Описание портрет профиль потенциального сотрудника. «Аллергия на спирт» неуместна или Как правильно составить резюме медицинскому работнику. Технология определения требований к кандидату

Руководитель хочет от сотрудников за минимальное вознаграждение «качественной» работы. Портрет работника подробно описан в статье.

Руководитель хочет от сотрудников за минимальное вознаграждение «качественной» работы, не поясняя в большинстве своем смысл, вкладываемый в эту фразу. Хотя понятие «качества услуги» подразумевает несколько составляющих:

    Знание техники выполнения услуг (например, классического массажа в качестве базы, на которую можно дальше нанизывать различные виды массажа и услуг, etc);Знание основ коммуникации и основ продажи услуг - и своих и салона в целом;Знание марки косметики, на которой работает салон;Знание основ сервиса - не вообще, а специфичных для этого салона или спа.

Для успешности салона красоты, также важен и «портрет» специалиста, ведь в сфере сервиса мы работаем с людьми и клиент находится в контакте со специалистом не 5-10 минут, как на других типах предприятий сферы услуг и сервиса, а 1-3 часа и более.

Портрет работника

Итак, этот портрет работника складывается из подлежащих оценке четырех составляющих:

  1. профессиональные знания;
  2. деловые качества;
  3. индивидуально-психологические и личностные качества;
  4. психофизиологические качества.

Рассмотрим их подробнее.

    Профессиональные знания:

    Здесь можно рассматривать следующие составляющие:

    • общие профессиональные знания (при отборе медицинских сотрудников, специалистов спа и сотрудников, работающих в сфере красоты и здоровья, этот критерий приобретает огромное значение - поэтому для оценки должны использоваться проверка подлинности документов о профессиональном образовании, индивидуальное собеседование и тестирование, либо первичная аттестация персонала);
    • знания, умения, навыки безопасного, как для себя, так и для клиента, выполнения работ, входящие в должностные обязанности;
    • знания и умения, позволяющие выявлять (диагностировать), предупреждать и ликвидировать опасные ситуации.

    Приобретение требуемых знаний и навыков предполагает регулярное повышение квалификации персонала. Однако здесь, не следует перегибать палку. Сделав упор на совершенствование профессиональных качеств специалиста, руководитель может начать растить сотрудника конкурентам, т.к. любой специалист стремится применять полученные знания на практике.

    Профессиональное обучение и переподготовка должны быть обоснованы рабочим процессом в спа, заранее спланированы и подготовлены. Обратите внимание на стандарт повышения квалификации врачей - раз в 5 лет! Конечно, в индустрии красоты сроки гораздо короче, но отправлять на профессиональное обучение каждый квартал это непростительная расточительность ресурсами в сфере красоты и здоровья.Деловые качества:

    Почему-то считается, что деловые качества важны в офисах, однако такие качества как:

    • дисциплинированность, ответственность;
    • честность, добросовестность;
    • компетентность;
    • инициативность;
    • решительность

    важны в сфере сервиса. При чем, для каждой из профессий какие-то качества выйдут на первый план. От того, насколько выражены те или иные качества у сотрудника, можно применять в отношении работника индивидуальную программу развития, разрабатывать критерии оплаты труда и принципы внешней мотивации работника.

    Оценивать деловые качества можно по-разному. Кто-то использует психографологию, кто-то «считывает» человека по мимике и жестам, кто-то использует психологическое тестирование в процессе собеседования.Индивидуально-психологические и личностные качества:

    • мотивация;
    • уровень интеллектуального развития;
    • эмоциональная и нервно-психическая устойчивость - стрессоустойчивость;
    • внимание (объем, распределение, скорость переключения);
    • память;
    • мышление (особенности мыслительной деятельности, способность к обучению);
    • гибкость в общении, стиль межличностного поведения;
    • способность к длительному общению в тесном контакте с клиентами.
    • отсутствие вредных привычек - злоупотребление алкоголем, наркотическими и токсическими веществами.

    Психофизиологические качества:

    • выносливость, работоспособность;
    • острота зрения, глазомер, цветовосприятие;
    • сенсомоторные реакции (скорость, точность).

    И психофизиологические и индивидуально-психологические, личностные и психофизиологические качества кандидатов оцениваются методом психологического тестирования либо специальных методик, применяемых в процессе интервью (собеседования).

