Эскадренный броненосец андрей первозванный. Броненосец андрей первозванный

Эскадренный броненосец андрей первозванный. Броненосец андрей первозванный

Кампания 1912 года.

Проект Страна Изготовители Операторы Предшествующий тип Броненосцы типа «Евстафий» Последующий тип нет Годы постройки 1904-1912 Запланировано 2 Построено 2 В строю Разобраны на металл Отправлено на слом 2 Основные характеристики Водоизмещение нормальное - 17320 тонн, полное - 18 590 тонн Длина 140,2 м Ширина 24,4 м Осадка 8,5 м Бронирование Пояс крупповской брони - 79…216 мм,
казематы противоминной артиллерии - 127 мм,
башни главного калибра 63,5…254 мм,
башни среднего калибра 50,8…177,8 мм,
боевая рубка 102…203 мм,
нижняя броневая палуба - 39,6 мм,
скосы - 38,1 мм,
верхняя палуба - 31,7 мм Двигатели 2 вертикальных машины тройного расширения, 25 котлов Бельвиля Мощность 17 635 л. с. (13 МВт) Скорость хода 18,5 узла (34,3 км/ч) Дальность плавания 432 морских миль при 18 узлах, 2100 морских миль при 12 узлах. Экипаж 957 матросов (31 офицер, 26 кондукторов). Вооружение Радиоэлектронное вооружение 2 радиостанции (“Telefunken” и "Морского ведомства"). Артиллерия 2 × 2 - 305-мм
4 × 2-203-мм
6×1-203-мм
12 × 1- 120-мм/45
2 × 63-мм
4 × 37-мм Минно-торпедное вооружение Четыре 457-мм торпедных аппарата Медиафайлы на Викискладе

Броненосцы типа Андрей Первозванный - эскадренные броненосцы (ЭБ) , с 10.10.1907 г. зачислены в класс линейных кораблей («преддредноутного типа» ) русского флота. Разработаны и построены с учётом опыта Русско-японской войны . Первоначальный проект завершённый разработкой в 1903 году, под руководством корабельного инженера Дмитрия Васильевича Скворцова , являлся дальнейшим развитием проекта ЭБ типа «Бородино», но с увеличенным водоизмещением и усиленным вооружением. Эти корабли отличались хорошим бронированием и мощным вооружением. Водоизмещение кораблей выросло на четыре тысячи тонн по сравнению с предыдущими типами. Броненосцы типа Андрей Первозванный стали последними построенными броненосцами Русского флота . Опыт проектирования и постройки ЛК этого типа, в последующем позволил русским кораблестроителям и судостроительной промышленности перейти к созданию ЛК типа «Севастополь».

История создания

В ходе русско-японской войны, вдали от её театров боевых действий в России продолжалось строительство новых кораблей… Не дожидаясь утверждения 10-летней кораблестроительной программы, представленной Николаю II Морским министром в 1904 г., на освободившихся стапелях Галерного островка Адмиралтейского завода и Балтийского завода были заложены новые однотипные эскадренные броненосцы (ЭБ) «Андрей Первозванный» и «Император Павел I». Уроки войны заставили внести коррективы в конструкцию и вооружение этих кораблей, первоначально задуманных как дальнейшее развитие ЭБ типа «Бородино», но с увеличенным водоизмещением и усиленным вооружением. Морской технический комитет (МТК) учёл результаты предварительно обобщённого опыта русско-японской войны в проектах этих кораблей, насколько позволяла их готовность. Этим в основном объясняется затянувшаяся их постройка. В ходе переработки первоначального проекта был изменён состав вооружения: вместо малоэффективной на увеличившихся дистанциях боя 152-мм артиллерии были установлены 14×203-мм/50 орудий в 4-х двух-орудийных башнях и в 6-ти казематах; противоминная 47-мм и 75-мм артиллерия была заменена на 12×120-мм орудий, установленных на верхней палубе в верхнем каземате. Артиллерия главного калибра осталась такой же как на ЭБ типа «Бородино», но был увеличен угол возвышения орудий, за счёт применения откидного козырька в орудийных башнях. Была значительно упрощена система электрооборудования башенных установок, за счёт сокращения количества контактных соединений, повышения надёжности электроэлементов. Металлический завод - изготовитель башенных установок главного калибра, впервые гарантировал скорость заряжания не более 40 сек, вместо 66÷70 сек на ЭБ типа «Бородино». Корпус башни главного калибра, со всеми механизмами, орудиями и вращающейся бронёй удалось полностью уравновесить относительно оси вращения. Жёсткие барабаны, служившие основанием для башен главного калибра, для увеличения жёсткости конструкции были скреплены с броневой палубой. Металлические мамеринцы, вызывающие при повреждении заклинение башен, были заменены на кожаные. Система бронирования, на основе принципа обеспечения боевой остойчивости (выдвинут А. Н. Крыловым: «при повреждениях корпуса корабль должен тонуть, а не опрокидываться» ) подверглась значительным изменениям: броневой пояс продлён до штевней в горизонтальном направлении и до верхней палубы по вертикали; наибольшая толщина нижнего пояса увеличена до 216 мм, верхнего - до 127 мм; полностью забронированы палубы, верхний и нижний казематы, включая крышу; надводный борт лишён каких либо иллюминаторов. Общая проектная масса брони доведена до 35 % от водоизмещения корабля; значительно улучшена конструкция крепления броневых плит, с отказом от деревянных прокладок; полностью пересмотрена система бронирования боевых рубок. Для повышения боевой остойчивости были оборудованы междудонные отсеки, обеспечивающие быстрое спрямление корабля при крене, вызванном затоплением через пробоину одного из машинных отделений. Таким образом, предполагалось, что ЛК типа «Андрей Первозванный», сохранивший конструктивные решения характерные для «додредноутов» : таранное образование форштевня; разнокалиберность артиллерийского вооружения; ромбическое расположение башен 203-мм артиллерии, а также поршневые двигатели - будет малоуязвим для 305 -мм артиллерии того времени на всех боевых дистанциях. С 10.10.1907 года оба ЭБ были зачислены в класс линейных кораблей (ЛК). Благодаря внесённым в проект изменениям значительно улучшились тактико-технические характеристики (ТТХ) этих ЛК, что позволило отнести их к переходному типу ЛК в развитии линейного флота от ЭБ до ЛК дредноутного типа. .

