Экономика фармации организация деятельности аптеки. Роль фармацевта в информировании пациента о самолечении Получение профессии фармацевта и квалификация специалистов


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Благовещенский медицинский техникум»ФАРМАЦИЯ. МЕСТО И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯСоставитель: Мишина Н.С., преподаватель ПМ.01. МДК.01.02., ОУПД Цель и задачи занятияЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯознакомление с основными понятиями, целями, задачами фармации, как наукиЗАДАЧИ: познакомиться с основными понятиями фармации; познакомиться с видами и типами аптечных организаций; раскрыть этико-деонтологические аспекты деятельности фармацевта. Основные сокращенияЛС – лекарственное средство;ЛВ – лекарственное вещество;ЛФ – лекарственная форма;АО – аптечная организация;АП – аптечный пункт;АК – аптечный киоск;НТД – нормативно-техническая документация Фармация, общие понятияФАРМАЦИЯ научно-практическая отрасль, изучающая вопросы поиска, получения, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств. ЦЕЛЬ ФАРМАЦИИ изучение того, как зарождается, существует (становление, развитие) и преобразуется (переход в иное качество) система "лекарственных средств". ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ наука о развитии фармацевтической деятельности и лекарственных знаниях на протяжении всего существования человечества от первобытных времен до наших дней.ЗАДАЧИ ИСТОРИИ ФАРМАЦИИФармация, общие понятия Египетское слово “фармаки” (в переводе - дарующий исцеление или безопасность) дало происхождение греческому слову “фармакон” (в переводе – лекарство). Фармация, общие понятия Термин «фармацевт» появился в Древнем Риме, в III в. до н.э. Так назывались лица, занимающиеся не только приготовлением ЛС, но и лечением больных. Тогда же в употребление вошло и слово фармакополы – люди, занимающиеся приготовлением ЛС, продажей сырых лекарственных материалов.Фармация, общие понятия Основные разделы фармацииРАЗДЕЛЫ ФАРМАЦИИ: фармацевтическая химия; технология лекарственных форм; фармакология; фармакогнозия; организация и экономика фармации; судебная химия и дрСпециалисты в области фармации называются фармацевтами (среднее специальное образование) и провизорами (высшее образование). ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: научно-исследовательские институты; лаборатории, фармзаводы, фармфабрики; аптеки, фарм. склады; контрольно-аналитические лаборатории Связь фармации с другими дисциплинамиИНФОРМАТИКА БИОЛОГИЯБОТАНИКААНАТОМИЯМАТЕМАТИКА ПСИХОЛОГИЯГЕНЕТИКА Виды и типы аптечных организацийАПТЕЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственным средствами, их изготовление и отпуск (ФЗ «О лекарственных средствах)АПТЕКИАПТЕЧНЫЕ КИОСКИАПТЕЧНЫЕ ПУНКТЫ Виды и типы аптечных организацийАПТЕКИГОРОДСКАЯ ИЛИ СЕЛЬСКАЯ ОБЩЕГО ТИПА (ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ) обслуживает население и ЛПУ готовыми ЛС и ЛС индивидуального приготовления (экстемпоральные ЛС).ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯосуществляют отпуск готовых и экстемпоральных ЛС, т.е. обеспечивает все виды лекарственного спроса населения и ЛПУ.НЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ осуществляют отпуск только готовых лекарственных средств (ГЛС) по рецептам или без.БОЛЬНИЧНАЯ АПТЕКА осуществляет снабжение ЛП и другими товарами аптечного ассортимента одно ЛПУ.СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АПТЕКИ отпуск трав, детских лекарственных средств, гомеопатических препаратов, БАДов и др.МЕЖБОЛЬНИЧНЫЕ АПТЕКИ обеспечивают лекарственными средствами и другими медикаментами несколько ЛПУ. Слово «аптека» произошло от греческого «apotheke» - «склад», «кладовая».Первая же в мире зарегистрированная аптека открылась в VIII веке в столице Арабского халифата - городе Багдаде. Значительно позже, в XI веке, они появились в Испании, а затем и во многих городах Европы. Первая российская аптека, открывшаяся в 1581 году, обслуживала царскую фамилию.Виды и типы аптечных организаций Этико – деонтологические аспекты деятельности фармацевта. Этический кодекс фармацевта.В 1996 году фармацевтической ассоциацией России был принят Этический кодекс фармацевтического работника России.Модель современного этического кодекса состоит из двух частей: первой - преамбулы и второй - принципов.ЦЕЛЬ КОДЕКСА представлена «как совокупность этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи. Этический кодекс фармацевтаосновная обязанность фармацевта - заботиться о благе каждого пациента. Это обязывает фармацевта быть объективным и ставить здоровье человека, а также его благополучие выше как личных, так и коммерческих интересов, в том числе и финансовых.ФАРМАЦЕВТ ДОЛЖЕН проявлять к пациентам одинаковое отношение и уважать их права на свободу выбора способа лечения. быть честным и надежным в своих взаимоотношениях, связанных с профессиональной деятельностью. Он служит каждому человеку в отдельности, а также обществу в целом.ОБЯЗАН уважать и защищать права пациента на конфиденциальность. Он выступает за сотрудничество с коллегами и другими специалистами и обязан уважать их систему ценностей, а также профессиональные способности. Качества идеального фармацевта Профессиональная компетентность. Информированность. Ответственность. Работоспособность. Самостоятельность. Коммуникабельность. Доброжелательность. Тактичность. Стрессоустойчивость. Честность. ИТОГИ ЗАНЯТИЯПОЗНАКОМИЛИСЬ С: основными понятиями фармации; видами и типами аптечных организаций;РАСКРЫЛИ этико-деонтологические аспекты деятельности фармацевта.ВЫЯВИЛИ качества идеального фармацевта


Приложенные файлы

Вся история медицины характеризуется тесным партнерством врача и провизора. Этот тандем в значительной мерс сохраняется и в наши дни. Поэтому аптека не может рассматриваться как простое предприятие розничной торговли, подобно тому, как эго делается на рынке потребительских товаров. Несмотря на то что на Rx-рынке выбор препарата для лечения заболевания делает врач, провизор оказывает существенное влияние на то, какой препарат будет в конечном итоге использован. Аптека и се сотрудники оказывают влияние на потребление медикаментов тремя основными путями: 1) формированием ассортимента;

2) предложением замены препарата-аналога в случае отсутствия выписанного лекарственного средства; 3) осуществлением консультационной и информациоииой деятельности.