  • 6.Современная модель организационной структуры управления персоналом.
  • 7.Основные элементы системы управления персоналом
  • 8. Основные направления работы с персоналом
  • 9. Технология совершенствования системы работы с персоналом
  • 10. Основные задачи, решаемые в процессе найма персонала для современной организации
  • 11. Понятие найма персонала и его взаимосвязь с другими направлениями работы с персоналом
  • 12 .Организация процесса найма персонала
  • 13.Сущность новых технологий найма персонала
  • 14. Внутренний и внешний отбор: достоинства и недостатки
  • 15.Требования к кандидату
  • 16.Современные технологии определения критериев отбора персонала
  • 17.Понятие и цели аутстаффинга персонала
  • 18.Аутсорсинг: достоинства и недостатки
  • 19.Специфика использования технологии аутсорсинга в России
  • 20.Сущность и философия tqm (всеобщего управления качеством)
  • 21.Принципы tqm (всеобщего управления качеством)
  • 22.Место и роль управления персоналом в системе управления качеством. Принципы э.Деминга, относящиеся к управлению персоналом
  • 23.Система менеджмента качества в организации как средство управления персоналом в организации: сущность, значение.
  • 24.Основные составляющие системы менеджмента качества.
  • 25.Понятие и виды бизнес-процессов в организации. Управление бизнес-процессами с позиции постоянного улучшения качества.
  • 26.Этапы построения системы менеджмента качества (на примере конкретной компании)
  • 27.«Кружки качества» как технология управления персоналом с позиции «управления качеством».
  • 28.Деловая оценка персонала: сущность, значение, показатели
  • 29. Современные технологии деловой оценки персонала
  • 30.Оценка потенциала работников организации, «управление талантами»
  • 31.Эффективные методы оценки профессиональных и личностных качеств современного сотрудника
  • 32. Составление психологического портрета кандидата как метода комплексной оценки личностных качеств сотрудника: понятие и принципы составления.
  • 33.Аттестация как форма оценки персонала: сущность, специфика организации и проведения
  • 34.Типичные ошибки в процессе деловой оценки персонала
  • 35.Построение системы управления персоналом на основе kpi Построение системы kpi базируется на определенных принципах
  • 36. Важнейшие принципы оценки эффективности работы персонала с точки зрения kpi
  • 37. Возможности и границы использования метода оценки эффективности через kpi
  • 38. Tps как усовершенствованная система управления по целям.
  • 39. Эффективная система обучения персонала как важный фактор его развития: понятие, цели
  • 40. Этапы и формы организации обучения персонала
  • 41. Внутриорганизационная система обучения: достоинства и недостатки
  • 42. Традиционные и инновационные методы обучения персонала
  • 43. Преимущества активных методов обучения в процессе обучения специалистов
  • 45. Критерии оценки эффективности использования различных технологий обучения.
  • 46. Понятие и значение работы по формированию кадрового резерва
  • 47. Основные элементы работы с кадровым резервом
  • 48. Технологии отбора претендентов для включения в кадровый резерв
  • 49. Анализ достоинств и недостатков формирования кадрового резерва из числа молодых или опытных сотрудников
  • 50. Этапы работы с кадровым резервом
  • 51. Современные технологии работы с кадровым резервом
  • 52. Сравнительный анализ таких технологий работы с кадровым резервом как баддинг и супервизия.
  • 32. Составление психологического портрета кандидата как метода комплексной оценки личностных качеств сотрудника: понятие и принципы составления.

    Психологический портрет - это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах. В отличие от психологического профиля личности, портрет - это в большей степени качественное, а не количественное описание. В случае обработки тестовых данных портрет - это не график, описывающий соотношение баллов по разным факторам, а текстовая интерпретация этого соотношения баллов. Психологический портрет включает в себя: темперамент, характер, способности, направленность (деловая, личностная, коммуникативная), интеллектуальность - степень развития и структура интеллекта; эмоциональность - уровень реактивности, тревожности, устойчивости; волевые качества - умение преодолевать трудности; настойчивость в достижении цели; общительность, самооценку (заниженная, адекватная, завышенная); уровень самоконтроля: способность к групповому воздействию.

    Методы, используемые для составления психологического портрета : психологическое интервью, психодиагностика, тестирование, проверка на полиграфе и тп.

    Программа психологического тестирования персонала состоит из комплекса методик направленных на выявление личностных особенностей тестируемых, уровня развития навыков необходимых для выполнения должностных обязанностей, уровня сформированности психологических свойств личности необходимых для успешной деятельности на данной позиции, особенностей характера, перспектив развития и роста, уровня адаптации и стресса.

    Психологическое интервью - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану. Цель интервью - получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

    Психодиагностика - (распознавание, определение) - наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Целью психодиагностики является сбор информации об особенностях человеческой психики. По результатам интервью и тестирования формируется развернутая психологическая характеристика, "психологический портрет", в котором раскрываются основные ключевые моменты личности человека.

    33.Аттестация как форма оценки персонала: сущность, специфика организации и проведения

    Аттестация персонала – это официальная и систематическая кадровая процедура оценки работников, осуществляемая в установленной и унифицированной форме через определенные промежутки времени, призванная оценить уровень труда, качеств и потенциала личности. Направлена на определение квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых качеств работника и установление степени их соответствия занимаемой должности. Периодичность проведения аттестации определяется руководством и для различных категорий персонала может быть разной. В среднем аттестация проводится не чаще чем раз в год и не реже раза в три года. Методы аттестации 1.Групповая экспертная оценка.

    2.Экзамен.

    3.Моделирование рабочей ситуации

    4.Квалификационная работа

    5.Собеседование.

    6.Тестирование.

    Проведение аттестации: 1.Предварительный этап - подготовка проекта внедрения аттестации. Этап формализации методик, стандартов, правил. Разработка соответствующих документов, принятие организационных решений со стороны руководства компанией. 2.Подготовительный этап - перед каждой, запланированной заранее процедурой аттестации, сотрудники отдела управления персоналом проводят подготовительную консультационную работу. Аттестуемым за 2 недели до проведения аттестации сообщают критерии аттестации, вопросы для экзамена, проводят разъяснительные беседы, консультируют что и как делать. 3.Проведение аттестации - мероприятия по аттестации, проводимые согласно разработанным методикам и правилам. 4.Подведение итогов аттестации - принятие управленческих решений, обсуждение итогов аттестации в коллективе, оценка необходимого периода проведения последующих аттестаций.

    Во время заседания аттестационная комиссия рассматривает представленные материалы на каждого аттестуемого работника, заполняет аттестационный лист и ведет протокол.

    Голосование по результатам обсуждения проводится в отсутствие аттестуемого. Оценка деятельности работника, прошедшего аттестацию, и рекомендации аттестационной комиссии заносятся в аттестационный лист. Заседание аттестационной комиссии протоколируется. После завершения процедуры аттестации сведения о результатах нужно занести в личную карточку работника и все материалы по ней предоставить руководителю организации в сроки, установленные в приказе о проведении аттестации.