Представители серии

  • Андрей Первозванный - броненосец - головной корабль серии. 28 апреля 1905 года заложен в Санкт-Петербурге, спущен на воду 7 октября 1906 года, вступил в строй 30 апреля 1912 года.
  • Император Павел I - броненосец. Заложен 27 октября 1905 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге . Спущен на воду 7 сентября 1907 года. Введён в эксплуатацию 10 марта 1911 года. Это первый в мире корабль , оборудованный гиперболоидными многосекционными стальными сетчатыми мачтами , конструкции знаменитого инженера В. Г. Шухова .

История строительства

Эскадренные броненосцы типа «Андрей Первозванный» строились по судостроительной программе 1903-1923 года и были заложены в 1904 году. После Цусимского сражения было решено их перепроектировать. Рассматривалось 17 проектов новых броненосцев, в итоге из каждого проекта позаимствовали самые лучшие решения.

Нововведения принятого проекта были следующими: внедрили новую английскую систему конструктивной защиты, решетчатые мачты американской конструкции, новую систему управления огнём, система бронирования как на немецких броненосцах, новую систему обеспечения остойчивости , якоря Холла . Новая система непотопляемости делила корабль на 11 отсеков. 95 % надводной части корабля покрывала броня. Главный бортовой пояс из 49 плит имел толщину от 102 до 216 мм. Казематы защищала 127-мм броня. Чтобы не ослаблять бронезащиту было решено отказаться от иллюминаторов в корпусе корабля. Переделки завершили в январе 1908 года, на них затратили более 700 тысяч рублей .

Строительство двух броненосцев затянулось почти на девять лет. В итоге, несмотря на все новшества, когда корабли вошли в состав флота, они были морально устаревшими и не могли конкурировать с новыми броненосцами и линейными кораблями. Проект броненосца типа «Андрей Первозванный» был очень совершенным для 1904 года, но не для 1912 года, поскольку технология проектирования и постройки больших артиллерийских кораблей за эти годы ушла далеко вперед.

Конструкция

Непотопляемость корабля обеспечивали семнадцать главных поперечных водонепроницаемых переборок делившими корабль на 11 основных отсеков:

  • Таранный отсек;
  • Отсек провизии и носовых минных аппаратов;
  • Отсек мокрой провизии и якорных цепей;
  • Носовой отсек главного калибра;
  • Отсек боезапаса;
  • Носовой кочегарный отсек;
  • Кормовой кочегарный отсек;
  • Отсек боезапаса;
  • Машинный отсек;
  • Кормовой отсек главного калибра;
  • Румпельный отсек.

На броненосце имелось второе дно и противоминная переборка.

Вооружение

Артиллерия

  • Главный калибр состоял из 4-х улучшенных 305-мм (12-дюймовых, длина ствола 40 калибров) орудий изготовленных на Обуховском заводе. Располагались в 2-х поворотных двуорудийных башнях в носу и в корме.
  • Промежуточный калибр был представлен 8-ю 203-мм (8-дюймовых) орудий Виккерса в 4-х двуорудийных поворотных башнях и 6-ю 203-мм орудиями Виккерса в нижнем каземате.
  • Противоминный калибр 12 х 120-мм пушек Канэ.
  • Зенитное вооружение: 6 х 10,67-мм пулемётов системы «Максима»

Минно-торпедное вооружение

  • Минно-торпедное вооружение состояло из 2-х однотрубных 450-мм подводных торпедных аппаратов системы Данильченко.

Силовая установка

2 вертикальные паровые четырёхцилиндровых машины (паровая машина Франко-русского завода и паровая машина Балтийского завода для Императора Павла I ) по 8816 л. с. каждая и 25 водотрубных котлов системы Бельвиля без экономайзеров, которые имели суммарные площади нагревательной поверхности 4743,63 м², колосниковых решеток 153,71 м². Они располагались в котельных и в 2-х машинных отделениях. Два вала вращали трёхлопастные гребные винты . Винты были изготовлены из бронзы и имели диаметр 5,6 м.

Нормальный запас угля, предусматривающийся проектной нагрузкой составлял 850 тонн, Что позволяло броненосцу пройти на экономичной скорости в 10 узлов - 2100 миль или 1300 миль при полной скорости хода в 16 узлов. Полная ёмкость 19 угольных ям равнялась 1584,79 т и позволяла пройти на экономической скорости 3900 морских миль. Максимальный запас составлял около 3000 тонн, что позволяло пройти на экономической скорости около 6500 миль, но эта дальность практического значения не имела.

Корабельная электростанция состояла из шести пародинамомашин системы компаунд постоянного тока, напряжением 105 в.

Представители класса

Название Место постройки Закладка Спуск на воду Вступление в строй Выведен Судьба
«Андрей Первозванный» Новое Адмиралтейство 28 апреля 7 октября 1906 года 30 апреля 1912 года 1924 год Разобран на металл
«Император Павел I» Балтийский завод 27 октября 7 сентября 10 марта 21 ноября 1925 года Разобран на металл

Служба

После вступления броненосцев

Боевые корабли мира

Издание альманаха «Корабли и сражения» Санкт-Петербург 2003

На 1–4 страницах обложки даны фотографии броненосца "Андрей Первозванный" в различные периоды службы.

Тех. редактор В.В. Арбузов

Лит. редактор СВ. Смирнова

Корректор B.C. Волкова

1. Проект Великого Князя

В январе 1900 г. Главный Корабельный инженер Санкт-Петербургского порта Д.В. Скворцов представил в МТК проект броненосца, во многом опрокидывавший прежние представления об этом классе боевых кораблей. По водоизмещению -14 000 т - новый корабль существенно превосходил строившиеся тогда эскадренные броненосцы типа "Бородино", выше (на 1 узел) была и 19-узловая скорость, и совсем иное (16 203-мм пушек в восьми башнях) предлагалось вооружение. Проект был составлен по заданию великого князя Александра Михайловича. В чине капитана 2 ранга он командовал на Черном море броненосцем "Ростислав" и по своему великокняжескому положению мог позволить себе любую, даже экстравагантную инициативу.

Проект воплощал общепризнанный, хотя и слишком поспешный вывод из опыта японо-китайской войны 1894–1895 гг. о преимуществе скорострельной артиллерии. Теперь вместо 152-мм патронных орудий предусматривались более эффективные и уже не столь разительно, как прежде, уступавшие им в скорострельности (2,54 выстрела в минуту против 3,97 для 152-мм) 203-мм пушки. Составлявшие для корабля единый и главный калибр (еще предусматривалось 4 152-мм, 16 75-мм, 14 47-мм пушки и 4 пулемета), эти орудия напоминали о прежних опытах и применении единого калибра. Так было в осуществленных проектах русских трехбашенных фрегатов типа "Адмирал Лазарев" (1867 г.), трехбашенных эскадренных броненосцев семейства "Екатерина II" (1882 г.), германских трехбашенных эскадренных броненосцев типа "Бранденбург" (1891 г.).

