. ­ СПб.: Изд­во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008 8. Реморенко И.М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность// Новый город: образование для изменения качества жизни. ­ М.; СПб.: Югорск, 2013 20

В образовательной сфере имеет длительную историю. Концепции педагогической среды разрабатывались Дьюи Д., Шацким С. Т., Макаренко А. С. и другими. Каждый из авторов высказывал и обосновывал свою точку зрения по поводу взаимодействия образовательного учреждения со средой, но при этом все отмечали, что для образовательного учреждения важно развивать и поддерживать устойчивые связи с семьями учащихся, с администрацией и представителями гражданского сообщества микрорайона, неформальными объединениями для того, чтобы обеспечивать не искусственный мир, а реальное проживание ребенком своего детства в среде, соответствующей потребностям его возраста.

Определения социально-педагогического партнерства

  • Интеграция усилий образовательных организаций или отдельных лиц для решения общих педагогических задач;
  • Упорядочивание и координация взаимоотношений образовательных систем или институтов общества в рамках их взаимных интересов с целью сохранения целостности социальной системы и нормативно-правового единства на общенациональном и общегосударственном через обеспечение трансляции социально-нормативного и ценностного содержания культуры в рамках обучения и воспитания;
  • Особый механизм межсистемной регуляции, управления, в условиях резкого изменения роли государства в образовании, или трансформаций во взаимоотношениях образования с макросредой;
  • Инструмент достижения консенсуса в отношениях между представителями различных социальных групп, каждая из которых имеет свои интересы, с помощью которого ими организовывается совместная деятельность, осуществляется ее координация для достижения общественного консенсуса в управлении и развитии образовательной сферы.

Таким образом, в российской педагогике основаниями социально-педагогического партнерства выступают диалогические отношения социальных субъектов.

Замечание 1

Социальное партнерство в образовании способствует поддержанию единства, гармонизации социальных структур и выработке единой и действенной образовательной стратегии, что позволяет интегрировать интересы самых различных социальных общностей и групп в едином информационном и образовательном поле.

Принципы построения социального партнерства в образовании

  1. Социальная справедливость и согласование интересов. В условиях естественной для рыночного общества социальной стратификации важно обеспечение равновесия интересов всех социальных групп (кроме, пожалуй, маргинальных) для того, чтобы избежать социальных конфликтов.
  2. Законодательное закрепление отношений, что обеспечивает формирование прочного и минимизацию и даже полное исключение взаимных претензий.
  3. Ответственность партнеров по отношению друг к другу.
  4. Добровольность и равновыгодность. Данные принципы служат интеграции в едином образовательно-информационном пространстве интересов представителей различных социальных слоев, так или иначе участвующих в определении путей и осуществлении развития образовательных процессов.

Уровни системы социального партнерства в образовании по их масштабности

  1. Партнерство в отдельном коллективе определенного образовательного учреждения.
  2. Партнерство системы образования в первую очередь с общественно-государственными управленческими системами.
  3. Партнерство института образования с другими общественными институтами, например с органами исполнительской, законодательной или муниципальной власти, либо с представителями бизнес-сообщества.

Разделы: Администрирование школы

Образовательное учреждение, как и любая другая социальная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него сложное влияние. Учреждение дополнительного образования детей может оказать достаточно заметное встречное влияние на ситуацию в своей ближайшей среде. Среди социальных субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь образовательного учреждения, важное место занимают социальные партнеры. Сейчас наступил такой момент, когда об образовании (в том числе и дополнительном) говорят как о сфере услуг, употребляя такие понятия, как конкурентоспособность, образовательная услуга, сегмент рынка, маркетинговые исследования, социальное /образовательное /партнерство, франчайзинг. Новые социально-экономические условия в нашей стране требуют и новых форм управления, координации, сотрудничества. Все попытки решить проблемы дополнительного образования в современных условиях только за счет заботы государства не могут быть успешными. Неотрегулированный механизм перехода на нормативно – подушевое финансирование, переход с 2006г. на региональный бюджет, увеличение % платных образовательных услуг – все ставит вопрос о поиске дополнительных ресурсов совершенствования управленческой деятельности. По нашему мнению, одно из перспективных направлений в сложившейся ситуации – взаимодействие с социальными партнерами.

Перенос в сферу управления образованием теории и практики управления бизнесом заставил нас обратить внимание на такое понятие как стратегическое партнерство, изучить сущность и формы партнерства организаций, этапы построения и принципы партнерства в экономике, обратив особое внимание на стратегическое партнерство с потребителями (система CRM). На наш взгляд, определение своего круга социальных партнеров и путей сотрудничества с ними можно рассматривать как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения. Для этого необходимо использовать предшествующий опыт, постоянно вести поиски новых форм сотрудничества, производить тщательный анализ и отбор наиболее полезных и эффективных связей.

Проблема определения механизма взаимосвязи учреждения образования с окружающей его средой встает сегодня перед каждым руководителем и педагогическим коллективом. Особенно остро она ощущается в дополнительном образовании, т.к. от ее решения зависит финансовое обеспечение учреждения, его жизнеспособность и конкурентоспособность на современном рынке образовательных услуг.