    После принятия решения руководством в отношении аттестуемых работников издается приказ по итогам аттестации.

    "

    Критерии выбора кандидата, сформулированные в ходе экспертизы вакансии, оформляются в виде портрета "идеального" будущего сотрудника.

    В портрет входят следующие характеристики:

    1. Половозрастные параметры.
    2. Название учебных заведений, где кандидат мог бы получить необходимые для успешного выполнения своих новых функциональных обязанностей знания.
    Его желательная специализация и дополнительное образование.

    4. Профиль и названия компаний, где кандидат мог бы получить и освоить необходимые нам навыки.
    5. Минимальный опыт работы.
    6. Список должностных обязанностей, которые кандидат должен был выполнять.




    12. Психологические характеристики, позволяющие достичь совместимости с сотрудниками, непосредственно связанным с будущим работником.

    Мы рекомендуем составить два портрета: портрет идеального сотрудника, который полностью соответствовал бы требованиям, и портрет "допустимого" сотрудника, который мог бы выполнять должностные обязанности при некоторых дополнительных условиях, например - двухнедельного обучения на специализированных курсах или усвоения определенного объема технической литературы.

    Таким образом, у вас есть возможность, опираясь на представление о реальном положении дел на рынке труда, имея портрет "идеального" сотрудника и портрет "допустимого" сотрудника, сформировать представление о работнике, желательном для организации (и реально существующем!).

    Ответы удобно заносить в таблицу. Форма таблицы представлена в Приложении 7.

    Заполненная таблица с "идеальным" и "реальным" портретом сотрудника на вакансию юриста фирмы представлена в Приложении 8.

    А мы завершаем нашу огромную и кропотливую практическую работу. Попробуем составить два портрета нужного нам кандидата на вакансию юриста фирмы и два портрета вашего кандидата.

    1. Половозрастные параметры:

    2. Название учебных заведений, где кандидат мог бы получить необходимые для успешного выполнения своих новых функциональных обязанностей знания. Его желательная специализация и дополнительное образование.

    3. Названия возможных занимаемых кандидатом должностей.

    4. Профиль и названия компаний, где он мог бы получить и освоить необходимые нам навыки.

    5. Минимальный опыт работы.

    6. Список должностных обязанностей, которые он должен был выполнять.

    Идеальный Реальный Идеальный Реальный
    1) Cоставление текстов договоров. Cоставление текстов договоров.
    2) Проведение переговоров с представителями контрагента по изменению текста договора. Проведение переговоров с представителями контрагента по изменению текста договора.
    3) Согласование окончательного варианта договора с представителями контрагента. Согласование окончательного варианта договора с представителями контрагента.
    4)Анализ договоров контрагентов. Анализ договоров контрагентов.
    5) Подготовка и сопровождение утверждения в Государственных органах документов, обеспечивающих правовое существование компании. Подготовка и сопровождение утверждения в Государственных органах документов, обеспечивающих правовое существование компании.
    6) Отслеживание изменений в Российском законодательстве, касающихся деятельности компании, информирование о них руководства и сотрудников.
    7) Предоставление ежемесячного отчета руководителю компании о работе с договорами для сравнительного анализа количества предполагаемых и заключенных договоров.
    8) Cоставление текстов договоров на английском языке.
    9) Анализ договоров на английском языке.
    10) Проведение переговоров с представителями контрагента по изменению текста договора на
    английском языке.
    11) Согласование окончательного варианта договора на английском языке с представителями контрагента.
    12) Отслеживание изменений, которые касаются деятельности компании в законодательствах стран, с которыми осуществляется сотрудничество и своевременное информирование о них руководства и сотрудников.
    13) Управление коллективом из 3 - 4 человек.

    7. Знания, которые кандидату необходимы.

    8. Навыки, которыми кандидат должен владеть.

    Идеальный Реальный Идеальный Реальный
    1) Навык составления договоров. Навык составления договоров.
    2) Навык анализа договоров. Навык анализа договоров.
    3) Навык работы на компьютере с офисными программами и со специализированной юридической консультационной программой. Навык работы на компьютере с офисными программами и со специализированной юридической консультационной программой.
    4) Навык ведения переговоров. Навык ведения переговоров.
    5) Коммуникативные навыки - умение четко и ясно формулировать свои мысли, умение внимательно слушать собеседника. Коммуникативные навыки - умение четко и ясно формулировать свои мысли, умение внимательно слушать собеседника.
    6) Навык работы с Государственными органами (перечисляем их наименование). Навык работы с Государственными органами (перечисляем их наименование).
    7) Навык анализа информации. Навык анализа информации.
    8) Навык письменного делового английского. Навык письменного делового английского.
    9) Навык разговорного английского языка.
    10) Навык общения с иностранными партнёрами.
    11) Навыки управления небольшим коллективом.

    9. Психологические качества, которые помогут успешно справляться с должностными обязанностями.

    10. Психологические качества, которые помогут освоить новые навыки.

    11. Психологические качества, несовместимые с работой на данной должности.

    Идеальный Реальный Идеальный Реальный
    Неорганизованность
    Неуверенность в себе
    Высокая тревожность
    Склонность к риску Неаккуратность
    Крайняя степень интроверсии (замкнутости, необщительности) Безответственность
    Крайняя степень доминантности
    Неаккуратность
    Безответственность
    Чрезмерная склонность к творчеству
    Неусидчивость, чрезмерная подвижность
    Низкий уровень развития интеллектуальных способностей.

