Что такое тезис примеры. Примеры тезисов. Доклады на конференции

Что такое тезис примеры. Примеры тезисов. Доклады на конференции

Любое сочинение нужно начинать с построения плана, но для этого необходимо научиться формулировать тезис.

Тезис - это не введение, не путайте. Тезис - это главная мысль введения, которая помещается в одно (максимум два) предложения, выражает ваше личное мнение, и пишется в самом конце вводной части сочинения. Именно к тезису мы подбираем аргументы.

Все темы сочинения можно условно разделить на три группы:

  1. Номинативное предложение (ключевые слова)
  2. Вопрос
  3. Цитата

В зависимости от этого тему нужно раскрывать по-разному.

Начнем с ключевых слов. Такие темы служат почвой для размышлений, но не требуют конкретного итога, то есть вы можете двигаться в любом направлении и прийти к любому тезису, главное опираться на ключевики.

Пример:

Тема: Мамина любовь

Тезис: Я считаю, что мамина любовь - самое сильное чувство на свете.

Аргументы: «Дочь Бухары», «Матерь человеческая» (мама любит ребенка несмотря ни на что и готова ради него на все)

Можно прийти и к другому тезису: Мне кажется, что чрезмерная любовь к ребенку может навредить ему.

Аргумент: «Недоросль» Мать баловала любимого сыночка, не видела в нем недостатков, и он вырос невоспитанным и эгоистичным.

Тема: Вкус победы

Тезис: Мне кажется, что победа не всегда приносит радость, порой у нее горький вкус

Аргументы: «А зори здесь тихие», «Судьба человека» (Герои одержали победу над фашистами, но какой ценой? Радость победы смешалась со скорбью о близких), «Герой нашего времени», «Евгений Онегин» (Печорин и Онегин победили в дуэли, но это не принесло им радости)

Тема: Цена ошибки

Тезис: Я думаю, что, ошибаясь, люди рискуют заплатить за это высшей ценностью на земле - чьей-то жизнью.

Аргументы: «Сашка» (Из-за неопытности Володи погибла половина взвода), «Евгений Онегин» (Онегин, не подумав о последствиях, спровоцировал Ленского на конфликт, что привело к гибели друга)

Тезис: Я думаю, что, ошибаясь, люди рискуют заплатить за это собственным счастьем.

Аргументы: «Герой нашего времени», «Евгений Онегин» (герои поздно осознали любовь, о чем они сильно пожалели)

Теперь разберемся с темой-вопросом. Вопросы могут быть открытыми (на него нельзя ответить да или нет. Например, когда ты приедешь? Который час? и т.д.) и закрытыми (можно ответить да или нет. Ты приедешь? Сделал ДЗ?)

Если в качестве темы вам достался открытый вопрос , то на него просто нужно ответить. Ответ и послужит тезисом.

Тема: Как выбрать в трудную минуту между честью и бесчестием?

Тезис: Я думаю, что выбор будет зависеть от того, насколько дорога человеку честь.

Тезис можно сформулировать иначе: Мне кажется, что, оказавшись в сложной ситуации, человек должен решить, сможет ли он спокойно жить, совершив бесчестный поступок.

Аргументы: «Капитанская дочка» (Гринев был готов умереть, а Швабрин предпочел стать предателем), «Сотников», «Судьба человека», «Сашка»

Если в качестве темы встретился закрытый вопрос , то свой ответ нужно пояснить (да, потому что…/нет, т.к….). Пояснение ответа обязательно, иначе тема не будет считаться раскрытой.

Тема: Всегда ли человек может контролировать свои действия?

Я думаю, находясь под влиянием эмоций/чувств человек теряет контроль над собой

Аргументы: «Леди Макбет», «Евгений Онегин» (Ленский в гневе, не подумав, вызвал Онегина на дуэль), «Моцарт и Сальери» (Зависть затмила разум Сальери, и он отравил друга), «Капитанская дочка» (Швабрин был одержим ненавистью и жаждой мести).

Самые сложные темы, на мой взгляд, - это цитаты. Для себя я поделила высказывания величайших людей на «понятные» и «непонятные».

В первом случае достаточно мысленно согласиться с автором и объяснить почему вы согласны.

ВАЖНО!!! ни в коем случае не пишите в сочинении фразу: «Я согласен с автором…», это итоговое сочинение, а не ЕГЭ. Такой вариант допустИм только в случае, если вам совсем нечего больше написать.

Тема: Юность - пора ошибок.

Цитата довольно простая: в юности человек совершает бОльшую часть ошибок. А почему? Ответ будет являться тезисом.

Тезис: Я думаю, что большую часть ошибок человек совершает именно в юности, потому что в этом возрасте мы вступаем во взрослую жизнь, но совершенно не имеем опыта.