Формирование ассортимента. Каждая аптека формирует свой ассортимент. Этот процесс опирается главным образом на экономические аргументы - будучи предприятием торговли, аптека стремится извлечь из своей деятельности максимум прибыли и мало заботится о том, чтобы в ее ассортименте были все медикаменты, необходимые для лечения всех заболеваний. Главная особенность аптеки по сравнению с большинством предприятий розничной торговли состоит в огромном ассортименте товаров. Причем многие из этих товаров имеют аналоги как в виде того же самого лекарственного препарата, произведенного другой фирмой под другим торговым названием, так и в виде другого лекарственного препарата, близкого по своей фармакологической активности. И если замена одного препарата на другой во втором случае может быть сделана далеко не во всех случаях, то в первом является почти общей практикой. Такая ситуация создает для аптеки большую свободу в формировании своего ассортимента. Аптека может не включить в список приобретаемых препаратов любое средство, не входящее в третью или четвертую сотню товарных позиций своего ассортимента, и при этом не почувствует этой потери. Для исключенного же препарата такое решение многократно повышает вероятность замены. Поэтому производитель обязательно должен учитывать, что опасность невключения почти каждого отдельно взятого препарата в закупочный лист аптеки весьма велика, и только целенаправленная работа маркетинговых подразделений фирмы-производителя с аптеками может гарантированно предотвратить это.

Замена препарата. В соответствии с законом работникам аптек разрешено осуществление генерической замены отсутствующих в продаже лекарств. Генерической называется замена препарата на его аналог - препарат с тем же действующим веществом, в адекватной форме и дозировке, чтобы быть используемым вместо заменяемого лекарства. В мире существуют три системы генерической замены.

Система полной генерической замены. Позволяет фармацевту без всяких ограничений при необходимости выдавать вместо прописанного препарата его синоним.

Система запрещающих пометок в рецепте. В бланке рецепта может быть предусмотрено поле, в случае пометки врачом которого фармацевт не имеет права выдавать никакой препарат, кроме прописанного. Во всех остальных случаях (т. е. если поле осталось незаполненным) фармацевт имеет право на замену. Легко понять, что при этой системе именно дозволенность замены является нормой.

Система разрешающих пометок в рецепте. В этом случае особое поле должно быть заполнено врачом, чтобы разрешить замену. Нормальным же (пометки нет) считается ее запрет. Система разрешающих пометок наиболее жестко ограничивает право фармацевта на замену.

Кроме того, в ряде стран широко распространена практика выписки рецепта с указанием в нем МНН. В этом случае фармацевту фактически передается право даже не замены, а выбора данного препарата из всех имеющихся синонимов.

В современной России фактически действует система полной генерической замены, дающая максимально широкие полномочия работникам аптеки. Между тем известно, что эта система вызывает повышенные риски, связанные с побочными эффектами от неодинакового воздействия на пациентов разных препаратов с одним и тем же действующим веществом. В некоторых случаях эти различия могут быть весьма значительными. Например, согласно проведенным исследованиям, терапевтически эквивалентные дозы присутствовавших на российском рынке синонимов известного АПФ-ингибитора эналаприла дали трехкратный (!) разброс значений: от 12 до 36,6 мг в сутки но разным препаратам (АЛО. Юдин с соавт., 2008). Когда выбор конкретного препарата из ряда синонимов осуществляет врач, он сознательно учитывает подобные различия. Если же выбор проводит фармацевт, не имеющий опыта врачебной работы с препаратами, он ориентируется только на указанные на упаковке данные о содержании действующего вещества и, следовательно, может допустить серьезные ошибки. Сходным образом фармацевт нс может знать клинических отличий действия разных синонимов, большей или меньшей степени проявления побочных эффектов.

При этом рекомендации аптечных работников весьма действенны. По данным опросов Финансовой академии (ныне Государственный финансовый университет при Правительстве РФ), в московских аптеках в конце 90-х годов покупатель примерно в 45 % случаев соглашался с предложенной ему фармацевтом/провизором генерической заменой (А.Ю. Юданов и соавт., 2008).

Помимо генерической существует и терапевтическая замена. В этом случае препарат заменяется лекарством, применяемым при том же заболевании, но имеющим другое действующее вещество. Фактически в этом случае меняется способ лечения, выбор которого, как известно, является исключительной прерогативой врача. Поэтому фармацевтам терапевтическая замена рецептурных препаратов запрещена.

Консультативная деятельность. Профессиональный уровень работников аптек в России чрезвычайно высок. Около 20 % от общего числа работников (включая уборщиц, шоферов и кассиров и т. п.) в аптеках составляют специалисты с профильным высшим образованием. А работниками первого (рецептурного) стола по закону могут быть исключительно провизоры. Высокая профессиональная подготовка фармацевтов позволяет им выполнять функцию адаптации предписаний врача к реально имеющемуся выбору лекарств, а также помогать в выборе ОТС-препаратов. Консультационная деятельность фармацевта имеет наибольшее значение для ОТС-рынка. Именно при выборе безрецептурного препарата фармацевт компенсирует своей помощью недостаточную информированность пациента о свойствах препарата. С просьбой о консультации к фармацевту обращается до половины посетителей аптек, что свидетельствует об исключительно важной роли фармацевта в выборе лекарственных средств.

Кроме консультаций покупателям, фармацевты часто информируют врачей о наличии препаратов, появлении их аналогов (синонимов) и о прочих поступлениях.