    12. Психологические харктеристики, позволяющие достичь совместимости с сотрудниками, непосредственно связанными с будущим работником.

    13. Характеристики сотрудника, соответствующие корпоративной культуре организации.

    14. Психологические качества, несовместимые с работой в данной компании.

    Многие специалисты по работе с персоналом предлагают при проведении собеседования использовать специальные бланки, где можно фиксировать и оценивать получаемую о кандидате информацию. Кроме этого такой бланк помогает вспомнить все необходимые аспекты, которые необходимо выяснить в ходе интервью, и, соответственно, получить все обязательные данные.

    Мы предлагаем свою форму такого бланка, разработанного на основании пунктов Анализа деятельности на рабочем месте и Определения требований к кандидату. В этот бланк надо внести результаты из Приложения 7.
    В ходе анализа формальных данных из резюме кандидата, и информации, полученной на собеседовании, мы предлагаем оценивать выделенные параметры по шкале, которая была бы удобна для вас. Это может быть трехбалльная шкала: 0 - параметр не представлен (например, в случае с юристом, вы выясняете, что он никогда не составлял сам договора, напротив указанной задачи в бланке вы ставите 0), 1 - параметр представлен, но не достаточно полно, 2 - параметр соответствует требованиям полностью.
    Вы можете использовать любую другую шкалу, главное, чтобы вы согласовали ее со всеми присутствующими на собеседовании представителями компании.
    Форма Бланка оценки кандидата дана в Приложении 9.

    Подготовка к интервью - серьезная и основательная процедура. Она закладывает базу успешного приема на работу нового сотрудника.
    В ходе подготовки к интервью выполняются процедуры, результаты которых можно использовать в других направлениях кадровой работы - аттестации персонала, планирования обучения, ротации кадров.
    Подготовка к собеседованию проводиться в двух аспектах - содержательном и психологическом. Оба аспекта имеют решающее значения для проведения эффективного интервью.
    При содержательной подготовке выполняется анализ вакансии, определение на ее основе параметров поиска и параметров отбора кандидата. Кроме профессиональных и психологических характеристик особое внимание уделяется определению данных о совместимости кандидата и сотрудников, непосредственно связанных с ним по должности. Также мы акцентируем внимание на требованиях, которые предъявляет к сотрудникам корпоративная культура вашей организации.
    Из полученных данных формируется портрет "идеального" сотрудника. Мы рекомендуем определить и минимально допустимые профессиональные и психологические характеристики кандидата для составления портрета "допустимого" сотрудника. Теперь у вас есть диапазон, из которого вы сможете выбрать портрет сотрудника, желательного для организации, реально подходя к практике российского рынка труда.
    В ходе интервью вы получаете такую информацию и заносите ее в Бланк оценки кандидата, который позволяет вам не только оценить собеседника, но и проконтролировать полноту собираемой информации.

    "Консультант", 2011, N 19

    Как при отборе определить личностные особенности кандидата, его мотивацию и перспективы развития? Психологический портрет кандидата поможет сделать выбор так, чтобы потом не было мучительно стыдно.

    Проблема дефицита квалифицированных кадров сейчас стоит на первом месте в развивающихся компаниях.

    В наше время любой бизнес-проект строится на людях, и поэтому важно не ошибиться в подборе персонала.

    Приняв на работу некомпетентного или неподходящего психологически к остальному коллективу кандидата, компания рискует потерять деньги и время, а эту роскошь может себе позволить не каждый.

    Многие кадровые службы и агентства при отборе кандидатов опираются лишь на поверхностную информацию, которую можно получить из беседы, анкетирования, профессионального тестирования и иногда из рекомендаций с прошлого места работы.

    Конечно, при массовом наборе персонала низшего и среднего звена это допустимо и целесообразно. Когда речь идет о высококвалифицированном персонале, персонале высшего звена, действует пословица "Семь раз отмерь - один раз отрежь".

    Чтобы правильно и наиболее полно оценить личностные особенности кандидата, необходимо провести психодиагностику.

    Диагностика

    Это технологический процесс построения психологического портрета кандидата. Цель составления психологического портрета - определение особенностей свойств личности: эмоциональной сферы, особенностей отношения к другим людям, поведения в коллективе, способов поведения в трудных и конфликтных ситуациях, свойств характера и темперамента.

    Для составления психологического портрета сначала необходимо определить "границы", то есть требования к личности кандидата в соответствии с актуальными задачами должности в конкретной компании.

    Например , если говорить о вакансии менеджера по продажам, то при составлении требований к личности важно понимать, что, кому и как будет продавать будущий сотрудник.

    Либо это будет "бегающий в полях", "роющий землю" в поисках клиентов, где важна быстрая переключаемость психических процессов, либо грамотный продажник-консультант, работающий с входящими звонками, где важна усидчивость.

    Базовые свойства личности

    Существует ряд базовых, основополагающих свойств личности в составлении психологического портрета:

    • темперамент (динамические особенности психики);
    • характер (устойчивые особенности личности, обуславливающие поведение человека);
    • способности (знания, умения, навыки и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности);
    • направленность (мотивация деятельности);
    • интеллектуальность (интеллект и адаптация);
    • эмоциональность (уровень контроля над эмоциями);
    • волевые качества (способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий);
    • общительность (умение общаться);
    • самооценка (оценка себя и отдельных своих качеств);
    • уровень самоконтроля (оценка собственных действий и состояний, определяемая через призму требований общества к поведению);
    • способность к групповому взаимодействию (анализ группового поведения личности в организации).

    В зависимости от выдвигаемых требований к личности кандидата на определенную должность данный список можно расширять либо, наоборот, делать акцент на более глубоком изучении некоторых свойств.