Существовали еще два, оставшиеся неосуществленными, отечественных проектов четырехбашенных эскадренных броненосцев. В 1883 г. лейтенант Л.А. Рассказов безуспешно убеждал Управляющего И. А. Шестакова добавить в проект броненосца "Екатерина П" четвертую парную установку 305-мм орудий и превратить корабль в четырехбашенный (с двумя установками на каждом борту). Адмирал отложил проект лейтенанта. Еще более смелое решение - уже вполне дредноутную схему расположения по диаметральной плоскости четырех парных 305-мм барбетных установок в своем проекте 1884 г. - предложил лейтенант В.А. Степанов (1858–1904).

Такова предыстория первых кораблей условно дредноутного класса, о которой, казалось бы, не могли не знать русские офицеры и корабельные инженеры. Но то, что сегодня так просто и ясно, совсем иначе выглядело в глазах людей того времени. О похороненных в архивах предложениях Л.А. Рассказова и В.А. Степанова люди просто могли и не знать. В лучшем случае названия оригинальных проектов должны были казаться лишь одиночными, давно забытыми проявлениями экзотики в кораблестроении. Именно к такому образцу мышления приучали корабельных инженеров повсеместно царившие в тогдашнем кораблестроении рутина и косность. И неспроста, видимо, смелые проекты предлагали тогда не корабельные инженеры, привыкшие к подчиненному и подручному положению, а более творчески раскованные флотские офицеры.

И хотя время заряжания 305-мм пушки, составлявшее в 80-е гг. до 15–20 мин, к началу XX в. уменьшилось почти до 1 мин, мировая рутина - и отечественная, и зарубежная - продолжала 305-мм пушки считать чуть ли не вспомогательным калибром, призванным лишь довершить успех, достигаемый во множестве устанавливавшихся на броненосцах скорострельных 152-мм орудий.

Этой концепции следовало подавляющее большинство эскадренных броненосцев мира, и, хотя некоторые из них уже несли на себе печать "реабилитации" орудий крупного калибра (к 4 305-343-мм орудиям добавляли по два-четыре 234-274-мм), в неприкосновенности оставался самый модный калибр - 150-164-мм пушек. Шагом вперед в этом направлении был проект броненосцев типа "Витторио Эмануэле", в котором выдающийся корабельный инженер В. Куниберти (1854–1913) предусмотрел 12 203-мм орудий в шести бортовых башнях. В оконечностях устанавливались две одноорудийных (305-мм) башни. Орудия этих башен должны были завершить успех победы, достигнутой массированным огнем 203-мм орудий. Эти броненосцы-крейсеры типа "Витторио Эмануэле" были заложены в сентябре 1901 г.

Иной оказалась судьба проекта Д.В. Скворцова. Его обсуждения в МТК в январе и апреле 1900 г. выявили удручающий разнобой взглядов ведущих адмиралов. Так, председатель МТК вице-адмирал Ф.В. Дубасов признал, что однородная артиллерия в боевом отношении лучше разнородной, принятой на современных эскадренных броненосцах. Начальник ГУКиС вице-адмирал В.П. Верховский настаивал на преимущественном применении 152-мм орудий. По мнению адмирала главное - достижение высокого процента попаданий, а по этому показателю 152-мм орудия намного превзойдут традиционные четыре 305-мм орудия. Различия в мощи разрыва между 305-мм и 152-мм снарядами адмирал почему-то не сравнивал.

Находясь во власти моды на скорострельные орудия, В.П. Верховский, видимо, не был знаком с изречением адмирала А.А. Попова: "Корабли строятся для пушек". И пушки эти предполагались возможно наибольшего калибра. Запамятовал он и признание другого известного адмирала Г.И. Бутакова, сделанное еще в 1855 г. на страницах "Морского сборника" (№ 10): "Трудно попасть с большого расстояния, но попавши можно нанести огромный вред". При голосовании за единый 203-мм калибр по проекту высказались великий князь Алексей Михайлович, вице-адмиралы В.П. Верховский, И.М. Диков, К.К. Де Ливрон, Н.И. Скрыдлов.

За 305-мм и 152-мм пушки высказались контр-адмирал Д.Г. Фелькерзам и артиллерийский отдел МТК, вице-адмиралы Ф.В. Дубасов, И.Н. Ломен, контр-адмирал Ф.И. Амосов. Контр-адмиралы Н.Н. Ломен, К.С. Остецкий, капитан 1 ранга А.А. Вирениус полагали более полезным вооружение из 305-мм концевых и 203-мм бортовых орудий. Сторонников единого 305-мм калибра среди собравшихся не оказалось. Сомнение вызывала и целесообразность постройки по предлагаемому проекту только одного корабля, хотя для эскадренного боя один лучший ходок не имеет значения, так как эскадренный ход зависит от худшего ходока. Согласия не оказалось даже в сравнении весовых характеристик корабельных котлов.

Таков был мыслительный интеллектуальный потенциал русского адмиралитета в преддверии войны с Японией. Никто из собравшихся не сумел проявить того просветления сознания и чувства предвидения, которые в проекте великого князя могли бы заставить увидеть идеи дредноута. А потому и судьбу проекта решили с обезоруживающей простотой. Для этого оказалось достаточно сообщения ГУКиС в МТК о том, что финансовые средства Морского министерства весьма ограничены и броненосец водоизмещением 14000 т может быть построен взамен одного из броненосцев типа "Бородино", заказанных Балтийскому заводу. Между тем, вся артиллерия для этих броненосцев, в том числе и башни 12-дм. и 6-дм. орудий уже заказаны. В случае осуществления нового проекта все эти заказы пришлось бы отменить.

Понятно, что ущерб для казны, вызванный изменением заказов, не мог идти ни в какое сравнение с тем огромным преимуществом, которые давал флоту проект (случись такое чудо) корабля с вооружением только из 305-мм орудий. Более того, заводам такая перемена была бы даже выгоднее. Ведь трудоемкость работ по изготовлению ограниченного числа 305-мм орудий и их башен в сравнении с множеством 152-мм или 203-мм башен существенно уменьшалась. Но и заводы не были готовы к столь большому подвигу, как перепроектирование нескольких уже строившихся и предполагаемых к постройке броненосцев типа "Бородино" под три или четыре башни 305-мм орудий. Не исключалось и кардинальное изменение проекта для броненосцев № 7 и 8, для чего очень кстати был накопленный Балтийским заводом огромный опыт проектирования крейсеров семейства "Рюрик", броненосцев типа "Ослябя" и только недавно одобренный императором инициативный проект башенного крейсера. Надо было лишь продолжить путь инициативы и творчества. Это был бы великий инженерный подвиг.