  • ГЛАВА 5 ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
  • ГЛАВА 6 ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИГНОРИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ И РАСПРОСТРАНИТЕЛЯМИ ФАЛЬСИФИКАТА
  • ГЛАВА 7 ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ
  • ГЛАВА 8 ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСТРИБЬЮЦИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
  • ГЛАВА 10 ФИЛОСОФИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ XXI ВЕКА
  • ГЛАВА 11 ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС КАК МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОВИЗОРА
  • ГЛАВА 12 ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА С ВРАЧАМИ, КОЛЛЕГАМИ И ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
  • ГЛАВА 13 ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
  • ГЛАВА 9 РОЛЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

    ГЛАВА 9 РОЛЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

    Активный интерес мирового сообщества к роли фармацевта в системе здравоохранения проявился во второй половине 1980-х годов. Именно в этот период во многих странах стало особенно заметным сужение традиционной сферы деятельности фармацевтов - изготовление лекарств по экстемпоральной рецептуре. Фактически к тому времени выпуск ЛС практически полностью стал осуществляться в условиях промышленного производства. Сфера реализации ЛС претерпела существенные изменения: в некоторых странах (Япония, США) прочно утвердилась практика их отпуска врачами; расширилась продажа в общей торговой сети (например, в супермаркетах); более популярной стала продажа ЛС по почте, в последние годы - через Интернет. Оптовой реализацией ЛС все больше занимаются бизнесмены, не имеющие фармацевтического образования. Используя несовершенство законодательства, во многих странах появились многочисленные, не имеющие фармацевтического образования посредники между производителями и розничными аптечными учреждениями.

    Одновременно усложнялись другие сферы деятельности в фармацевтическом секторе, такие как разработка и производство препаратов, контроль их качества, снабжение, распределение, выбор и рациональное использование ЛС, государственное регулирование фармацевтического рынка и т.д. Возникла проблема фальсифицированных препаратов, что потребовало определенной переориентации системы контроля качества. В тех сферах деятельности, где традиционно доминировали специалисты с медицинским, химическим, экономическим образованием, ощущалась потребность в работниках, имеющих фармацевтическое образование. Таким образом, возникла ситуация, когда, с одной стороны, знания фармацевтов оставались невостребованными, а с другой - фармацевты в недостаточной степени привлекались в новые сферы деятельности. Недооценка значения работы фармацевтов неизбежно ведет к недостаточному исполь-

    зованию их потенциальных возможностей и профессиональных знаний, а также вынуждает этих специалистов преследовать лишь экономические интересы (больше продавать, продавать наиболее дорогие лекарственные средства и т.д.).

    Следует отметить, что к середине 1980-х годов необходимость пересмотра кадровой структуры назрела во всех сферах здравоохранения. В 1985 г. Комитет экспертов ВОЗ для реализации стратегии «Здоровье для всех к 2000 году» призвал заново определить роль и функции всех категорий работников здравоохранения.

    С конца 1980-х годов при поддержке ВОЗ прошел ряд совещаний, в результате которых была определена новая роль фармацевтического работника в системе здравоохранения.

    В 1988 г. в Мадриде (Испания) состоялось Европейское региональное совещание «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке», участники которого пришли к следующим выводам:

    Врачи и фармацевты должны работать сообща; необходимы общие подходы к выбору ЛС; фармацевт - это консультант врача, он принимает участие в выборе ЛС и дает рекомендации относительно их рационального использования;

    Фармацевты играют ведущую роль в предоставлении информации и рекомендаций пациенту, касающихся применения ЛС; фармацевты должны информировать пациентов о возможных побочных эффектах ЛС;

    Фармацевты должны способствовать пропаганде здорового образа жизни.

    Так же в 1988 г. в Нью Дели (Индия) прошло совещание Международной Фармацевтической Федерации (МФФ) «Содержание фармации и функции фармацевтов». Его участники подтвердили выводы Мадридской встречи, касающиеся роли фармацевта в розничной и больничной аптеке, и сформулировали рекомендации относительно сферы деятельности фармацевтов помимо аптечной сети. По их мнению:

    Подразделение министерства здравоохранения, ответственное за фармацевтическую службу, должно иметь такое же значение, как и другие подразделения;

    Фармацевты с опытом работы должны участвовать в разработке законодательства о ЛС;

    Руководство закупками, хранением и распределением ЛС должны осуществлять фармацевты, а не врачи. Фармацевты, пройдя

    соответствующую подготовку, должны возглавлять национальные контрольно-аналитические лаборатории, их можно привлекать к работам по регистрации и пострегистрационному контролю качества ЛС, к участию в клинических испытаниях и т.п.

    Фармацевты должны быть членами «бригады работников здравоохранения», совместно с другими специалистами участвовать в научных исследованиях, подготовке медицинских кадров, распространении информации, работе международных организаций.

    На совещании МФФ «Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества» (Токио, 1993 г.) была сформулирована концепция фармацевтической помощи, согласно которой главными в работе фармацевта должны быть интересы пациента. Участники совещания предложили осуществлять фармацевтическую помощь как в отношении каждого пациента, так и всего населения. Это предполагает:

    Предоставление пациентам достоверной и объективной информации о препаратах;

    Участие фармацевтов в разработке законопроектов и регламентирующих правил, касающихся обеспечения населения ЛС;

    Разработку методических указаний и критериев для составления формуляров;

    Разработку систем распределения ЛС.

    На 47-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) в мае 1994 г. была принята резолюция «Роль фармацевта в поддержке Пересмотренной стратегии ВОЗ в области ЛС» (ВАЗ 47.12), которая содержит важный вывод о том, что «фармацевт может играть ключевую роль в системе общественного здравоохранения». В Резолюции ВАЗ обоснована необходимость участия фармацевтов в разработке соответствующих постановлений и правил, регулирующих работу в фармацевтической сфере. Странам - членам ВОЗ было предложено определить роль фармацевтов в реализации Национальной лекарственной политики в рамках стратегии «Здоровье для всех»; в полной мере использовать знания фармацевтов на всех уровнях системы здравоохранения, в особенности в разработке Национальной политики в области ЛС.