Для того чтобы социальное партнерство можно было расценивать и использовать как оригинальный ресурс в работе руководителя учреждения дополнительного образования, нам потребовалось:

  • разобраться, в какой степени возможен перенос в сферу управления образованием теории практики управления бизнесом или технологий, этапов построения принципов партнерства в экономике;
  • уточнить теоретически и сформулировать понятие “социальное партнерство” применительно к дополнительному образованию.

По нашему мнению, руководитель ОУ должен иметь четкое представление о технологиях взаимосвязи учреждения с окружающей его средой, о роли и месте всех участников образовательного процесса в создании новых форм социального партнерства.

Разработка модели механизма взаимосвязи учреждения образования с окружающей его средой, создание новых форм социального партнерства для учреждения дополнительного образования:

  • улучшит качество управленческой деятельности администрации центра;
  • будет способствовать подготовке учреждения к переходу на государственно-общественную форму управления образованием;
  • обеспечит конкурентоспособность учреждения на рынке образовательных услуг за счет преобразования трех средств системы управления: кадров, финансов, информации;
  • поможет смягчить социальные последствия проводимых реформ в образовании.

На первом этапе (2003/2004 уч. год) осуществлялся анализ состояния проблемы в теории и практике, изучено состояние проблемы в теории и практике управления школой, определен категориальный аппарат.

На втором этапе (2004/2005 уч. год) осуществлялась разработка теоретической модели современного механизма взаимосвязи учреждения образования с окружающей его средой, создание новых форм социального партнерства для учреждения дополнительного образования

На третьем этапе (2005/2006 уч. год) осуществлен поисковый этап эксперимента, проведены анализ, обобщение результатов с целью определения эффективности предложенной модели.

Новизна и теоретическая значимость заключаются в том, что

  • современный механизм взаимосвязи учреждения образования с окружающей его средой, создание новых форм социального партнерства для учреждения дополнительного образования рассматривается как самостоятельный, оригинальный фактор управления в руках руководителя ОУ;
  • сделана попытка творческого заимствования понятия “социальное партнерство” из области управления бизнесом применительно к управлению образовательным учреждением (учреждением дополнительного образования);
  • сконструирован и описан опыт использования в управлении МОУ ДОД “ЦДОД” ЗАТО г. Снежногорск современный механизм взаимосвязи учреждения образования с окружающей его средой, создание новых форм социального партнерства для учреждения дополнительного образования;
  • работа находится на стыке традиционной науки об управлении образовательным учреждением и современных областей знаний: социологии, маркетинга, менеджмента и др., использует межпредметные подходы и связи для разработки инновационных аспектов управления учреждением дополнительного образования.

Материалы могут быть использованы в реальной практике управления учреждением не только дополнительного образования. Возможно продолжение исследования с целью организации международного сотрудничества и форм общественно-государственного управления: управляющих и попечительских советов.

Анализ первоначального состояния социального партнерства МОУ ДОД “Центр дополнительного образования для детей” ЗАТО Снежногорск проводился с помощью нескольких методик:

  • элементы методики STEP и SWOT- анализов (факторы конкурентоспособности) Международного института развития менеджмента;
  • методика управления экспериментом на основе отрицательной обратной связи;
  • методика оценки образовательных результатов А.П. Тряпициной;
  • методика определения критериев и процедуры экспертной оценки новшеств О.Г.Хомерики, д.пс.н.В.С. Лазарева;
  • методика д.п.н., проф. Безруковой В.С. по оценке значимости исследовательских проблем;

Формы сбора и оценки информации:

  1. Опрос (анкетирование, интервью).
  2. Изучение документов.

1.Педагогам, родителям и обучающимся было предложено определить степень значимости сотрудничества “ЦДОД” с учреждениями и организациями города, назвать тех партнеров, с которыми важно сотрудничать для повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Для этого был составлен список учреждений и организаций и каждому участнику образовательного процесса предстояло оценить в баллах (от 1 до 15) “вес” каждого пункта анкеты и внести в нее свои предложения. В данный список вошли имеющиеся в ЗАТО г. Снежногорск предприятия и организации так или иначе связанные с системой образования. В результате данного исследования были ранжированы все составляющие по убыванию баллов. Представителям других организаций и учреждений города было предложено сформулировать те направления деятельности, по которым сотрудничество с “ЦДОД” наиболее привлекательно для них.

2.Сотрудникам АУП было предложено провести оценку условий реализуемости новшества – поиска новых форм и механизмов осуществления социального партнерства. Наряду с этим проведены элементы СТЭП – и СВОТ – анализа.