Приложение № 2 "Андрей Первозванный" и "Дредноут"

(Из брошюры "Общества ревнителей военных знаний", изданной в г. С.-Петербурге в 1908 г.)

Линейные корабли "Андрей Первозванный" и "Император Павел I "

I . Тактические элементы

Водоизмещение - около 18 000 т.

Длина (наибольшая) - 460 ф, ширина - 79 ф.

Углубление - 27 ф.

Артиллерия (черт. № 1)

4 орудия - 12 дм. в 40 калибров длины.

14 орудий- 8 дм. в 50 калибров длины.

12 орудий - 120 мм. 8 пулеметов.

Минное вооружение (черт. № 2)

3 подводных минных аппарата: один из них носовой, два бортовых.

Корабль снабжен тараном.

Броня (черт. № 3)

1-й броневой пояс по ватерлинии от носа до кормы - 8-8 1/2 дм. (к корме этот пояс утончается до 4 дм., а к носу до 5 дм.).

11-й броневой пояс над первым из носа до кормы - 5 дм. (к корме и к носу этот пояс утончается до 3 1/2 дм.).

111-й броневой пояс прикрывает каземат 8-дм. орудий - 5 дм. (внутри каземата орудия отделены друг от друга траверсами).

IV -й броневой пояс прикрывает каземат 120-мм орудий – 3 1/2 дм.

Башни 12-дм. орудии прикрыты броней в 10 дм., подачные к ним трубы 5 дм.

Башни 8-дм. орудий прикрыты броней 7 дм., подачные к ним трубы-4 дм.

Боевая рубка 9 дм. Дальномерная рубка 6 дм.

Палуба над казематом 120-мм орудий (черт. № 3) 3/4 дм., палуба над казематом 8-дм. орудий 1 дм., верхняя палуба (черт. № 4) 1 дм., верхняя броневая палуба (черт. № 4) 1 1/4 дм., нижняя палуба (черт. №№ 3 и 4) - 3/4 дм-1 1/4 дм.-IV , дм.

Крыши башен - 2 дм.

Машин две - тройного расширения; 25 котлов систе­мы Бельвиля.

Индикаторных сил (по проекту) - 1 7 600.

Скорость хода -18 узлов.

Запас угля (нормальный) - 1500 тонн.

Запас угля (полный) - 3000 тонн.

Район действия экономическим ходом - 6500 миль (при­близительно).

Прожекторов - 2.

Мачт легких - 2.

Судовой состав: офицеров, механиков и врачей 29; кондукторов 22; команды 900 человек.

Башни приводятся в действие при помощи электриче­ства. Подача ко всем орудиям при помощи электрических элеваторов, а в случае порчи вручную.

Непотопляемость корабля достигается разделением его на большое количество водонепроницаемых отсеков, из коих вода выкачивается в случае получения пробоины, при помощи одиннадцати 500-тонных электрических турбин. Таким образом, водоотливные средства позволяют в течение часа выкачать из судна 5500 тонн воды. Выравнивание крена дос­тигается путем соединения противолежащих отсеков толсты­ми трубами, автоматически перепускающими воду из повреж­денного отсека в другой, ему противолежащий.

Историческая справка

"Андрей Первозванный" был заложен в сентябре меся­це 1903 года на Галерном островке. Первоначальный чер­теж значительно отличался от настоящего его вида - про­должительность его постройки тем и объясняется, что в те­чение работ чертежи неоднократно изменялись в зависи­мости от получения опыта русско-японской войны. В осо­бенности значительные изменения, согласно боевого опы­та, претерпела система броневого прикрытия, кото­рая из далеко не полной, каковою она была на первона­чальном чертеже, ныне дошла до предела - еще нигде не достигнутого, прикрывая собой весь корпус корабля без единого в нем (сбоку) отверстия и прикрывая все его палу­бы. Чтобы достигнуть этого, пришлось, например, умень­шить толщину нижней броневой палубы, взамен чего поло­жить тонкую броню на верхнюю и среднюю палубы (черт. № 4). Легко себе представить, сколько времени отняла та­кая работа. Но эта потеря времени возмещена тем, что в результате мы получаем корабль в значительной мере со­гласованный с требованиями опыта минувшей войны и ус­тупающий, сравнительно с первоначальным его чертежом, лишь новейшим кораблям его типа "Dreadnought ".

Водоизмещение "Андрея Первозванного" не дало воз­можности, однако, достигнуть установки исключительно две­надцатидюймовых орудий и увеличить ход до 20-21 узла, к чему главным образом и сводится опыт воины. Удалось лишь прибавить две 8-дм. пушки. Во всяком случае на "Андрея Пер­возванного" надо смотреть, как на переходную ступень от кораблей, построенных до войны, к кораблям, на которых опыт войны использован целиком.

Выше было сказано, что "Андрей Первозванный" уступа­ет лишь "Dreadnought "y ", но следует заметить, что в настоя­щее время уже "Dreadnought " не является последним словом военного корабля. Уже существуют корабли значительно совершеннее "Dreadnought "a ".

Боеспособность "Андрея Первозванного"

Боеспособность корабля слагается из его средств на­ступления и обороны.

а) Средства наступления

Артиллерия, мина и таран -те средства, коими корабль может наносить вред своему противнику; но для использо­вания в полной мере того или иного из этих средств ему необходимо прийти на различные дистанции: например, для тарана на дистанции, равные нулю; для мины 10-20 кабель­товых; для артиллерии - на средние дистанции от 30 до 50 и на большие от 50 до 95 кабельтовых. Прийти на выгодную дистанцию возможно при условии преимущества в скорости хода. Выражаясь языком тактики, элемент скорости дает ко­мандование дистанцией, т. е. возможность сохранять выгод­ную для себя дистанцию, не позволяя противнику выбрать для себя такую же.

В настоящее время средние дистанции боя колеблются между 30-50 кабельтовыми, а потому использование в бою мины и тарана линейным кораблем будет носить лишь слу­чайный характер и участь боя будет решаться, главным обра­зом, силой артиллерийского огня.

Сила артиллерийского огня измеряется количеством взрывчатого вещества, вводимого внутрь корабля противни­ка в единицу времени на средних дистанциях.