    В ходе 3-го Ежегодного Совещания Европейского Форума фармацевтических ассоциаций и ВОЗ, состоявшегося в мае 1994 г. в Копенгагене (Дания) с целью повышения эффективности систем здравоохранении, были приняты следующие принципы:

    ЛС нельзя рассматривать исключительно в качестве товара;

    Снабжение населения лекарствами должно осуществляться только через аптечные учреждения;

    На всех стадиях распределения ЛС необходимо осуществлять контроль со стороны профессионалов;

    Обязанность фармацевта - руководствоваться строгими этическими правилами и нормами профессионального поведения и осуществлять личный контроль за распределением лекарств среди населения;

    Фармацевт должен быть свободен от экономического влияния на осуществление своей деятельности со стороны нефармацевтов;

    Специальное фармацевтическое образование дает провизору исключительное право:

    Лично отвечать за реализацию продукции фармацевтического производства на рынке;

    Возможность гарантировать в интересах сохранения здоровья и безопасности населения адекватный контроль за качеством, хранением, безопасностью и вопросами снабжения населения лекарствами;

    Управлять аптекой.

    Данные принципы и современные взгляды на особую ответственность фармацевтов за обеспечение качества фармацевтической продукции нашли отражение в Добротной аптечной практике ВОЗ(GРР).

    Важным итогом третьего консультативного совещания ВОЗ «Роль фармацевтов в системе здравоохранения. Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ» (Ванкувер, 1997 г.) является составление современных требований к фармацевту, получивших название «фармацевт 7 звездочек»:

    1) работник системы здравоохранения, член команды;

    2) способен принимать ответственные решения;

    3) специалист по коммуникации - посредник между врачом и пациентом;

    4) готов к лидерству в интересах общества;

    5) руководитель, способный управлять ресурсами и информацией;

    6) готов учиться всю жизнь;

    7) наставник, участвующий в подготовке молодых фармацевтов. Данные требования направлены на усовершенствование личностных качеств, которые наряду с приобретаемыми профессиональны-

    ми навыками позволят специалисту занять достойное место среди работников системы общественного здравоохранения.

    Ключевой вопрос четвертого консультативного совещания ВОЗ «Роль фармацевта в самолечении больного» (Гаага, 1998 г.) - оказание фармацевтами содействия людям, изъявившим желание лечиться самостоятельно. Было отмечено, что во многих странах наметилась тенденция к увеличению числа больных, предпочитающих самолечение. Обязанность фармацевта, согласно рекомендациям данного совещания, установить доверительные отношения с пациентом и рекомендовать ему высококачественные ЛС, а также взаимодействовать с другими работниками здравоохранения, государственными и общественными организациями, представителями фармацевтической промышленности и т.п.

    Участники совещания рассматривали вопрос о самолечении как часть Добротной аптечной практики (ДАП, GPP).

    Первое руководство по ДАП разработано в 1992 г. Международной фармацевтической федерацией под названием «Добротная аптечная практика в общественных и больничных аптеках». На конгрессе МФФ в Токио (1993 г.) был одобрен текст ДАП/МФФ в рамках Токийской декларации по стандартам качества аптечных услуг, которая гласит: «Стандарты являются важным компонентом при оценке качества обслуживания потребителя. Принимая на заседании Совета Федерации в Токио 5 сентября 1993 г. Руководство по добротной аптечной практике, Международная фармацевтическая федерация выражает уверенность, что стандарты, основанные на данном руководстве, будут использованы национальными фармацевтическими организациями, правительствами и международными фармацевтическими организациями при установлении национальных стандартов Добротной аптечной практики. Руководство по надлежащей аптечной практике охватывает и основывается на услугах, оказываемых фармацевтами. Руководство рекомендует установить национальные стандарты для: пропаганды здорового образа жизни, для снабжения лекарственными препаратами и медицинскими устройствами, для самопомощи больных, а также улучшения практики назначения и использования лекарственных средств посредством деятельности фармацевтов. МФФ призывает фармацевтические организации и правительства к совместной деятельности по введению соответствующих стандартов или их пересмотру в странах, где уже действуют национальные стандарты, в свете рекомендаций документа по Добротной

    аптечной практике. Документ по ДАП МФФ был представлен в Комитет экспертов ВОЗ и стал базой для осуществления некоторых принципов, воплощенных в резолюции ВАЗ 47.12. После пересмотра документ был представлен ВОЗ в 1996 г. - «Добротная аптечная практика в коммунальных и больничных аптеках».

    Фармацевтическая группа Европейского Союза в 1998 г. разработала документ по ДАП для Европы, в котором особое внимание уделялось странам ЕС - «Надлежащая аптечная практика в Европе».

    В 2001 г. ВОЗ разработала руководство «Добротная аптечная практика в новых независимых государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов». Рекомендации, изложенные в руководстве, призваны помочь регуляторным органам и руководителям аптек в их работе по внедрению стандартов ДАП как на государственном уровне, так и на уровне аптечных учреждений.

    Руководство ВОЗ/ДАП «Добротная аптечная практика в коммунальных и больничных аптеках» можно рассматривать как свод профессиональных задач, стоящих перед национальными фармацевтическими ассоциациями и правительствами.

    Согласно Руководству главная задача аптечной практики заключается в обеспечении лекарствами, другими изделиями медицинского назначения и услугами здравоохранения, а также в оказании помощи людям и обществу в их наилучшем применении.

    Добротная аптечная практика (GPP) ВОЗ требует, чтобы:

    Первой задачей, стоящей перед фармацевтом, было благосостояние больного независимо от его местонахождения;

    Основной деятельностью аптеки являлось обеспечение больных лекарствами и другими изделиями медицинского назначения, соответствующей информацией, советами, а также для фиксирования побочных эффектов от применения лекарств;

    Составной частью деятельности фармацевта являлось содействие рациональному и экономному назначению и правильному использованию ЛС;

    Каждый элемент аптечной услуги был ориентирован на отдельную личность, был четко определен и эффективно доведен до каждого участника.