    В наше время существует большое количество диагностических тестов для определения свойств личности.

    Например , для изучения темперамента классикой жанра является тест Айзенка.

    Методика, созданная Т. Лири, предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. Для измерения тревожности применяют методику Спилбергера - Ханина.

    Существует множество публикаций с описаниями тестовых методик как в научных, так и в популярных изданиях.

    Важно помнить при выборе тестов об их надежности и адаптированности. К каждой методике существует аннотация, в которой должна содержаться информация о том, когда, кем была создана методика, об ее валидности, стандартизированности и надежности.

    Конечно, тестирование нам дает объективную оценку свойств личности, но не надо забывать и о других методах научной психологии, например, беседе.

    Индивидуальная беседа

    Индивидуальная беседа с кандидатом важна для создания доверительной обстановки и получения первичной информации.

    Очень важно здесь предоставить кандидату всю техническую информацию о целях проведения исследования, объяснить, какую пользу дадут результаты, мотивировать на сотрудничество.

    Уточнить все вопросы по поводу конфиденциальности полученных результатов.

    В ходе беседы следует выяснить потребности кандидата, его заинтересованность, ожидания и другие аспекты его личности.

    В беседе можно прояснить биографические данные и профессиональные достижения кандидата, определить его мотивацию, умение общаться, контролировать эмоции и многое другое.

    Например , в ходе беседы с менеджером по продажам мы можем узнать, что интересно человеку, как он продавал, что хочет от будущей работы, определить уровень его амбиций и реальных достижений.

    Это поможет нам расставить акценты в исследовании свойств личности для более глубокого изучения отдельных моментов.

    В результате проделанной работы мы получаем полный психологический портрет кандидата: особенности свойств личности, уровень развития навыков, особенности характера, уровень стресса и адаптации и др.

    Опираясь на эти знания, мы можем определить перспективы его развития как в личностном плане, так и в плане деловых качеств, построить систему мотивации.

    Результаты исследования дают возможность определить соответствие личности занимаемой (либо вакантной) должности, потенциальные возможности, наметить план обучения. Это дает компании возможность набрать высококвалифицированный персонал, создать внутреннюю систему мотивации, оценки и обучения персонала и свой кадровый резерв.

    Если сравнивать время и силы, затраченные на составление психологического портрета кандидата, с пользой, полученной в результате, в виде набора и развития высококвалифицированного персонала, то становится ясно, что второе оправдывает первое, - это именно то решение проблемы кадров, которое моментально приносит свои плоды!

    Засунь жирафа в холодильник

    Один из самых оригинальных опросников, используемых для проверки кандидата на способность мыслить логически и нестандартно.

    Такой опросник подойдет для подбора аналитика или топ-менеджера.

    Вот 4 вопроса, которые используют кадровые агентства мирового уровня для того, чтобы оценить умственные способности кандидатов:

    Вопрос 1: Как засунуть жирафа в холодильник?

    Правильный ответ: Открыть холодильник, засунуть туда жирафа, закрыть холодильник.

    Этот вопрос позволяет выяснить, нет ли у вас склонности выискивать чересчур сложные решения для простых задач.

    Вопрос 2: Как засунуть в холодильник слона?

    Неправильный ответ: Открыть холодильник, засунуть туда слона, закрыть холодильник.

    Правильный ответ: Открыть холодильник, вынуть жирафа, засунуть туда слона, закрыть холодильник.

    Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы при принятии решений учитывать последствия ваших предыдущих действий.

    Вопрос 3: Лев созвал всех зверей на собрание. Явились все, кроме одного. Что это за зверь?

    Правильный ответ: Это слон. Он же в холодильнике, помните?

    Этот вопрос проверяет вашу память.

    Даже если вам не удалось правильно ответить на предыдущие три вопроса, у вас все же остался шанс показать, на что вы способны.

    Вопрос 4: Вам нужно пересечь широкую реку, в которой водятся крокодилы. Как вы это сделаете?

    Правильный ответ: Вплавь. Ведь крокодилы-то все на собрании у льва.

    Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы учиться на собственных ошибках.

    Оцените по шкале от 1 до 10 вашу неадекватность

    Приведем список самых нестандартных вопросов, заданных на собеседовании в крупных компаниях.

    Они призваны выполнить несколько функций.

    Во-первых, проверить кандидата на стрессоустойчивость. Готовясь к собеседованию, каждый соискатель заранее продумывает его стандартный сценарий. И в процессе находится в состоянии стресса. Неожиданный вопрос вполне может довести его "до точки эмоционального кипения".

    Во-вторых, подобные вопросы выявляют склонность соискателя к нестандартному мышлению. Стоит учесть, что применять подобный метод для поиска, например, главного бухгалтера по меньшей мере неразумно.

    Чего не скажешь о вакансии дизайнера или креативного директора.

    Для менеджера по продажам, вынужденного общаться с людьми и оперативно находить ответы на самые странные вопросы, такая проверка может оказаться полезной.