Следовательно, чтобы судить о силе артиллерии "Андрея Первозванного", необходимо определить то количество взрывчатого вещества, каковое им может быть введено внутрь неприятельского корабля через препятствия (броневая за­щита) разной толщины, с дистанции 30 кабельтовых, в едини­цу времени.

За единицу времени примем, для простоты, 100 минут.

Процент попадания, (боевой) выведенный из опыта, мож­но принять равным 3%.

На "Андрее Первозванном"

на один борт стреляют:

4 орудия 12 дм, скорость стрельбы 1 выстрел в 1 минуту.

7 орудий 8 дм. скорость стрельбы 2 выстрела в 1 минуту.

Следовательно, в 100 минут попадут в цель:

12-дм. снарядов - 12 штук.

8-дм. снарядов - 42 штуки.

Количество взрывчатого вещества в снарядах

12-лм бронебойный снаряд содержит в себе приблизи­тельно! 6 фунтов.

12-дм полубронебойный снаряд содержит в себе при­близительно 49 фунтов.

12-дм фугасный снаряд содержит в себе приблизитель­но! 00 фунтов.

8-дм бронебойный снаряд содержит в себе приблизи­тельно 5 фунтов.

8-дм полубронебойный снаряд содержит в себе прибли­зительно 15 фунтов.

8-дм фугасный снаряд содержит в себе приблизительно 30 фунтов.

Препятствия, встречающиеся на пути снаряда, мы раз­делим на три категории:

Небронированные части борта, трубы, мостики и т.д. для указанных снарядов (кроме фугасных) препятствий не составляют.

Следующие данные указывают, для таких снарядов, какие доступны категории препятствий с расстояния 30 кабельтовых:

12-дм. бронебойные пробивают - I , II , III .

12-дм. полубронебойные пробивают- II , III .

12-дм. фугасные пробивают - только легкий борт.

8-дм. бронебойные пробивают- II , III .

8-дм. полубронебойные пробивают- III .

8-дм. фугасные пробивают - только легкий борт.

Следовательно, в неприятельский корабль мо­жет быть введено (взрывчатого вещества) в бою, на расстоянии 30 кабельтовых, в 100 минут:

Через препятствие l -ой категории, от 12 снарядов бро­небойных 12-дм калибра, т.е. 192 фунта.

Через препятствие 11-ой категории, от полубронебойных снарядов: 12-дм.- 588 фунтов + от 8-дм. 210 фунтов - 798 фунта.

Через препятствие lll -ой категории, от полубронебой­ных снарядов: 12-дм.- 588 ф. + от 8-дм. 630 фунтов -1218 фунтов

Через легкий борт от 12-дм. фугасных 1200 фунтов + от 8-дм. фугасных - 1260 фунтов - 2460 фунтов

Если же определять пробиваемость тех же снарядов на другом пределе средних дистанций, т. е. на 50 ка­бельтовых, то получится, что

12-дм бронебойный пробивает - II и III категории;

12-дм полубронебойный пробивает- III категорию;

8-дм бронебойный пробивает- III категории.

Фугасные же снаряды пробивают - легкий борт.

Таким образом, на расстоянии 50 кабельто­вых можно ввести взрывчатого вещества в 100 минут:

Через II категории 12-дм. снаряды бронебойные - 192 фунта.

Через III категории 12-дм. снаряды полубронебойные - 588 фунта + 8-дм. снаряды бронебойные - 210 фунтов - 798 фунтов.

Через легкий борт - 2460 фунтов.

Современная система бронирования по катего­риям, указанным выше, распределяется по поверхности ко­рабля, согласно нижеследующему:

Легкий небронированный борт, трапы и мостики - 10%.

Основываясь на исчислениях, указанных выше, заключа­ем, что для "Андрея Первозванного" выгодны дистанции в 30-35 кабельтовых, ибо с этих дистанций его 12-дм и 8-дм снаряды, не теряя своей меткости, могут вводить в корабль противника взрывчатое вещество через препятствие II и III категорий, составляющих 75% всей поверхности цели, а счи­тая легкий борт - 85% цели.

Дистанции же в 50 кабельтовых будут для него невыгод­ными по той причине, что, во-первых, на этих дистанциях меткость 8-дм. пушки значительно понижается по сравне­нию с 12-дм. пушкой, а во-вторых, 8-дм. бронебойным сна­рядам, несущим ограниченное количество взрывчатого вещества, доступны на дистанции в 50 кабельтовых только пре­пятствия III категории, составляющие на дистанциях 35-45% всей цели. Между тем 8-дм. пушки составляют главный кон­тингент артиллерии "Андрея Первозванного".

Эти данные приводят к мысли, что в будущих войнах фугасные снаряды не будут иметь большого значения по той причине, что объект их действия обозначился более чем скромными 10%-ми всей плошали цели.

В частности же, по отношению к "Андрею Первозванно­му", можно сказать, что для него будет невыгодным избрать объектом своих действий броню l -ой категории, так как она составляет только 15% площади цели, а вместе с тем доступ­на лишь его четырем 12-дм. пушкам и совершенно не доступ­на его 8-дм орудиям.

Располагаясь на дистанции в 30-45 кабельтовых и стре­ляя снарядами полубронебойными, "Андрей Первозванный" имеет возможность ввести в своего противника, заброниро­ванного по новейшей системе, от 20 до 25 пудов взрывчато­го вещества в течение 100 минут.

б) Оборонительные средства

Что же касается зашиты "Андрея Первозванного" от ар­тиллерийского огня, то она почти ничего не оставляет же­лать лучшего, и во всяком случае из всех систем зашиты плавающих ныне судов является наилучшей.

Система бронирования рассчитана таким образом, что куда бы ни попал снаряд, он везде встретит броню, которая может быть его и не задержит, но во всяком случае заставит, пройдя первую броню, разорваться; следующая же броневая палуба задержит осколки разорвавшегося снаряда и не по­зволит им проникать в жизненные части корабля.

Проследим попадания некоторых намеченных сна­рядов.

Если снаряд а (черт. № 3), попадая в 5-дм. броню казема­та, ее пробьет, то после этого препятствия он несомненно разорвется, осколки будут задержаны 1 1/4-дм. (средней) бро­невой палубой и не проникнут в жизненные части корабля.