    Руководство по ДАП охватывает участие в деятельности по укреплению здоровья и предотвращению ухудшения состояния здоровья населения. Если же лечение необходимо, то должен быть обеспечен процесс правильного применения ЛС человеком, чтобы

    добиться максимального терапевтического эффекта и избежать неблагоприятных воздействий лекарства. Это предполагает, что фармацевты совместно с другими работниками здравоохранения, а также с больными принимают на себя коллективную ответственность за результат лечения.

    В рамках концепции ДАП пропагандируется более интенсивное сотрудничество врача, больного и фармацевта, что позволит оптимизировать использование ЛС и поможет в оценке результатов лечения. Фармацевт должен способствовать повышению качества процесса применения ЛС. Подчеркивается, что аптека - это важный источник информации о потреблении и применении медикаментов.

    Для удовлетворения требований ДАП необходимо, чтобы:

    Основой идеологии практики являлись профессиональные факторы, хотя признается также значение и экономических факторов;

    Фармацевт вносил вклад в решения по применению ЛС;

    Фармацевт владел необходимой медицинской и фармацевтической информацией о каждом больном; получение такой информации упрощается, если больной предпочитает постоянно пользоваться услугами одной аптеки или доступна карта назначений для больного;

    Фармацевт имел независимую, исчерпывающую, объективную текущую информацию о используемой терапии и ЛС;

    Фармацевты, занятые во всех областях фармацевтической практики, приняли личную ответственность за поддержание и оценку своей компетентности в течение всего времени их профессиональной деятельности;

    Были установлены национальные стандарты ДАП, которым должны будут следовать практикующие фармацевты.

    Концепция ДАП - это средство, которое позволяет осознать и осуществить обязательства, возложенные на всех практикующих фармацевтов.

    В процессе разработки руководств по ДАП было реализовано стремление к тому, чтобы посредством их внедрения изменить место и роль фармацевта в системе здравоохранения, в особенности в части:

    Укрепления здоровья населения и профилактики заболеваний;

    Безопасного, эффективного и экономичного самолечения;

    Выявления и решения проблем, касающихся использования ЛС.

    Для внедрения ДАП в стране должны быть установлены и внедрены в профессиональную деятельность национальные стандарты по следующим видам деятельности:

    Деятельность, связанная с укреплением здоровья, избежанием ухудшения здоровья и достижением здорового образа жизни;

    Деятельность, связанная с отпуском и использованием ЛС;

    Деятельность, связанная с самолечением, включая советы по лекарствам и в случаях, когда это целесообразно, с предоставлением лекарств и других видов для лечения симптомов недомогания, которые успешно устраняются с помощью самолечения;

    Деятельность, связанная с влиянием на назначение и применение ЛС.

    В каждом из основных элементов ДАП различают виды деятельности; методы и требования, необходимые для осуществления данных видов деятельности; оборудование и помещения для осуществления данной деятельности; квалификацию работников; методы оценки этой деятельности, для которых могут быть разработаны стандарты; просвещение и предотвращение ухудшения здоровья; просветительская деятельность, связанная с предотвращением ухудшения здоровья, профилактикой заболеваний и укреплением здоровья.

    Солонинина Анна Владимировна
    Проректор, заведующая кафедрой УЭФ ФДПО и ФЗО, проф. Пермской ГФА, д.фарм.н.

    Перед медицинскими и фармацевтическими работниками стоят вопросы:

    • на каком ЛП остановить свой выбор?
    • как повысить эффективность лечения?
    • как уменьшить нежелательное действие ЛП?
    • как осуществить замену ЛП?
    • как оптимизировать стоимость терапии?
    • как улучшить качество жизни больного человека?

    Врач в XXI в. не успевает следить за постоянно обновляющимся ассортиментом лекарств, данными по фармакотерапии, проявляя вынужденный консерватизм в назначении ЛС, пользуется в среднем 20-30 препаратами в ежедневной практике, не всегда выписывает рецепты.

    Пациент в XXI в. - грамотный и требовательный потребитель. Он осторожно относится к приему ЛС. В моде здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек. Меньше обращается к врачам, чаще к фармацевту, а чаще прибегает к самолечению.

    Фармацевт (провизор) в XXI в. - консультант врача и пациента. Его рекомендации влияют на выбор препаратов. Он оказывает помощь при выборе ЛС для самолечения, принимает участие в поддержании здоровья населения и рациональном применении ЛС. Он должен быть и диагностом, и психологом, и маркетологом, и диетологом, и бизнесменом, и юристом.

    Почему сегодня пациент, минуя врача, обращается за помощью в аптеку?

    Потому что это доступнее. Помимо этого фармацевтические работники больше знают о лекарствах, могут идентифицировать проблемы, связанные с лекарствами, давать рекомендации для решения проблем, отправлять в необходимых случаях к врачу, улучшать знания врачей и пациентов о лекарствах, консультировать их, контролировать применение лекарств, терапевтические результаты и принимать ответственные решения.

    Аптека - наиболее подходящее место для продвижения здорового образа жизни и информирования о факторах риска.

    Руководства по правилам Надлежащей аптечной практики (НАП):

    • 1993 год - «Стандарты качества аптечных услуг», МФФ (FIP);
    • 1996 год - «Надлежащая аптечная практика в общественных и больничных аптеках», ВОЗ, МФФ;
    • 1998 год - «Надлежащая аптечная практика в Европе», PGEU (фармацевтическая группа Евросоюза);
    • 2001 год - «Надлежащая аптечная практика в новых независимых государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов», ВОЗ;
    • 2006 год - Руководство «Разработка фармацевтической практики, направленной на заботу о пациентах», ВОЗ и МФФ.

    Цель разработки и внедрения руководства по НАП - изменить место и роль фармацевта в системе здравоохранения, особенно в отношении укрепления здоровья и профилактики заболеваний, безопасного, эффективного и экономичного самолечения, выявления и решения проблем, касающихся применения ЛС.