В результате обработки и анализа собранной информации получены следующие выводы:

  • При оценке в баллах степени значимости сотрудничества с партнерами выявилось противоречие между имеющимся положением и представлениями о желательных партнерах. Причем, взгляды обучающихся, родителей и сотрудников “ЦДОД”, партнеров часто не совпадают. Результаты отражены в таблицах:
Количество опрошенных

% от общего количества

Приоритеты для социального партнерства

обучающиеся
564 80,6 Интересные программы, Возможность пополнения портфолио Подготовка к ЕГЭ и поступлению в ВУЗ Возможность принять участие в очных мероприятиях (выехать из города)

Проведение культурно-образовательных мероприятий

Возможность использования информационных технологий в обучении

Родители 543 77,6 Подготовка к школе, ЕГЭ и поступлению в ВУЗ (углубленное изучение предметов) Возможность бесплатного обучения
Педагоги ЦДОД
23 100 Возможность повышения квалификации Материальное благополучие Совместные проекты
партнеры Муниципальный уровень
10 100 Подготовка к ЕГЭ Совместные проекты Проведение культурно-образовательных мероприятий Организация предпрофильной, профильной и профессиональной подготовки Профессиональная ориентация учащихся
  • Учреждение имеет хорошую общую оценку привлекательности новшества. Она получена исходя из оценок актуальности, потенциальной полезности, реализуемости и контролируемости. Но в роли ограничителей выступили: кадровые, нормативно-правовые возможности, психологическая готовность коллектива.
  • Элементы СТЭП – и СВОТ – анализа показали, что социальные, экономические и политические факторы таковы, что для плавного, а не “шокового” перехода на новые условия финансирования учреждений дополнительного образования необходимо увеличить количество потенциальных партнеров на различных уровнях. Определены:
  • Сильные стороны (расположение в центре города, бренд “Золотой росток”, опыт партнерства с 1998 года, МТБ, способствующая франчайзингу).
  • Слабости (кадры, нормативно- правовое обеспечение, ЗАТО).
  • Возможности (финансовая стабильность, развитие м/н партнерства, повышение конкурентоспособности, сохранность контингента, развитие МТБ, повышение квалификации педагогов и др.).
  • Угрозы (сокращение штатных единиц, переход на платное образование, снижение привлекательности для партнеров, борьба за сохранность контингента, спад конкурентоспособности).

Конкурентные преимущества учреждения дополнительного образования и противоречия, возникающие при организации социального партнерства в МОУ ДОД “Центр дополнительного образования для детей”.

Анализ современного состояния использования собственного механизма и форм социального партнерства в управлении МОУ ДОД “Центр дополнительного образования для детей” ЗАТО Снежногорск позволил определить его основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести:

  • “ЦДОД” имеет теплое, хорошо отремонтированное здание, находящееся в центре города, с благоустроенной прилегающее территорией;
  • В “ЦДОД” работает молодой квалифицированный коллектив педагогов, стремящихся к саморазвитию (80% педколлектива имеет 1 и высшую квалификационную категорию);
  • Наличие современной МТБ: 2 компьютерных класса, 2 учебные мастерские, библиотека, изостудия, музыкальный зал, выход в Интернет);
  • “ЦДОД” – Координационный центр 2 программ: Национальной образовательной программы “Интеллектуально- творческий потенциал России” (г. Обнинск) и Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников “Шаг в будущее” (г Москва);
  • На базе “ЦДОД” работают представительства ПетрГУ (г.Апатиты), СГУ (г.Москва);
  • Вся учебно – исследовательская деятельность сосредоточена в “ЦДОД”- городской Координационный совет, Конференция “Золотой росток”;
  • Осуществление образовательного франчайзинга: МАДО, ЗФТШ при МФТИ, Работландский Сетевой Университет,
  • Звание “Учреждение – интеллектуальный лидер”, Лауреат Премии им. П.Стеблина в номинации “Лучшее образовательное учреждение-2005г.”.

Вместе с тем выявлены определенные противоречия в процессе организации механизма и новых форм социального партнерства, на разрешение которых должна быть направлена программа управленческой деятельности по оптимизации использования методов и инструментов социального партнерства в управлении учреждением дополнительного образования.

Это противоречия:

  • между необходимостью решать сложные нестандартные задачи из области образовательного маркетинга и присутствующей в управленческом и педагогическом труде тенденций к шаблонным действиям;
  • между естественным желанием руководителя иметь дополнительные ресурсы управления и недооценкой роли фактора социального партнерства в системе управления учреждением дополнительного образования детей;
  • между пониманием детским и взрослым коллективами актуальности введения новых форм взаимодействия с социальными партнерами и трудностями в определении механизма введения этих форм;
  • между ожиданием быстрой результативности вводимых новшеств и несоответствием реальных результатов этим ожиданиям.

Управление механизмом образовательного партнерства МОУ ДОД “ЦДОД”

При планировании работы по созданию рабочей модели механизма образовательного партнерства в учреждении дополнительного образования мы опирались на данные, полученные в ходе вышеизложенного исследования, а также использовали методические рекомендации по организации стратегического/социального/ партнерства. Была создана рабочая группа по разработке модели, которая определила, что:

Главная цель модели – это определение этапов, приоритетных направлений действий на каждом этапе по организации социального /образовательного /партнерства.

Выделенные выше противоречия позволяют нам вносить в нее необходимые корректировки, а проведенные теоретические изыскания дают возможность назвать основные способы реализации.

Мы пришли к выводу, что модель может иметь ряд составляющих, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции:

Мы сочли приемлемой модель механизма организации образовательного партнерства в ОУ:

  1. Организация переговорного процесса между сторонами – партнерами.
  2. Организация процедуры выявления и согласования позиций (создание рабочих групп).
  3. Организация экспертной оценки и определение направлений совместной деятельности.
  4. Организация подписания договора сотрудничества.