    Итак, начнем:

    1. Если бы вы вас уменьшили до размера карандаша и положили бы в блендер, как бы вы выбрались оттуда? (Goldman Sachs)
    2. Объясните мне, что произошло в этой стране за последние 10 лет. (Boston Consulting)
    3. Оцените по шкале от 1 до 10 вашу неадекватность. (Capital One)
    4. Как вы оцените вес слона без использования компьютера? (IBM)
    5. Сколько баскетболистов вы можете вместить в эту комнату? (Google)
    6. Как много бутылок пива выпивается в городе в течение недели? (The Nielsen Company)
    7. Из 25 лошадей выберите трех самых быстрых. В каждых скачках одновременно могут бежать только 5 лошадей. Каково минимально необходимое количество скачек? (Bloomberg LP)
    8. Если бы вы могли быть любым супергероем, кто бы это мог быть? (AT & T)
    9. У вас есть торт ко дню рождения, и вы можете сделать только 3 разреза, чтобы разделить его на 8 равных частей. Как вы это сделаете? (Blackrock)
    10. Сколько игр должны сыграть 5623 участника турнира, чтобы определить победителя? (Amazon)
    11. Есть три коробки: одна содержит только яблоки, другая - только апельсины, и третья - яблоки и апельсины. Коробки были помечены неправильно, так что метка не идентифицирует содержимое. Открыв не глядя только одну коробку, вы берете один плод. Глядя на него, как вы сможете промаркировать все коробки? (Apple)
    12. Сколько светофоров в Манхэттене? (Argus)
    13. Вы находитесь в темной комнате без света. Вам нужны носки для вашего интервью, и у вас есть 19 серых носков и 25 черных. Какова вероятность того, вы получите подходящую пару? (Eze)
    14. Что общего у древесины и алкоголя? (Guardsmark)
    15. У вас есть 8 монет, 7 весят одинаково, одна весит меньше. Пользуясь весами, найдите легкую монетку менее чем за три шага. (Intel)
    16. Как вы думаете, почему только небольшой процент населения зарабатывает больше 150 тыс. долл. США? (New York Life)
    17. Вы управляете 20 людьми. Организуйте их, чтобы выяснить, сколько велосипедов было продано в вашем районе в прошлом году. (Schlumberger)
    18. Яблоко стоит 20 центов, апельсин - 40 центов, грейпфрут - 60 центов. Сколько стоит груша? (Epic Systems)
    19. Каким будет квадратный корень из 2000? (UBS)
    20. Поезд выезжает из Сан-Антонио в Хьюстон со скоростью 60 миль в час. Другой поезд отправляется в Сан-Антонио из Хьюстона со скоростью 80 миль в час. Хьюстон и Сан-Антонио находятся в 300 милях друг от друга. Если птица вылетает из Сан-Антонио со скоростью в 100 миль в час, затем поворачивается и летит обратно в Хьюстон, когда она достигнет поезда, то как далеко она залетит, когда поезда столкнутся? (USAA)
    21. Как сделаны M & M"s? (US Bank)
    22. Что бы вы сделали, если бы унаследовали пиццерию от своего дяди? (Volkswagen)

    Н.Тарапата

    Старший менеджер

    по персоналу Кадрового

    агентства MainStaff,

    член Ассоциации консультантов

    Глубокое и всестороннее изучение кандидатов на работу - не только предпосылка качественного выполнения ими поставленных задач, но и обеспечение определенной безопасности организации, на работу в которой претендует кандидат, сохранение ее конкурентоспособности и эффективной деятельности.

    Широкие возможности для изучения кандидатов на работу дает анализ таких документальных носителей информации, как анкета , которую можно заполнять при приеме на работу, или личный листок по учету кадров и автобиография претендента, поскольку эти документы практически всегда есть в распоряжении работника отдела кадров. Однако не все кадровики внимательно относятся к их изучению, считая, что в них содержится лишь такая формальная информация о кандидате, как возраст, пол, состав семьи, образование, определенный опыт работы. Но именно эти, на первый взгляд, формальные документы могут дать много полезной дополнительной информации о кандидате. Стандартные анкета и автобиография, как правило, заполняются кандидатом собственноручно при его приеме на работу - при оформлении пакета документов, который предоставляется в кадровую службу.

    Разумеется, существуют определенные требования к заполнению бланков таких документов, и на первый взгляд все анкеты и автобиографии почти одинаковы. Но даже в этой одинаковости существуют различия, благодаря которым и можно получить необходимую дополнительную информацию о заполнявшем их лице (например, о событиях и фактах из его жизни, которые требуют уточнения или проверки в процессе последующего изучения кандидата). При этом наиболее информативными являются те документы, которые заполняются (полностью или хотя бы частично) без длительных обдумываний непосредственно в помещении отдела кадров. Это очень важно, поскольку в таком случае отсутствует «помощь» родственников, друзей или просто знакомых, и потому содержание таких документов и особенности их заполнения будут давать информацию именно о кандидате на работу, а не об его окружении.

    Проверка на грамотность

    Наипростейшая дополнительная информация, которую можно получить из анкеты и автобиографии, - грамотность кандидата на работу, его словарный запас, умение логично излагать свои мысли, способность выделять ключевые события и т. д. И если, например, в основные требования, выдвигаемые к претенденту на замещение вакантной должности, входит умение грамотно писать, то наличие орфографических или пунктуационных ошибок в данных простых документах уже может быть основанием для отказа кандидату в приеме на работу.

    Графологический анализ

    Анкета и автобиография, написанные собственноручно, могут быть также материалом для проведения графологического анализа почерка кандидата на работу. Осуществление подобного анализа требует специальной профессиональной подготовки, однако не каждый работник отдела кадров имеет соответствующие знания и опыт. Поэтому мы остановимся на тех аспектах анализа указанных документов, осуществить которые сможет практически каждый кадровик.

    Обратить внимание. Результаты анализа анкеты и автобиографии могут быть основой для построения дальнейшего собеседования и определения вопросов, с помощью которых можно получить дополнительную информацию.