    О роли фармацевта в современном мире - Совещания ВОЗ совместно с МФФ и другие мероприятия с участием ВОЗ:

    • Нью-Дели, 1988 г. - «Содержание фармации и функции фармацевтов»;
    • Мадрид, 1988 г. - «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке»;
    • Токио, 1993 г. - «Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества»;
    • Ванкувер, 1997 г. - «Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ»;
    • Гаага, 1998 г. - «Роль фармацевта в самолечении и самомедикации».

    Роль фармацевта:

    • эксперт назначения лекарств;
    • содействует самолечению;
    • содействует пропаганде здорового образа жизни;
    • в центре деятельности - развитие правил НАП;
    • забота о здоровье людей имеет больший приоритет, чем продажа лекарств.

    Фармацевтический работник - не торговец, а носитель специализированных знаний, советчик врача и больного в вопросах выбора препаратов, ключевая фигура в обеспечении ЛС.

    Предназначение фармацевтического работника - содействие укреплению здоровья, профилактике заболеваний, оказание фармацевтической помощи.

    Изменение роли фармацевтического работника (опыт некоторых зарубежных стран):

    • фармацевт (провизор) как консультант при выборе препаратов для лечения и определении рационального использования лекарств;
    • подход, направленный на пациентов (фармацевтическая помощь);
    • некоторые обязанности врача передаются фармацевтам (провизорам);
    • фармацевт (провизор) принимает участие в программах укрепления здоровья и профилактики заболеваний (прекращение курения, забота о диабете, услуги против астмы, управление гипертонией, участие в программах по допинг-контролю - информационно-консультационные услуги спортсменам и тренерам);
    • партнерство с врачами по рациональному назначению и использованию лекарств;
    • диагностические услуги;
    • регистрация пациентов и учет отпуска ЛС пациентам;
    • посещение на дому.

    Некоторые обязанности врача передаются фармацевту (провизору):

    • право выписывания рецептов при наличии клинического плана лечения пациента, подписанного врачом, прохождении специального обучения фармакологии и терапии (25 дней теоретических и 12 дней практических занятий), в пределах ограниченного формуляра ЛС (Великобритания);
    • совместное управление терапией - по соглашению с врачом определяется, в каких ситуациях фармацевт может инициировать, модифицировать или прекращать медикаментозную терапию пациентов (42 штата США);
    • участие в больничном обходе - коррекция терапии, контроль состояния пациентов.

    Специальные услуги, предоставляемые аптеками в государствах ЕС:

    • предоставление информации по лечению недомоганий и применению ОТС-препаратов;
    • посещения на дому, выписывание рецептов (Великобритания);
    • регистрация пациентов (Нидерланды);
    • определение АД;
    • определение содержания холестерина и глюкозы в крови;
    • предоставление санитарно-просветительных брошюр.

    В итоге, начиная с 1988 г., перед фармацевтами были поставлены новые цели. Фармация признана полноправной медицинской профессией в Европе. Повысилась значимость роли фармацевта (провизора) в системе здравоохранения. Принята Резолюция ВОЗ о роли фармацевта. Взят курс на объединенные усилия с МФФ и другими организациями по развитию НАП и фармацевтической помощи.

    Фармацевтическая помощь - это:

    • «обеспечение надежности лекарственной терапии для достижения определенного результата, который бы улучшил качество жизни пациента» (C.D. Helper и L.M. Strand в 1989 году);
    • ответственное предоставление фармакотерапии с целью достижения определенных результатов по улучшению или сохранению качества жизни пациента; процесс сотрудничества, направленный на предотвращение или выявление и решение проблем, касающихся здоровья и использования лекарств - Совещание в Гааге «Роль фармацевта в самолечении» (Голландия, 1998 г.);
    • обращенная на пациента, ориентированная на результаты фармацевтическая практика.

    Основополагающая идея концепции фармацевтической помощи ВОЗ заключается не только в обеспечении ЛС, ТМН, медицинскими услугами, но и в оказании помощи людям и обществу в целом с наибольшей эффективностью через осуществление деятельности, направленной на:

    • предотвращение ухудшения здоровья населения;
    • достижение максимальной терапевтической пользы;
    • избежание неблагоприятных побочных действий;
    • обеспечение качества использования ЛС каждым больным;
    • ориентирование всех элементов аптечных услуг на отдельную личность.

    Главное в концепции - принятие фармацевтами доли ответственности за исход лечения, наряду с другими работниками здравоохранения и больными.

    Концепция особенно актуальна применительно к особым группам населения, таким, как люди пожилого и старческого возраста, беременные женщины, дети, хронические больные, а также к обществу в целом, поскольку позволяет сдерживать расходы на здравоохранение.

    Рациональное использование лекарств при оказании фармацевтической помощи базируется на трех элементах:

    • пропаганде здорового образа жизни;
    • профилактике и выявлению заболеваний;
    • участию в управлении течением хронических заболеваний.

    Несмотря на то, что основы концепции фармацевтической помощи и НАП в основном идентичны, можно сказать, что НАП является одним из путей осуществления фармацевтической помощи.

    По материалам круглого стола «Аптечная секция» в рамках "ФармМедОбращения-2008"

    В настоящее время в системе общественного здравоохранения Украины происходят определенные изменения. Парламентом страны приняты в первом чтении проект закона «Об обязательном социальном и медицинском страховании» и проект новой редакции закона «О лекарственных средствах». Можно предположить, что после введения в действие соответствующих законов роль фармацевта (здесь и далее под термином «фармацевт» (от англ. pharmacist) подразумеваются провизоры и фармацевты) в системе общественного здравоохранения существенно повысится. В частности, законопроект «О лекарственных средствах» предусматривает внедрение в повседневную практику аптечных учреждений стандартов Надлежащей фармацевтической (аптечной) практики.