Так, на этапе экспертной работы определились направления совместной деятельности ОУ (5 образовательных школ, МУК, ДДТ, ЦГПВМ, ИМЦ, ДМШ и др.):

  1. Коррекция образовательных программ дополнительного образования.
  2. Организация взаимодействия на уровне педагогов (консультативно-методическая помощь (обучение, мастер-классы, совместные культурно-образовательные мероприятия, конкурсы, конференции, сессии, семинары, консультации).
  3. Организация взаимодействия на уровне обучающихся (экскурсии, совместные занятия, участие в выставках, фестивалях, КТД, совместные проекты.)
  4. Организация информирования о деятельности субъектов партнерства (совместные семинары; круглые столы; конференции; совещания, освещение в СМИ).

Вышеназванные направления деятельности могут лечь в основу программы совместной деятельности учреждений с последовательным планированием работы.

Для полноты представления о необходимых условиях развития партнерства были выделены субъектные позиции управления, которые позволяют выстраивать партнерские отношения. Так, общее руководство ходом реализации программы образовательного партнерства, определяющим отношения всех субъектов, является координатор проекта (заместитель директора по учебно-методической работе или заместитель директора по учебно-воспитательной работе). Координатор проекта: координирует деятельность педагогов дополнительного образования; организует контроль над выполнением образовательных программ; содействует повышению профессионального мастерства педагогов; организует общий контроль.

Оперативное руководство осуществляет руководящая группа. В ее состав входят представители методической службы “ЦДОД”, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, представители ОУ.

Позитивные результаты взаимодействия системы дополнительного образования и ОУ не вызывают сомнений и подтверждены практикой: рост удовлетворенности детей и родителей, расширение образовательного пространства ЦДОД, возможности для установления партнерских отношений с другими учреждениями.

Главным результатом является разработка и реализация совместных проектов:

  • конкурс профессионального мастерства (парикмахер, маникюрша) “Красота без границ” – совместный проект педагогов профессиональной подготовки,
  • “Новогодние истории” – совместный проект объединений художественно-прикладного творчества;
  • “Золотой росток” – межгородская конференция учебно-исследовательских и творческих работ молодежи и школьников (принимают участие города-ЗАТО);
  • “Выставка образовательных услуг” – городская ярмарка образовательных предложений/услуг/.
  • “Сквер счастливых событий” – экологическая акция для жителей города;
  • Тестирование выпускников школ города по программе “Тест.6.0.”
  • Участие в очных мероприятиях организаций-партнеров.

Апробировав данную модель организации образовательного партнерства, мы установили партнерские отношения на 3 уровнях:

Однако все это не означает, что процесс близок к завершению. Предстоит осваивать инновационные технологии, предусматривать организацию обучения и практики для различных творческих групп педагогов и т.д. Все эти аспекты требуют дальнейшего углубленного теоретического обоснования и практического решения. Также требуют разработки критерии эффективности социального партнерства.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях рыночной экономики для повышения конкурентоспособности любое учреждение дополнительного образования заинтересовано в эффективности и плодовитости сотрудничества с социальными партнерами.

Социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как:

  • партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
  • партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;
  • партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.

В руках администрации учреждения дополнительного образования механизм организации социального партнерства может стать действенным инструментом, источником дополнительных ресурсов управления, если руководитель, используя межпредметные подходы и связи, сможет воспользоваться теорией и практикой современных областей знаний (социологии, маркетинга, менеджмента, экономики и др.) для построения модели организации социального партнерства собственного учреждения. Главная цель управления знаниями – создание новых и более мощных конкурентных преимуществ.

Управление организацией социального партнерства в УДО – процесс многофакторный, специально спроектированный, развивающийся по определенным законам и технологиям. На наш взгляд, современным элементом в управлении ОУ является использование СВОТ- нализа и индивидуального макретинга, а из новых форм социального партнерства – использование образовательного франчайзинга.

Главным субъектом организации социального партнерства всегда выступает ОУ, а объектом могут выступать разные группы социальных партнеров.

Механизмом образовательного партнерства выступает совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон:

  1. Переговорный процесс между сторонами – партнерами.
  2. Процедуры (технологии) выявления и согласования позиций партнеров (создание рабочих групп).
  3. Экспертная работа по анализу, экспертной оценке и определению направлений совместной деятельности.
  4. Создание нормативных документов.

Для руководителя учреждения дополнительного образования важно оценивать эффективность организации социального партнерства с позиции современной теории управления образовательной системой по конечным результатам.

Полученные в ходе работы результаты могут быть использованы в реальной практике управления учреждением дополнительного образования, но с учетом уже имеющихся своих технологий организации социального партнерства. Таким образом, правильно организованное социальное партнерство обеспечит ОУ конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, поможет смягчить социальные последствия проводимых реформ в образовании, улучшит качество управленческой деятельности администрации МОУ ДОД “ЦДОД”.

Образование во все времена считалось непреходящей ценностью, ибо оно является основой экономического развития общества, одним из факторов социальной стабильности, источником роста интеллектуального ресурса и духовно-нравственного потенциала населения. Образовательные потребности населения растут, повышается число претендентов на получение высшего, специального, профессионального дополнительного образования. В ответ на это увеличивается разветвленность сети образовательных учреждений разного типа, развивается инфраструктура образования - формы управления, методические и исследовательские службы; укрепляется кадровая база, обновляется содержание и методы образования, усиливается ориентир на индивидуальные запросы и возможности обучающихся. Особые претензии предъявляются к качеству образования как соответствию ожиданиям общества и личности - это делает актуальным развитие образования как открытой системы, структурно-функциональная характеристика которой обусловлена взаимодействием с социумом.