Если снаряд а’ (черт. 4) попадает на 1-дм. (верхнюю) палубу в той ее части, где нет казематов (8-дм. и 120-мм орудий), то палуба будет пробита в том лишь случае, если угол паде­ния снаряда достаточно велик, т. е. 20°-25°. Следовательно, снаряд должен быть выпушен сравнительно с большого рас­стояния, чтобы дать из прицельной пушки такой угол паде­ния. Если же расстояние, с которого выпушен снаряд велико, то пробивная его способность невелика, и поэтому можно с уверенностью сказать, что если этот снаряд даже пробьет среднюю броневую палубу, то за нею, наверное, разорвется, и осколки будут задержаны нижней броневой палубой; та­ким образом, жизненные части корабля не пострадают. Что же касается до того помещения, где снаряд разорвется, то, конечно, он там произведет разрушения, но это не будет уг­рожать жизни корабля, ибо в помещениях между броневы­ми палубами нет важных механизмов.

Проследим далее, как могут снаряды - бб(черт. № 3) проникнуть в жизненные части корабля. Если 12-дм. снаряд ударит в плиту 5-дм. брони по нормали и будет даже выпу­щен с расстояния 10 кабельтовых, то он пройдет 5-дм. плиты обоих бортов, следовательно, пробьет судно насквозь и вы­летит вон, оставив в бортах лишь дыры, несколько большие диаметра снаряда, т. е., в сущности, никакого вреда кораблю не причинит. Чтобы причинить вред кораблю, снаряд дол­жен ударить 5-дм. плиту под некоторым углом падения (черт. № 3 - верхнее 6), т. е. быть выпушенным с расстояния 30-40 кабельтовых. На таком расстоянии 12-дм. снаряд пробьет эту плиту и за ней разорвется, а осколки его встретят сред­нюю броневую палубу и в ней, конечно, будут задержаны.

Снаряд в(черт. № 3) может пробить 8"/2-Дм, плиту, если он будет 12-дюймового калибра и выпушен с расстояния не более 30 кабельтовых, но, пробив эту плиту, если он даже и не разорвется, то встретит еще нижнюю броневую палубу, в которой и застрянет. Чтобы этот снаряд мог пробить 8-дм. и 1 1/2-дм. брони 12, он должен быть выпушен с расстоянии не больше 10-15 кабельтовых.

Итак, мы видим, что система бронирования рассчитана таким образом, чтобы снаряд, стремясь проникнуть в жиз­ненные части корабля, встречал на своем пути в некотором расстоянии друг от друга две преграды, из которых первая заставляет его рваться, а вторая задерживает его осколки.

Применение на "Андрее Первозванном" этой системы делает его неуязвимым для бронебойных и не бронебойных снарядов всех калибров, на расстояниях не меньше 15 ка­бельтовых и не больше 80 кабельтовых, когда снаряд падает под большим углом. Если же мы примем во внимание, что дистанции современного боя не будут меньше 15 кабельто­вых, ибо на этих дистанциях уже можно действовать миной, то окажется, что "Андрей Первозванный" может быть уязвим с расстояний больше 80 кабельтовых; но на этих дистанциях едва ли будут вестись современные бои, вследствие недоста­точной силы на такие расстояния современной артиллерии. В расчете на будущее увеличение силы артиллерии, на новых проектах предположено увеличить толщину брони верхней палубы до 2-х дюймов. Что же касается до фугасных снаря­дов, то на "Андрее Первозванном" они не будут производить большего эффекта, ибо, как показала война, они разрывают­ся, ударяясь о дюймовую плиту, но ее не пробивают.

В заключение можно сказать, что сильная сторона "Ан­дрея Первозванного" - это его бронирование, с кото­рым справиться самому сильному современному кораблю будет чрезвычайно трудно.

Зашита же его от мин оставляет желать многого, но во всяком случае не уступает таковой же на существующих но­вейших кораблях. Опыт войны использован еще и в том смыс­ле, что на "Андрее Первозванном" удален всякий горючий материал и всякие легкие надстройки и мостики, о которые могли бы рваться фугасные снаряды, выводя экипаж кораб­ля из строя своими многочисленными осколками, а также и осколками разрушаемых надстроек.

Сравнение "Андрея Первозванного" с броне­носцем английского флота "Dreadnought "

Чтобы составить себе полное впечатление о боеспособ­ности "Андрея Первозванного", противопоставим ему силь­нейший из современных броненосцев - "Dreadnought ".

Водоизмещение 17900 т.

Алина (наибольшая) 520 ф.

Ширина 82 ф.

Углубление 31 ф.

Машины -турбинный двигатель.

Индикаторных сил 23000.

Скорость хода 21 узел.

Запас угля (нормальный) - 900 тонн.

Запас угля (полный) - 2000 тонн.

Район действия экономическим ходом - 5800 миль (при­близительно).

Экипаж - около 800 человек.

"Dreadnought " вооружен десятью 12-дм. орудиями в 45 калибров длиной, расположенными в 5 башнях (черт. № 5); из десяти пушек восемь могут действовать на один борт. Минное вооружение: 5 минных аппаратов (один носовой, четыре бортовых).

12-дм. пушки по своей силе почти одинаковы с таковыми же на "Андрее Первозванном". Следовательно, четырем 12-дм. и семи 8-дм. пушкам "Андрея Первозванного", "Dreadnought " противопоставляет восемь 12-дм. своих пу­шек. Иными словами, четыре 12-дм. пушки "Dreadnought "a " уравновешиваются семью 8-дм. пушками "Андрея Первозван­ного". Если же мы сравним силу 8-дм. с 1 2-дм. на расстоянии 50 кабельтовых, то окажется, что семь 8-дм. пушек на рассто­янии пробивают своими бронебойными снарядами толь­ко броню III категории, т. е. могут ввести внутрь судна через броню III категории в единицу времени (100 минут) 42 снаря­да бронебойных, по 5 фунтов взрывчатых веществ в каждом -т.е. 210 фунтов взрывчатых веществ.

Четыре же 12-дм. пушки на этих расстояниях пробивают своими полубронебойными снарядами ту же броню, то есть могут ввести через броню III категории в единицу време­ни 12 полубронебойных снарядов, по 54 фунта, т.е. 648 фун­тов взрывчатых веществ, не говоря уже о том, что бронебой­ные снаряды 12-дм. пушек на этих дистанциях способны про­бить броню II категории.