    Активно ведутся дискуссии о том, что деятельность фармацевта не должна ограничиваться только реализацией лекарственных средств и других товаров медицинского назначения. Практика свидетельствует, что немало больных обращаются в аптеку с целью получить у фармацевта необходимую консультацию относительно выбора и применения лекарственного средства. Пока в нашей стране на законодательном уровне не закреплены функциональные обязанности и полномочия фармацевта. Между тем, мировое сообщество разработало рекомендации, касающиеся деятельности фармацевта в системе общественного здравоохранения. В их разработке непосредственное участие принимал Андрей Мешковский , российский провизор, в течение нескольких десятилетий проработавший в Секретариате ВОЗ по поручению Минздрава СССР, который любезно согласился высказать на страницах «Еженедельника АПТЕКА» официальную точку зрения ВОЗ о роли фармацевта в общественном здравоохранении.

    Какое место в деятельности ВОЗ занимает разработка рекомендаций в области фармации?

    Достаточно заметное. В настоящее время основными направлениями ВОЗ являются разработка стандартов качества, эффективности, безопасности, рационального использования лекарственных средств, а также проведение мероприятий, направленных на расширение доступа малообеспеченных слоев населения к жизненно необходимым лекарственным средствам, разработка рекомендаций по осуществлению национальной политики в сфере обеспечения населения лекарственными средствами. С 1992 г. в Европейском региональном бюро ВОЗ (Копенгаген, Дания) действует Специальная фармацевтическая программа для стран Центральной и Восточной Европы, цель которой - оказание помощи странам бывшего социалистического лагеря и СССР.

    Что побудило экспертов ВОЗ начать разработку рекомендаций относительно сферы деятельности фармацевта в системе общественного здравоохранения?

    Активный интерес к роли фармацевта в системе общественного здравоохранения эксперты ВОЗ проявили во второй половине 80-х годов ХХ ст. Очевидно, обращение к этой проблеме было вызвано обеспокоенностью многих работников аптечных учреждений относительно своего места в системе медицинского обслуживания. Эта обеспокоенность в первую очередь была обусловлена наметившейся в индустриально развитых странах тенденцией рассматривать фармацевта почти исключительно как продавца лекарственных средств, поскольку функции, связанные с их изготовлением и в значительной степени информирование о них врачей взяли на себя производители фармацевтической продукции. Как представляется, эти тенденции не соответствуют интересам ни фармацевтов, ни общества в целом. Недооценка значения работы фармацевтов неизбежно ведет к недостаточному использованию их потенциальных возможностей и профессиональных знаний, а также вынуждает этих специалистов преследовать лишь экономические интересы (больше продавать, продавать наиболее дорогие лекарственные средства и т.д.).

    Почему ВОЗ приступила к решению этого вопроса лишь в 80-е годы - спустя почти 40 лет своего существования?

    Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, сфера деятельности ВОЗ в отношении лекарственных средств расширялась постепенно. Во-вторых, лишь в 80-е годы были созданы необходимые условия для обсуждения этой проблемы на международном уровне Именно в этот период во многих странах стало особенно заметным сужение традиционной сферы деятельности фармацевтов - изготовление лекарств по экстемпоральной рецептуре. Фактически к тому времени выпуск лекарственных средств практически полностью стал осуществляться в условиях промышленного производства. Сфера реализации лекарственных средств претерпела существенные изменения: в некоторых странах (Япония, США) прочно утвердилась практика их отпуска врачами; расширилась продажа в общей торговой сети (например, в супермаркетах); более популярной стала продажа лекарственных средств по почте, в последние годы - через Интернет. Оптовой реализацией лекарственных средств все больше занимаются бизнесмены, не имеющие фармацевтического образования. Используя несовершенство законодательства, во многих странах появились многочисленные, не имеющие фармацевтического образования, посредники между производителями и розничными аптечными учреждениями.

    Одновременно усложнялись другие сферы деятельности в фармацевтическом секторе, такие, как разработка и производство препаратов, контроль их качества, снабжение, распределение, выбор и рациональное использование лекарственных средств, государственное регулирование фармацевтического рынка и т.д. Возникла проблема фальсифицированных препаратов, что потребовало определенной переориентации системы контроля качества. В тех сферах деятельности, где традиционно доминировали специалисты с медицинским, химическим, экономическим образованием ощущалась потребность в работниках, имеющих фармацевтическое образование. Таким образом, возникла ситуация, когда, с одной стороны, знания фармацевтов оставались невостребованными, а с другой - фармацевты в недостаточной степени привлекались в новые сферы деятельности.

    Каким образом удалось привлечь внимание мировой медицинской общественности к данной проблеме?

    Инициатором выступило профессиональное объединение - Международная фармацевтическая федерация (FIP - Federation International Pharmaceutique), в течение длительного времени сотрудничающая с ВОЗ в качестве неправительственной организации, которая активно поддержала ее программу по лекарственным средствам. Успеху этой инициативы способствовало укрепление в 80-х годах связей между FIP и Секретариатом ВОЗ. К этому времени установилась практика регулярных встреч Генерального директора ВОЗ с руководством FIP. Сотрудников штаб-квартиры ВОЗ неоднократно приглашали для участия в заседаниях Совета FIP. Кстати, мне тоже довелось принимать участие в этих заседаниях.

    Следует отметить, что к середине 80-х годов необходимость пересмотра кадровой структуры назрела во всех сферах здравоохранения. В 1985 г. Комитет экспертов ВОЗ для реализации стратегии «Здоровье для всех к 2000 году» призвал заново определить роль и функции всех категорий работников здравоохранения.

    Таковыми являются итоговые доклады совещаний ВОЗ, Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения 1994 г. (ВАЗ 47.12) и методические рекомендации по Надлежащей фармацевтической практике (GPP). К этому времени проведены совещания ВОЗ по данной проблеме:

    • Европейское региональное совещание «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке», Мадрид (Испания), 1988 г.

    • Первое (глобальное) совещание «Содержание фармации и функции фармацевтов», Нью Дели (Индия), 1988 г.

    • Второе совещание «Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества», Токио (Япония), 1993 г.

    • Третье совещание «Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ», Ванкувер (Канада), 1997 г.

    • Четвертое совещание «Роль фармацевта в самолечении», Гаага (Нидерланды), 1998 г.