Открытость образования предполагает прозрачность целей, формирование в общественном сознании понимания зависимости качества жизни от состояния образования - его качества, доступности, всеохватности, объединения различных социальных групп и вовлечения их в процесс развития образования в качестве партнеров. Социальными партнерами становятся индивидуальные и коллективные субъекты, разделяющие ценностные установки современного образования, заинтересованные в выработке единой образовательной политики, способные действенно поддержать образование в решении реальных проблем становления и развития его системы.

Достижение высокого качества образования предполагает органичное сочетание образовательных традиций и инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески осмысленное относительно отечественной педагогической реальности и стратегических целей социокультурного развития общества.

Законодательную основу для разработки модели социального партнерства в сфере образования в целом дает Гражданский кодекс РФ, Закон РФ "Об образовании", Закон РФ "О некоммерческих организациях", Закон РФ "Об общественных объединениях", Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 "О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации". Правовую базу организации социального партнерства на муниципальном уровне создают федеральные законы "О местном самоуправлении в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.

Партнерские отношения могут рассматриваться в качестве межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется общими ценностно-целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением, то есть - совместное развитие системы ценностей.

Такая модель была создана в педагогических коллективах МОУ СОШ №93 и МОУ Новочановской СОШ Барабинского района Новосибирской области. Первого сентября 2006 года был заключен договор о социальном партнерстве в образовании, основополагающая идея которого: разработать и внедрить новые формы организации образовательного процесса при работе с одаренными детьми в образовательных учреждениях Барабинского района.

Цель работы: разработка и реализация условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг, сохранение и укрепление здоровья обучающихся в период реструктуризации сети образовательных учреждений Барабинского района.

  1. Организация совместной деятельности педагогических коллективов участников эксперимента по изучению и внедрению педагогических инноваций в учебно-воспитательный процесс в целях повышения качества и доступности образования.
  2. Создание благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся МОУ СОШ №93 и МОУ Новочановской СОШ.
  3. Распространение результатов эксперимента среди образовательных учреждений Барабинского района.
  4. Реализация развивающих и воспитательных возможностей школ в совместной деятельности.

Реализация этих задач позволила:

  1. Создать модель единого образовательного пространства.
  2. Создать ресурсно-методический центр на базе наших школ.
  3. Повысить уровень квалификации учителей наших школ через реализацию модернизированной модели научно-методической службы.
  4. Улучшить показатели обученности учащихся через:
    - оптимальное и эффективное развитие познавательных способностей личности учащихся;
    - реализацию современных моделей обучения и технологий.
  5. Эффективно использовать учебно-методические и материально-технические базы наших школ в образовательном процессе.

При определении методов исследования участники эксперимента руководствуются следующими принципами педагогической деятельности:

  • Принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, наставничества.

Метод выявления одаренных детей

Для реализации данного метода необходимо решить следующие задачи:

  • Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  • Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, повышение квалификации;
  • Накопление библиотечного материала по данному вопросу;
  • Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения диагностики;
  • Проведение различных внеурочных конкурсов интеллектуальных игр олимпиад позволяющих учащимся проявить свои способности.
  • Основные принципы построения схемы выявления одаренных детей:
  • Определение наиболее емкого и практически применимого понятия одаренности.
  • Разработка плана и программы обучения одаренных детей.
  • Разработка процедуры оценки:
    - определение функций, подлежащих оценке;
    - определение подлежащих сбору сведений.
  • Уточнение критериев отбора.
  • Обеспечение действенности поиска и выявления способных детей.

Метод создания условий для оптимального развития одаренных детей.

Для реализации второго метода необходимо решить следующие задачи:

  • Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности - в области художественного развития. В связи с этим часы вариативной части в обучении младших школьников используются на организацию творческих мастерских.

Творческие мастерские на базе Новочановской СОШ:

  • Музыкальная мастерская (музыкальный класс);
  • "В мире прекрасного" (изобразительная деятельность);
  • Мастерская здорового образа жизни;
  • Клуб исследователь.

Творческие мастерские на базе СОШ №93:

  • Мастерская художественного слова;
  • Интеллектуальный клуб;
  • Ремесленная мастерская (прикладное искусство);
  • Детские газеты "Школяр" и "Школьный вестник".

Урочная и внеурочная деятельность строится таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах второй и третьей ступени.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы. Основой такой системы выступает "погружение в культуру", функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом - игра.

Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса предметных и личностных компетенций. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе:

  • Индивидуализированные формы учебной деятельности (работа по индивидуальным программам);
  • Выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
  • Самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы);
  • Четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.

Основными видами деятельности являются:

  • мастер-классы ведущих учителей школ-участников эксперимента;
  • совместные конкурсы исследовательских работ;
  • система внеурочных мероприятий;
  • организация летней школы одаренных детей - научно-исследовательской экспедиции школьников на озеро Чаны.