Значит, если "Dreadnought ", сражаясь с "Андреем Пер­возванным", расположится от него на дистанциях 55-50 ка­бельтовых, то он почти совсем исключит по себе действие бронебойных и полубронебойных 8-дм. снарядов "Андрея Первозванного", которые будут не в состоянии пробить его толстую и среднюю брони. Между тем, на том же расстоянии 12-дм. пушки "Dreadnought "a " будут свободно пробивать среднюю и даже толстую брони "Андрея Первозванного". (12-дм. пушка 45 калибров пробивает 8"/2-дм. броню с рас­стояния 45-48 кабельтовых бронебойным снарядом). Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что превосходство в скоро­сти "Dreadnought "a " на три узла (21 узел) над "Андреем Пер­возванным" дает возможность "Dreadnought "y " располагать­ся во время боя на выгодных для себя дистанциях. Но однако следует заметить, что рассматриваемые типы броненосцев разнятся в системах бронирования, причем брониро­вание "Dreadnought "a " значительно уступает в силе "Андрею Первозванному", что несколько изменяет обстановку в борь­бе этих двух судов, сравнительно с тем положением, когда. системы бронирования одинаковы.

Из рассмотрения на черт. № 6 и 7 бронирования "Dreadnought "a " мы видим, что по разрезу N "-N " (черт. № 6 и № 8) с расстояния 45-50 кабельтовых 8-дм. бронебойные снаряды действительно не могут проникнуть в жизненные части корабля. Но по разрезу N "-N " (черт. № 7 и № 8), карти­на получается совсем другая: на расстоянии, даже большем 50 кабельтовых 8-дм. бронебойные снаряды, вследствие зна­чительных углов падения на таких расстояниях, могут совер­шенно свободно пробить 1 дм. палубу и следующую за ней 3/ 4-дм. и разорваться непосредственно в машине. Нечего уже и говорить, что фугасные 8-дм. снаряды имеют огромное поле деятельности по "Dreadnought "y "/ ибо почти 40% его повер­хности не бронировано. (См. продольный вид "Dreadnought "a " - черт. №5 и №6).

Таким образом, принимая во внимание далеко не совер­шенное бронирование "Dreadnought "a ", можно с увереннос­тью сказать, что на дистанциях, выгодных этому последнему (45-50 кабельтовых) 8-дм. пушки будут с успехом с ним бо­роться, действуя своими бронебойными снарядами по его кормовым палубам и фугасными снарядами коверкая его не­защищенные борта и надстройки, что чрезвычайно неблагоп­риятно влияет на моральное состояние экипажа корабля.

Следовательно, приходя к заключительным выводам, можно сказать, что в то время как жизненные части "Анд­рея Первозванного" на всей его длине будут неуязвимы для снарядов "Dreadnought "a " и борта, будучи сплошь защищены броней, сохранят свой первоначальный вид, между тем на "Dreadnought "e " кормовые жизненные час­ти: машины, валы и рулевые приводы будут под ударами 12-дм. и 8-дм. бронебойных снарядов, а борта легко мо­гут быть исковерканы фугасными снарядами. Таким об­разом, в единоборстве описываемых двух кораблей по­беда останется за тем, кто раньше одержит моральную победу над противником, убьет его дух и тем самым по­низит меткость его огня.

Если мы теперь подсчитаем, сколько снарядов без разли­чия калибров в 100 минут времени попадет в каждый ко­рабль, то окажется (принято для обеих сторон 3% попада­ний), что в "Андрей Первозванный" попадет - 24 снаряда, а в "Dreadnought " - 54 снаряда.

Из этого сравнения очевидно, что "Андрею Первозван­ному", дающему большее количество попаданий, легче, не­жели "Dreadnought "y ", убить дух противника.

Следовательно, из них тот победит, у кого процент попа­дания будет больше, вследствие лучшей организации, лучше­го обучения, и тот, у которого дух будет крепок и стоек, ибо и на море, как и на суше, сражаются не корабли, не пушки, а люди, и следовательно, к морскому бою вполне применимо изречение Наполеона: "Три четверти успеха зависит от мо­рального состояния".

Рафаил Михайлович Мельников

Линейный корабль "Андрей Первозванный" (1906–1925)

Боевые корабли мира

Издание альманаха «Корабли и сражения» Санкт-Петербург 2003


На 1–4 страницах обложки даны фотографии броненосца "Андрей Первозванный" в различные периоды службы.

Тех. редактор В.В. Арбузов

Лит. редактор СВ. Смирнова

Корректор B.C. Волкова

1. Проект Великого Князя


В январе 1900 г. Главный Корабельный инженер Санкт-Петербургского порта Д.В. Скворцов представил в МТК проект броненосца, во многом опрокидывавший прежние представления об этом классе боевых кораблей. По водоизмещению -14 000 т - новый корабль существенно превосходил строившиеся тогда эскадренные броненосцы типа "Бородино", выше (на 1 узел) была и 19-узловая скорость, и совсем иное (16 203-мм пушек в восьми башнях) предлагалось вооружение. Проект был составлен по заданию великого князя Александра Михайловича. В чине капитана 2 ранга он командовал на Черном море броненосцем "Ростислав" и по своему великокняжескому положению мог позволить себе любую, даже экстравагантную инициативу.

Проект воплощал общепризнанный, хотя и слишком поспешный вывод из опыта японо-китайской войны 1894–1895 гг. о преимуществе скорострельной артиллерии. Теперь вместо 152-мм патронных орудий предусматривались более эффективные и уже не столь разительно, как прежде, уступавшие им в скорострельности (2,54 выстрела в минуту против 3,97 для 152-мм) 203-мм пушки. Составлявшие для корабля единый и главный калибр (еще предусматривалось 4 152-мм, 16 75-мм, 14 47-мм пушки и 4 пулемета), эти орудия напоминали о прежних опытах и применении единого калибра. Так было в осуществленных проектах русских трехбашенных фрегатов типа "Адмирал Лазарев" (1867 г.), трехбашенных эскадренных броненосцев семейства "Екатерина II" (1882 г.), германских трехбашенных эскадренных броненосцев типа "Бранденбург" (1891 г.).

Существовали еще два, оставшиеся неосуществленными, отечественных проектов четырехбашенных эскадренных броненосцев. В 1883 г. лейтенант Л.А. Рассказов безуспешно убеждал Управляющего И. А. Шестакова добавить в проект броненосца "Екатерина П" четвертую парную установку 305-мм орудий и превратить корабль в четырехбашенный (с двумя установками на каждом борту). Адмирал отложил проект лейтенанта. Еще более смелое решение - уже вполне дредноутную схему расположения по диаметральной плоскости четырех парных 305-мм барбетных установок в своем проекте 1884 г. - предложил лейтенант В.А. Степанов (1858–1904).