    Необходимо хотя бы вкратце охарактеризовать каждый из документов, которые были приняты на этих совещаниях.

    Выводы Европейского регионального совещания «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке» можно представить следующим образом:

    • врачи и фармацевты должны работать сообща; необходимы общие подходы к выбору лекарственных средств; фармацевт - это консультант врача, он принимает участие в выборе лекарственных средств и дает рекомендации относительно их рационального использования.

    • фармацевты играют ведущую роль в предоставлении информации и рекомендаций пациенту, касающихся применения лекарственных средств; фармацевты должны информировать пациентов о возможных побочных эффектах лекарственных средств

    • фармацевты должны способствовать пропаганде здорового образа жизни.

    Первое (глобальное) совещание «Содержание фармации и функции фармацевтов». Его участники подтвердили выводы Мадридской встречи, касающиеся роли фармацевта в розничной и больничной аптеке, и сформулировали рекомендации относительно сферы деятельности фармацевтов помимо аптечной сети. По их мнению:

    • подразделение министерства здравоохранения, ответственное за фармацевтическую службу, должно иметь такое же значение, как и другие подразделения

    • фармацевты с опытом работы должны участвовать в разработке законодательства о лекарственных средствах

    • руководство закупками, хранением и распределением лекарственных средств должны осуществлять фармацевты, а не врачи. Фармацевты, пройдя соответствующую подготовку, должны возглавлять национальные контрольно-аналитические лаборатории, их можно привлекать к работам по регистрации и пострегистрационному контролю качества лекарственных средств, к участию в клинических испытаниях и т.п.

    • фармацевты должны быть членами «бригады работников здравоохранения», совместно с другими специалистами участвовать в научных исследованиях, подготовке медицинских кадров, распространении информации, работе международных организаций.

    Второе совещание «Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества». Была сформулирована концепция фармацевтической помощи, согласно которой главными в работе фармацевта должны быть интересы пациента. Участники совещания предложили осуществлять фармацевтическую помощь как в отношении каждого пациента, так и всего населения. Это предполагает:

    • предоставление пациентам достоверной и объективной информации о препаратах;

    • участие фармацевтов в разработке законопроектов и регламентирующих правил, касающихся обеспечения населения лекарственными средствами

    • разработку методических указаний и критериев для составления формуляров

    • разработку систем распределения лекарственных средств.

    Третье совещание «Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ». Важным итогом совещания является составление современных требований к фармацевту, получивших название «фармацевт 7 звездочек»:

    * работник системы здравоохранения, член команды

    * способен принимать ответственные решения

    * специалист по коммуникации - посредник между врачом и пациентом

    * готов к лидерству в интересах общества

    * руководитель, способный управлять ресурсами и информацией

    * готов учиться всю жизнь

    * наставник, участвующий в подготовке молодых фармацевтов.

    Анализ этих требований свидетельствует о том, что акцент сделан не на необходимости получения более глубоких специальных знаний в области фармации, а на усовершенствовании личностных качеств, которые наряду с приобретаемыми профессиональными навыками позволят специалисту занять достойное место среди работников системы общественного здравоохранения.

    Участники совещания отметили необходимость внесения соответствующих изменений в учебные программы подготовки специалистов данного профиля. По их мнению, для реализации этих задач необходимо сотрудничество всех заинтересованных сторон (учреждений, организаций и предприятий), в том числе на международном уровне.

    Четвертое совещание «Роль фармацевта в самолечении». К моменту проведения этого совещания обсуждавшаяся на Токийской встрече концепция фармацевтической помощи получила дальнейшее развитие в правилах Надлежащей фармацевтической практики (GPP). Ключевой вопрос совещания - оказание фармацевтами содействия людям, изъявившим желание лечиться самостоятельно, - участники совещания рассматривали как часть GPP. Было отмечено, что во многих странах наметилась тенденция к увеличению числа больных, предпочитающих самолечение.

    Обязанность фармацевта, согласно рекомендациям участников совещания, - установить доверительные отношения с пациентом и рекомендовать ему высококачественные лекарственные средства, а также взаимодействовать с другими работниками здравоохранения, государственными и общественными организациями, представителями фармацевтической промышленности и т.п.

    Участники Четвертого совещания предложили фармацевтам внедрить в практику принципы GPP.

    Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) «Роль фармацевта в поддержке Пересмотренной стратегии ВОЗ в области лекарственных средств». Выводы Токийского совещания (1993 г.) были вынесены в 1994 г. на обсуждение высшего международного форума в сфере охраны здоровья - Всемирной ассамблеи здравоохранения. Преамбула Резолюции Ассамблеи (ВАЗ 47.12 от 10 мая 1994 г.) содержит важный вывод о том, что «фармацевт может играть ключевую роль в системе общественного здравоохранения». В Резолюции ВАЗ обоснована необходимость участия фармацевтов в разработке соответствующих постановлений и правил, регулирующих работу в фармацевтической сфере.

    Странам - членам ВОЗ было предложено определить роль фармацевтов в реализации Национальной лекарственной политики в рамках стратегии «Здоровье для всех»; в полной мере использовать знания фармацевтов на всех уровнях системы здравоохранения, в особенности в разработке Национальной политики в области лекарственных средств.

    Какие основополагающие принципы Надлежащей фармацевтической практики лежат в основе работы аптечных учреждений?

    Правила GРР распространяются на розничную торговлю лекарственными средствами и представляют собой способ реализации концепции фармацевтической помощи. При этом главными направлениями деятельности фармацевта должны быть отпуск лекарств и изделий медицинского назначения надлежащего качества, а также предоставление информации о лекарственных средствах. Неотъемлемой частью работы фармацевта должна быть пропаганда рационального назначения высококачественных лекарственных средств и правильного их использования.

    Таким образом, фармацевт должен иметь возможность влиять на решение вопросов, касающихся использования лекарственных средств. Взаимоотношения с работниками здравоохранения, в частности с врачами, должны быть партнерскими, основываться на взаимном доверии, особенно в вопросах, касающихся фармакотерапии.