3. Метод работы с педагогическими кадрами

Понимая, какие серьезные задачи стоят перед учителем, работающим со способными и одаренными детьми, необходимо направлять для работы в предпрофильные и профильные классы высококвалифицированных учителей, т.е. проявлять особый подход к решению кадровых вопросов. При этом необходимо осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Первое направление педагогического "всеобуча" - проектирование образовательных программ. Учителя должны уметь разрабатывать авторские программы

  1. Индивидуализированность программ. Программа должна учитывать такие факторы, как опыт, специальную подготовку, мировоззрение и интересы учащихся, то есть быть гибкой и отвечать индивидуальным и групповым потребностям.
  2. Участие в составлении программ. Руководители совместно с рядовыми учителями определяют, что должно входить в программу практического обучения.
  3. Персональная ответственность за разработку и координацию программы. Планы программ должны тщательно разрабатываться и выполняться, включая как долговременные, так и промежуточные цели. Руководитель программы обязан следить за ее выполнением.
  4. Разнообразие методов в программе. Хорошая программа должна уделять специальное внимание использованию разнообразных методов и приемов, чтобы программы обучения были интересными и творческими.

Второе направление педагогического "всеобуча" - научно-методическая работа на основе общей стратегической цели и единой методологии педагогического поиска.

Предполагается организация теоретико-педагогического и методологического всеобуча педагогических коллективов в форме постоянно действующего научно-методического (проблемно-практического) семинара. Выделены три группы основных задач организации семинара. Первый блок задач: педагоги должны разобраться в сущности ряда основных идей и понятий, связанных с зарубежным и российским опытом использования новых педагогических технологий; подвергать их педагогическому анализу. Второй блок задач связан с процессом самоанализа и формированием образовательно-профессиональной ориентации. Задачи третьей группы - это актуализация профессионального опыта и творческого потенциала педагога.

Такой всеобуч будет проходить в три организационных этапа.

Первый - "Методический калейдоскоп". В течение года педагогические коллективы школ составят представление о направлениях поиска и достижениях в российской и зарубежной педагогике. Учителя посещают презентационные семинары, мастер-классы, заседания районных и школьных методических объединений, где знакомятся с уже апробированными технологиями и методиками, пробуют включать отдельные элементы в практику урока. К концу этого этапа учителя определяют сферу своих профессиональных интересов, выбирают "образовательный маршрут", объединяются в группы единомышленников.

Второй этап - обучение. Учителя объединяются по группам обучения выбранной технологии. Ведущие специалисты по данной теме. Занятия проводятся в режиме модельных уроков с последующим их глубоким анализом. Занятия чередуются с апробационными уроками. Затем педагоги обобщают свой опыт, участвуют в работе конференций и конкурсов, публикуются в образовательных СМИ. Таким образом, реализуется способность педагогов к педагогическому взаимодействию.

На третьем этапе происходит внедрение в педагогическую практику выбранной технологии. Здесь же проводится диагностика различных видов. На этом этапе формируется учебно-методический комплекс по учебным предметам и технологиям.

ЧТО РЕАЛИЗОВАНО:

№ п/п Содержание деятельности
1. Семинар-практикум "Методология и методика педагогического исследования".
2. Семинар-практикум "Гуманистическая педагогика: сущность, опыт, результаты".
3. Мастер-класс "Организация профильного обучения и внедрение ИКТ".
4. Выступление на семинаре директоров школ по теме эксперимента.
5. Семинар учителей-естественников "Организация научно-исследовательских экспедиций школьников".
6. Семинар "Исследовательская и проектная деятельность учащихся в образовательном процессе".
7. Мастер-класс "Модернизированная модель единой научно-методической службы школ".
8. Семинар-практикум "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании".
9. Приказ об организации совместной работы НОУ:
Научно-исследовательская работа по направлениям.
Научно-практическая конференция.
10. Совместная работа над программами "Одаренные дети" и "Здоровье".
11. Проведена научно-исследовательская экспедиция школьников на озеро Чаны.
12. Систематическое проведение диагностической работы по выявлению одаренных детей и организации дальнейшей работы с ними
13. Участие в районных педчтениях, семинарах, конференциях по теме эксперимента.
14. Работа единого ресурсного центра для учащихся и учителей естественных наук, филологии, математики и информатики.
15. Работа временных творческих проблемных групп.
16. Мероприятия по совершенствованию систем профильного и дистанционного обучения школьников.
17. Участие в телекоммуникационных проектах и конкурсах.
19. Участие в конкурсах социально значимых проектов.
20. Создание банка данных одаренных детей, образовательных программ, методических материалов, диагностических методик по направлениям, повышения квалификации педагогов.
Систематизация и обобщение опыта работы по эксперименту: фильмы, методические пособия, мультимедийные презентации, публикации в образовательных СМИ, размещение информации на сайтах школ, буклеты.
Этапы реализации программы эксперимента
Этап I - 2006 - 2007 годы Этап II - 2007 - 2008 годы
задачи результаты задачи результаты
1. Создание нормативной базы ЛПИ.

2. Изучение, разработка и распространение технологий, направленных на выявление и обучение одаренных детей в рамках ЛПИ.

Создание системы целенаправленного выявления, отбора и развития одаренных детей.

3.Обобщение и распространение опыта работы через систему семинаров, районных и региональных научно-практических конференций.