    Построение генограммы

    Рассмотрим сначала часть анкеты, где приводятся данные о близких родственниках кандидата . Конечно, менее всего информации можно получить о тех кандидатах, у которых мало родственников. Но даже в этом случае можно построить частьгенограммы , касающейся ближайших родственников . Как правило, построение генограммы рассматривается как проективный метод диагностики проблем семейных отношений , однако его возможности значительно шире.

    Несмотря на достаточно четкие инструкции по заполнению анкеты, в ней строго не регламентировано, кого и в каком порядке вписывать. А при построении генограммы одной из важнейших является информация, касающаяся порядка перечисления родственников. Даже при минимальном составе семьи первым упоминается тот из родственников, кто для кандидата на момент заполнения анкеты является наиболее авторитетным , кто имеет большее влияние на него и особенности поведения которого он пытается наследовать. Соответственно мы и отслеживаем этот порядок.

    «Отец, мать», «Мать, отец», «Отец, мать, отчим», «Мать, отчим, отец», «Мать, отец, муж матери», «Жена, мать, отец» - все это части генограмм различных семей с неодинаковыми внутрисемейными отношениями, с разным уровнем значимости членов семьи для кандидата и их влияния на него.

    При большем составе семьи данные о порядке упоминания родственников являются более информативными. Например: «Мать, отец, жена, брат жены, отец жены, мать жены, сестра жены». Такой порядок упоминания родственников свидетельствует о большем значении для кандидата собственной семьи, при этом отец является менее авторитетным, чем мать. В семье жены значимые отношения у кандидата существуют с братом жены, а отношения с сестрой жены имеют более формальный характер.

    У другого кандидата в анкете родственники упоминались в следующем порядке: «Жена, отец жены, мать жены, сестра жены, сестра жены, мать, отец». Здесь с большой вероятностью можно было предвидеть существование определенных проблем (конфликтов, отчуждения) в отношениях с собственными родителями. В ходе беседы выяснилось, что кандидат стесняется своих родителей, их сельского происхождения, а семья жены дает ему возможность выбиться в люди. Понятно, что далеко не на каждую должность подойдет кандидат с такими «индивидуальными особенностями».

    Важным также является запись о родственниках, которая в какой-то мере противоречит стандартной, общепринятой формулировке. Например, употребление в анкете слова «мама» вместо «мать» может быть свидетельством более близких эмоциональных отношений с матерью. Употребление словосочетания «муж матери» вместо «отчим» (особенно если такие формулировки встречаются в анкете молодого кандидата, проживающего совместно с матерью и ее мужем) может свидетельствовать о непризнании мужа матери членом своей семьи и напряженных отношениях с ним.

    Не менее важную информацию предоставляет употребление дополнительных уточняющих слов , например: «моя мать», «мой отец», «моя жена», «мой муж». Такие уточнения могут быть проявлением претензий кандидата (возможно, и не всегда осознанных) на своеобразное право собственности на другого близкого человека.

    Интересной может быть и информация, касающаяся вписывания в анкету не предусмотренных инструкцией лиц , в частности, детей, братьев и сестер, не достигших 18-летнего возраста, дальних родственников и, наконец, самих кандидатов. Кроме подчеркивания значимости дополнительно вписанных лиц для кандидата, это может свидетельствовать, с одной стороны, о непонимании кандидатом инструкций, а с другой - о склонности к их нарушению. Поэтому в процессе дальнейшего изучения таких кандидатов на работу больше внимания следует уделять на исследование их интеллектуальных способностей, их умению подчиняться, дисциплинированности и т. д.

    Вышеупомянутые вписывания и уточнения также могут быть проявлением определенных личных качеств кандидата. Ярким и несколько неординарным примером является анкета, заполненная сорокапятилетним кандидатом на работу. В ней все ближайшие родственники вписаны в таком порядке: «Я, брат, отец, мать, моя дочь, дочь, жена». При этом «моя дочь» и «дочь» являются близнецами. В ходе анализа указанного порядка упоминания родственников было выдвинуто предположение об эгоистичности кандидата, его авторитарности, конфликтности и завышенной самооценке, что в процессе дальнейшего психологического изучения практически полностью подтвердилось.

    Анализ данных об учебе

    Достаточно информативными относительно индивидуальных особенностей кандидатов являются данные об оконченном ими учебном заведении . У одного кандидата в анкете читаем: «09.2001–06.2006 - Киевский национальный университет, юридический факультет». У другого - «09.2001–07.2005 - Киевский национальный университет им. Т. Шевченко, юридический факультет, бакалавр права; 09.2005–06.2006 - Киевский национальный университет им. Т. Шевченко, юридический факультет, магистр права».

    На первый взгляд, различий почти нет - оба кандидата окончили одно и то же учебное заведение, получили одинаковое образование. Но для первого, скорее всего, получение образования является предпосылкой дальнейшего трудоустройства, для второго - важный статус, который предоставляет ему наличие высшего образования. При этом с большой вероятностью можно утверждать, что первый будет ориентироваться на содержательную часть работы, второй - на статусную.

    Описание трудовой деятельности

    Интересным для исследования является также раздел анкеты, в котором кандидат описывает свою трудовую деятельность (в качестве его соответствия можно рассматривать резюме кандидата на работу). При его изучении анализируется информация относительно продолжительности работы кандидата на одном месте, частоты вариации мест работы, его соответствия профессиональной подготовке, а также деятельности, не оформленной трудовым договором, внесение данных об образовании (не только высших, но и в общеобразовательных учебных заведениях) и т. д.