Такова предыстория первых кораблей условно дредноутного класса, о которой, казалось бы, не могли не знать русские офицеры и корабельные инженеры. Но то, что сегодня так просто и ясно, совсем иначе выглядело в глазах людей того времени. О похороненных в архивах предложениях Л.А. Рассказова и В.А. Степанова люди просто могли и не знать. В лучшем случае названия оригинальных проектов должны были казаться лишь одиночными, давно забытыми проявлениями экзотики в кораблестроении. Именно к такому образцу мышления приучали корабельных инженеров повсеместно царившие в тогдашнем кораблестроении рутина и косность. И неспроста, видимо, смелые проекты предлагали тогда не корабельные инженеры, привыкшие к подчиненному и подручному положению, а более творчески раскованные флотские офицеры.

И хотя время заряжания 305-мм пушки, составлявшее в 80-е гг. до 15–20 мин, к началу XX в. уменьшилось почти до 1 мин, мировая рутина - и отечественная, и зарубежная - продолжала 305-мм пушки считать чуть ли не вспомогательным калибром, призванным лишь довершить успех, достигаемый во множестве устанавливавшихся на броненосцах скорострельных 152-мм орудий.

Этой концепции следовало подавляющее большинство эскадренных броненосцев мира, и, хотя некоторые из них уже несли на себе печать "реабилитации" орудий крупного калибра (к 4 305-343-мм орудиям добавляли по два-четыре 234-274-мм), в неприкосновенности оставался самый модный калибр - 150-164-мм пушек. Шагом вперед в этом направлении был проект броненосцев типа "Витторио Эмануэле", в котором выдающийся корабельный инженер В. Куниберти (1854–1913) предусмотрел 12 203-мм орудий в шести бортовых башнях. В оконечностях устанавливались две одноорудийных (305-мм) башни. Орудия этих башен должны были завершить успех победы, достигнутой массированным огнем 203-мм орудий. Эти броненосцы-крейсеры типа "Витторио Эмануэле" были заложены в сентябре 1901 г.

Иной оказалась судьба проекта Д.В. Скворцова. Его обсуждения в МТК в январе и апреле 1900 г. выявили удручающий разнобой взглядов ведущих адмиралов. Так, председатель МТК вице-адмирал Ф.В. Дубасов признал, что однородная артиллерия в боевом отношении лучше разнородной, принятой на современных эскадренных броненосцах. Начальник ГУКиС вице-адмирал В.П. Верховский настаивал на преимущественном применении 152-мм орудий. По мнению адмирала главное - достижение высокого процента попаданий, а по этому показателю 152-мм орудия намного превзойдут традиционные четыре 305-мм орудия. Различия в мощи разрыва между 305-мм и 152-мм снарядами адмирал почему-то не сравнивал.

Находясь во власти моды на скорострельные орудия, В.П. Верховский, видимо, не был знаком с изречением адмирала А.А. Попова: "Корабли строятся для пушек". И пушки эти предполагались возможно наибольшего калибра. Запамятовал он и признание другого известного адмирала Г.И. Бутакова, сделанное еще в 1855 г. на страницах "Морского сборника" (№ 10): "Трудно попасть с большого расстояния, но попавши можно нанести огромный вред". При голосовании за единый 203-мм калибр по проекту высказались великий князь Алексей Михайлович, вице-адмиралы В.П. Верховский, И.М. Диков, К.К. Де Ливрон, Н.И. Скрыдлов.

За 305-мм и 152-мм пушки высказались контр-адмирал Д.Г. Фелькерзам и артиллерийский отдел МТК, вице-адмиралы Ф.В. Дубасов, И.Н. Ломен, контр-адмирал Ф.И. Амосов. Контр-адмиралы Н.Н. Ломен, К.С. Остецкий, капитан 1 ранга А.А. Вирениус полагали более полезным вооружение из 305-мм концевых и 203-мм бортовых орудий. Сторонников единого 305-мм калибра среди собравшихся не оказалось. Сомнение вызывала и целесообразность постройки по предлагаемому проекту только одного корабля, хотя для эскадренного боя один лучший ходок не имеет значения, так как эскадренный ход зависит от худшего ходока. Согласия не оказалось даже в сравнении весовых характеристик корабельных котлов.

Таков был мыслительный интеллектуальный потенциал русского адмиралитета в преддверии войны с Японией. Никто из собравшихся не сумел проявить того просветления сознания и чувства предвидения, которые в проекте великого князя могли бы заставить увидеть идеи дредноута. А потому и судьбу проекта решили с обезоруживающей простотой. Для этого оказалось достаточно сообщения ГУКиС в МТК о том, что финансовые средства Морского министерства весьма ограничены и броненосец водоизмещением 14000 т может быть построен взамен одного из броненосцев типа "Бородино", заказанных Балтийскому заводу. Между тем, вся артиллерия для этих броненосцев, в том числе и башни 12-дм. и 6-дм. орудий уже заказаны. В случае осуществления нового проекта все эти заказы пришлось бы отменить.

Понятно, что ущерб для казны, вызванный изменением заказов, не мог идти ни в какое сравнение с тем огромным преимуществом, которые давал флоту проект (случись такое чудо) корабля с вооружением только из 305-мм орудий. Более того, заводам такая перемена была бы даже выгоднее. Ведь трудоемкость работ по изготовлению ограниченного числа 305-мм орудий и их башен в сравнении с множеством 152-мм или 203-мм башен существенно уменьшалась. Но и заводы не были готовы к столь большому подвигу, как перепроектирование нескольких уже строившихся и предполагаемых к постройке броненосцев типа "Бородино" под три или четыре башни 305-мм орудий. Не исключалось и кардинальное изменение проекта для броненосцев № 7 и 8, для чего очень кстати был накопленный Балтийским заводом огромный опыт проектирования крейсеров семейства "Рюрик", броненосцев типа "Ослябя" и только недавно одобренный императором инициативный проект башенного крейсера. Надо было лишь продолжить путь инициативы и творчества. Это был бы великий инженерный подвиг.

Но косное ведомство оказалось к нему совсем не готово. Постройка броненосцев типа "Бородино" продолжалась по первоначальному проекту. Великий князь Алексей Александрович оказался далеко не столь решительным, чем его предшественник великий князь Константин Николаевич. Он в свое время для улучшения характеристик башенных фрегатов типа "Адмирал Лазарев" был готов удлинить их с применением вставки корпуса. В 1900 г. невозможно было представить подобное. Шанс смелого, опережавшего свое время решения, которое весомо могло проявить себя в предстоящей войне, было упущено. Это было похоже на приговор истории.