4. Организация выездной летней школы одаренных детей - научно-исследовательской экспедиции на озеро Чаны.

1. Внесение изменений в локальные акты школ.

2. Создание системы постоянно действующего педагогического "всеобуча" - научно-практического семинара для учителей по направлениям:
- организация исследовательской деятельности (МОУ Новочановская СОШ);
- организация профильного обучения и внедрение ИКТ (МОУ СОШ №93).

3. Создание банка инновационных технологий и опубликование материалов в образовательных СМИ.

4.Укрепление здоровья учащихся. Совершенствование исследовательских навыков учащихся при изучении экологических систем.

1. Развитие исследовательских навыков, коммуникативных способностей и повышение уровня самореализации учащихся.

2. Мониторинг различных направлений работы с целью определения эффективности проводимой деятельности и оперативной коррекции.

3. Повышение уровня квалификации учителей через реализацию модернизированной модели научно-методической службы.

4. Эффективное использование учебно-методической и материально-технической базы в образовательном процессе.

5.Развитие системы обобщения и распространения опыта через выпуск информационных сборников, размещение информации на сайтах ОУ и органов управления образованием, организация выступлений в СМИ.

Регулярное проведение совместных интеллектуально-творческих мероприятий разной направленности.

Систематическое пополнение банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик по направлению, повышение квалификации педагогов.

Создание единой структуры научно-методической службы школ, позволяющей эффективно разрабатывать и внедрять инновации.

Создание единого ресурсного центра для использования учащимися и учителями:
- в области естественных наук (Новочановская СОШ);
- в области филологии, математики и информатики (СОШ №93).

5. Анализ и корректировка программы эксперимента. Разработка программы эксперимента до 2010 года.

, опираясь на похожие принципы взаимодействия сторон, в ряде аспектов существенно отличается от социального партнерства, осуществляемого в сфере труда. Рассмотрим, чем оно примечательно.

Идея социального партнерства в сфере образования

Социальное партнерство в любой из сфер жизни основано на добровольном и взаимовыгодном сотрудничестве, направленном на достижение его участниками каких-то общих социальных целей. Его правила для взаимодействия по вопросам трудовых отношений законодательно в достаточной степени очерчены (раздел II ТК РФ) и относятся к взаимоотношениям «работники — работодатель» с возможностью участия в них государственных органов.

Социальное партнерство в сфере образования , в основе своей имеющее ту же идею (добровольное взаимовыгодное сотрудничество для решения общих задач), не имеет подобной законодательной базы и, хотя базируется на сходных принципах взаимодействия сторон, использует только те из них, которые являются достаточными для достижения поставленных целей:

  • равноправие участников;
  • взаимное уважение;
  • заинтересованность в результатах;
  • свобода обсуждения интересующих вопросов;
  • добровольность принятия на себя обязательств;
  • ответственность.

Состав партнеров в сфере образования формируется в зависимости от уровня образовательного учреждения и задач, подлежащих решению, и поэтому не может быть однозначно регламентирован. Всегда в нем задействованы учебное заведение и сам обучающийся, на уровне ДОУ и школы в этот круг обычно входят также родители учащегося. Более высокий уровень образовательного учреждения определяет и более широкий круг лиц, заинтересованных в социальном сотрудничестве с ним. С повышением уровня могут смещаться акценты в вопросах определения инициатора партнерства:

  • в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) им обычно становится само учреждение;
  • во взаимоотношениях со школой, являющейся промежуточной ступенью между ДОУ и учебным заведением, дающим профессиональное образование, им может выступать как школа, так и оба граничащих с ней образовательных учреждения;
  • в партнерских отношениях с учреждением профессионального образования появляется заинтересованность у государственных органов, работодателей, службы занятости, школ, и они могут стать их инициатором.

Задачи социального партнерства в образовании

Для любого из образовательных учреждений основной задачей социального партнерства будет повышение качества и эффективности образования, т. е. улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным окажется свой круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования :

  • в ДОУ основное внимание уделяется вопросам адаптации ребенка в коллективе, развитию способностей к коммуникации, пробуждению любознательности, выявлению особых способностей;
  • школа дает учащемуся базовые знания, необходимые для дальнейшего профессионального обучения, помогает в профориентации, развивает кругозор, способности к общению, организации, самоорганизации, руководству, творчеству;
  • учреждения профессионального образования готовят будущих работников, владеющих необходимыми знаниями и начальным опытом в соответствующих профессиях, которые будут востребованы на рынке труда.

Между этими уровнями существует достаточно тесное взаимодействие, благодаря которому осуществляется менее болезненный и более целенаправленный переход обучающихся от одного уровня к другому. Учебные заведения профессионального образования, кроме того, в определенной степени заинтересованы в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников, т. к. от этого зависит дальнейшая востребованность получаемых профессий и требования к степени подготовленности специалистов.

На современном этапе согласованные партнерские взаимоотношения между школой и учреждениями профессионального образования, с одной стороны, государственными органами, работодателями и иными заинтересованными в специалистах партнерами, с другой стороны, позволяют на базе владения актуальной информацией о потребности в профессиональных кадрах оперативно решать такие вопросы, как:

  • переориентация на подготовку лиц более востребованных профессий;
  • изменение требований к уровню профессиональных знаний, позволяющих поднять качество подготовки специалистов и степень их конкурентоспособности;
  • развитие в будущих работниках определенных моральных и деловых качеств, обусловливающих их ответственное отношение к работе и успешное выполнение своих функций.