    Например, анализируем трудовую деятельность кандидата на замещение должности охранника. В качестве положительного фактора можно отметить опыт работы охранником в течение трех лет. Но за эти годы кандидат сменил семь мест работы, на каждом из которых проработал не более пяти месяцев (средняя продолжительность работы на одном месте составила три с половиной месяца). Исходя из указанного, можно допустить, что кандидату присуща либо повышенная конфликтность, либо низкая способность к подчинению, либо неспособность к выполнению однообразной работы. В результате последующего изучения подтвердились низкий уровень подчинения кандидата, его импульсивность и склонность к нарушению дисциплины.

    Интересную информацию о кандидате можно получить, анализируя его карьерные перемещения , - смены должностей, связанные с постоянным служебным ростом или перемещением по горизонтали или на низшую должность; работа в одной организации или в разных; работа по одному направлению деятельности или связанная с изменением ее смыслового наполнения и т. д.

    Не меньше информативности несут данные, касающиеся продолжительности периода безработицы .

    Например, в анкете указано, что кандидат перешел из одной организации в другую на высшую должность, но по тому же направлению деятельности, что и на предыдущем месте работы, где проработал почти три года. При этом разрыв между увольнением и трудоустройством составлял 8 дней. Сразу можно допустить, что кандидату присуща определенная амбициозность и выдержка, способность к планированию, ведь такой переход на другую работу с повышением и «без разрыва стажа» нужно хорошо спланировать и подготовить.

    Другой случай - после увольнения кандидат пять месяцев не работал, а затем трудоустраивался на должность, равнозначную предыдущей, но с резким изменением направления деятельности, не требующей специальной профессиональной подготовки. Вполне вероятно, кандидат сначала уволился, а затем, не сумев трудоустроиться и испытывая недостаток в средствах к существованию, согласился на первую попавшуюся работу. Бесспорно, этот кандидат несдержан, импульсивен, не склонен к предвидению последствий собственных поступков, сначала что-то делает, а уже потом думает о возможном результате. Разумеется, что такое предположение нуждается в дальнейшей проверке (возможно, кандидат был уволен в связи с сокращением штата работников) и уточнении, но в качестве рабочей гипотезы оно имеет право на существование.

    Построение психологического профиля по дополнительной информации

    Конечно, анализируя информацию, полученную из анкеты и автобиографии кандидата, нельзя делать выводы лишь на основе одного какого-то факта. Подобный анализ должен быть комплексным и основываться на сопоставлении различных фактов, комментариев, описаний, приведенных в данных документах.

    Например, в анкете было отмечено, что все члены семьи (отец, мать, брат) проживают вместе. При этом родители - пенсионеры, брат - не работает. А в автобиографии упоминалось, что брат еще три года назад выехал на постоянное место жительства в Израиль. Кроме того, указывалось, что мать работает мойщицей посуды в ресторане, без указания его названия, т. е. была попытка формально повысить статус работы матери (не какая-то там столовая или кафе, а ресторан).

    Рассмотрим еще один пример. Из хронологии трудовой деятельности кандидата видно, что, работая в государственном учреждении, из областного центра он был переведен в район на равнозначную должность, что фактически означает понижение по должности, а через год в этом же учреждении резко изменил направление деятельности с переводом в другой район и с незначительным повышением, однако проработал на новой должности всего лишь полгода. Из анкеты следует, что с последнего места работы кандидат уволился по собственному желанию и уже почти год не работает, состоит на учете в центре занятости и получает пособие по безработице, а в автобиографии указано, что два месяца назад он совершил туристическое путешествие за границу.

    Как видим, уже в самом начале изучения кандидата в его анкетных данных и автобиографии обнаружен ряд противоречий, порождающих сомнения в достоверности предоставленной информации и нуждающихся в уточнении.

    В то же время по анкетным данным и автобиографии можно построить схематический психологический профиль кандидата.

    Вернемся к вышерассмотренным анкете и автобиографии. Очевидно, заполнявший их кандидат довольно невнимателен, имеет невысокие интеллектуальные способности, амбициозный, склонный к манипулированию другими, ему присущи невысокие моральные качества, заниженный уровень ответственности, особенно в сфере служебных отношений, он склонен предоставлять неправдивую информацию, снисходительно относится к собственным недостаткам.

    При последующем изучении кандидата данный психологический профиль был подтвержден, кроме того, обнаружен повышенный уровень раздражительности и агрессивности, высокая демонстративность, конфликтность и мстительность, низкий уровень исполнительской дисциплины.

    Таким образом, комплексный анализ биографических данных из собственноручно

    заполненной кандидатом анкеты и автобиографии может дать чрезвычайно полезную информацию относительно его индивидуально-психологических черт и значительно облегчить процесс дальнейшего его изучения и определения пригодности к эффективному выполнению соответствующей работы.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Шутценбергер А. А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

    2. Каслоу Флоренс . Генограмма как проективная техника в диагностике и психотерапии: Учеб. пос. / Пер. с англ. и ред. Н. А. Цветковой. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

    • Подбор и отбор, Рынок труда

    Ключевые слова:

    1 -1

    Похожие публикации

    З.5. Механизация и автоматизация производственных процессов. Уровень и степень механизации производственных процессов то и тр автомобилей в) затраты на оснащение строительной организации средствами механизации и энергией будут наименьшими, а использование
    Список аккредитованных удостоверяющих центров, в которых можно получить эцп Эцп аккредитованные центры
    Разработка проектной и рабочей документации
    Презентация на тему: Природа Южной Америки Дикая природа Южной Америки
    Презентация
    Организация рекламационной и претензионной работы в вп мо рф Для служебного пользования
    Как получить справку об отсутствии статуса ИП
    Авиация россии Ил 112в последние
    Индивидуальный план развития как инструмент управления развитием работника
    Техническое задание на оказание услуг по разработке бизнес-плана инвестиционного проекта