Виды социального партнерства в сфере образования

Партнерство в образовании может принимать самые различные формы. Круг их, очевидно, окажется шире, чем при партнерстве в сфере труда, поскольку не только ничем не ограничивается, но и приводит к появлению новых эффективных форм.

Основу видов взаимодействия между партнерами составит обмен информацией (прогнозной или актуальной), позволяющей управлять процессом образования. На уровне ДОУ и школы партнерство чаще всего приобретает характер сотрудничества, не оформляемого договорными отношениями, в то время как в социальном взаимодействии с учреждением профессионального образования договор (соглашение) становится наиболее важной формой взаимоотношений. Договорные отношения могут иметь место в сфере:

  • целенаправленного перехода обучающихся из ДОУ в определенные школы, из школ — в определенные учреждения профессионального образования, из заведения профессиональной подготовки — к определенному работодателю;
  • подготовки необходимых специалистов с устойчивыми практическими навыками, приобретенными ими еще в процессе обучения за счет курирования этого процесса конкретными работодателями.

Достаточно существенной при партнерстве в образовании оказывается роль государственных органов, выполняющих функции по сбору, систематизации данных по регионам, анализу и прогнозированию ситуаций по развитию экономики и востребованности специалистов, принятию необходимых для регулирования положения законодательных актов.

Социальное партнерство в ДОУ

ДОУ наряду с семьей ребенка формирует в нем те базовые характеристики личности, которые впоследствии определяют для него многие жизненные установки и, в частности, кругозор, выбор профессии, возможность профессионального роста, комфортность существования в коллективе.

Социальное партнерство в ДОУ может происходить:

  • внутри ДОУ с привлечением к нему родителей, педагогического совета ДОУ, педагогических коллективов школ, специалистов в каких-либо конкретных областях;
  • на уровне региона с участием в нем организаций иных сфер деятельности (здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты).

Формами социального партнерства становятся:

  • различные совместные мероприятия (концерты, праздники, спектакли, соревнования) как в ДОУ, так и за его пределами;
  • уроки, встречи, поездки познавательного характера;
  • дни открытых дверей;
  • общие родительские собрания;
  • индивидуальная работа с семьей;
  • консультации родителей, проведение семинаров, тренингов;
  • индивидуальная подготовка детей к школе.

Социальное партнерство в школе

В школе социальное партнерство становится важным в таких аспектах, как:

  • развитие навыков общения и адаптации в коллективе;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • сохранение и укрепление здоровья;
  • получение знаний, дополняющих школьную программу;
  • знакомство с профессиями и местами работы родителей;
  • помощь в трудоустройстве на время школьных каникул;
  • сотрудничество с ДОУ по подготовке детей к поступлению в школу и с учебными заведениями профессиональной направленности в части профориентации.

На этом уровне партнерство никогда не ограничивается внутренними мероприятиями учебного заведения и часто выносится за пределы школы либо путем проведения мероприятий вне ее (олимпиады, соревнования, поездки, походы, лекции), либо за счет привлечения к работе на территории школы сторонних лиц и организаций (постановка спектаклей, усиленное изучение иностранного языка, специальные курсы лекций).

Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования

Эти учреждения в части соответствия потребностям учащихся и работодателей наиболее подвержены влиянию изменений, возникающих на рынке труда, что заставляет их оперативно реагировать на эти изменения, т. е. приводит к необходимости постоянного самосовершенствования.

Информация об изменениях базируется:

  • на прогнозных данных о востребованности определенных профессий и перспективных планах развития территорий, получаемых от государственных органов;
  • запросах работодателей;
  • текущих данных службы занятости;
  • запросах обучающихся на определенные профессии.

Оптимальность соотношения состояния рынка труда и возможности трудоустройства на нем вновь подготовленных специалистов определяет своевременный и тщательный анализ выявленных тенденций. Отсутствие такого анализа при ориентации только на запросы учащихся в отношении будущих профессий может создать ситуацию, при которой выпущенные специалисты окажутся невостребованными, а рынок труда будет иметь незаполненные вакансии по другим специальностям. Поэтому именно на этом уровне особую важность приобретает роль государства в создании гибкой системы образования и в управлении ей.

Социальное партнерство здесь может иметь место в таких формах, как:

  • разработка учебных программ и квалификационных требований к специалистам;
  • проведение производственных практик на определенных предприятиях;
  • мониторинг рынка труда;
  • проведение переподготовки специалистов по согласованным программам;
  • стажировка преподавателей на предприятиях-партнерах;
  • создание совместных консультационных органов;
  • реализация совместных проектов;
  • привлечение средств партнеров к финансированию реформирования процесса обучения;
  • государственные дотации или налоговые льготы для предприятий, участвующих в процессе подготовки специалистов.

Итоги

Социальное партнерство в образовании осуществляется по своим особым правилам, позволяющим привлечь к нему достаточно широкий круг лиц. С повышением уровня, на котором возникает партнерство, возрастает доля участия в нем сторонних организаций и государственных органов.