Аргументы: «Капитанская дочка» (Гринев вырвавшись из-под надзора родителей, напился, проиграл деньги, обидел Савельича, но получил урок на всю жизнь). «Ионыч» (Юная Катя считала, что карьера важнее семьи, но она заблуждалась)

Но встречаются и сложные цитаты, смысл которых сложно понять, или тяжело подобрать аргумент. В данном случае высказывание нужно «расшифровать», перевести на доступный язык. Дальше 2 пути: либо «расшифровка служит тезисом, либо мы опираемся на фразу, которая у нас получилась, а тезис - это пояснение.

Тема: Любовь - волшебный цветок, но нужно быть очень смелым, чтобы подойти к краю пропасти и сорвать его.

Край пропасти - это риск

Сорвать цветок - значит влюбиться

А чем рискует влюбленный человек? Он рискует не получить взаимности и остаться с разбитым сердцем.

Так и запишем в тезисе: Я считаю, что влюбиться может только смелый человек, потом что он рискует остаться с разбитым сердцем.

Аргументы: «Гранатовый браслет», «Леди Макбет», «Солнечный удар». Можно написать про Печорина, может он закрывался от чувств, потому что боялся?

После того, как вы сформулировали тезис, можно приступать к следующему действию -

К сожалению, в отечественных школах не учат такому полезному делу, как написание тезисов. Единственным ораторским усилием, докладом, который мы зачитываем перед классом, является реферат - то есть обзор существующих в научном мире воззрений по данной тематике. Но вот мы взрослеем и становимся студентами. И тут научный руководитель озадачивает нас заданием: написать тезисы к курсовой работе. Или же для студенческой конференции. Но как пишут тезисы, руководитель не уточняет. Как будто мы должны знать об этом априори. Ну что ж, будем учиться. Тем более что эти две-три странички текста создают ваш портрет как научного исследователя и предопределяют успех вашей работы.

и как их писать

Неопытные студенты полагают, всей курсовой работы или большой научной статьи. Другие считают тезисы записанным докладом на конференции. Третьи - простым списком основных положений. Все эти студенты и правы, и ошибаются одновременно. Тезисы являются маленькой, но самодостаточной статьей. Она включает в себя основные положения ваших научных изысканий, При этом она написана простым и четким языком и является короткой выжимкой всей большой работы. Есть определенные требования, как писать тезисы к статье, на конференцию, к защите диссертации, но, в принципе, суть такого очерка одна: дать понять читателю, о чем работа, какова ее новизна и уникальность, какие постулаты вы отстаиваете и какова ваша доказательная база. При этом в работе должен четко прослеживаться ход ваших логических рассуждений.

Строение тезисов. Тема

Как мы уже упоминали, это 2-3 странички текста, написанных 12 тиглем в "Ворде". Или 10 минут чтения не спеша. На доклад обычно дается минут 15, так что в нем можно упомянуть то, что не удалось вместить в тезисы. Эта небольшая статья должна иметь четкую структуру построения. Начинаем с темы. Ей следует быть максимально конкретной и действительно касаться сути статьи. К тому же, она должна соответствовать теме конференции. И желательно, чтобы она затрагивала новизну. Тема не должна быть слишком длинной - максимум полторы строчки. Существует два подхода к тому, как пишут тезисы. Первый заключается в том, что сначала выбирают тему, которую хотят раскрыть, а потом, не отступая от нее, создают небольшую статью. А второй метод - это написание тезисов, к которым придумывают название. Можно поступать, как вам удобнее. Студенты часто лишены выбора, поскольку тему им задает научный руководитель.

Вступление. Новизна

Небольшой объем статьи исключает все разливания мыслию по древу. Никаких лирических отступлений и ухода от темы вообще не допускается. Потому уже первое предложение должно нести в себе ценную информацию. Оно отвечает сразу на два вопроса: «О чем я буду писать?» и «Почему то, о чем я говорю здесь, важно?» Из этого слушатели или читатели понимают, есть ли в вашей новизна, или это - всего лишь школьный реферат с перечислением всем известных фактов. Вот как пишут тезисы опытные докладчики. Они начинают свой текст с таких слов: «В данной работе мы рассмотрим…» или «Наша статья посвящена проблеме…». И следующее предложение: «Несмотря на расхожее мнение, что…», «Я попытаюсь доказать…». Вступлению обычно посвящают один абзац.

Основной текст. Примеры и доказательная база

Начинающий докладчик разрывается между стремлением привести конкретные примеры, чтобы подтвердить свою правоту, и изложением глобальных выводов. Важно здесь придерживаться золотой середины. Простое изложение фактов утратит всякий смысл, а неподтвержденные выводы покажутся голословным утверждением. Составить хороший текст вам поможет структурированное мышление. Существует несколько методик того, тезисы. Самая распространенная - это анализ логики развития вашей мысли. Почему вы пришли именно к таким выводам, а не иным? От каких фактов вы отталкивались? Как вы их анализировали? При этом старайтесь избегать логических лакун. Не беда, если вы сначала структурируете свои мысли по пунктам: 1, 2, 3. Потом из этого черновика будет удобно создать презентацию или Но сами пункты лучше всего рассказать живым, но четким языком. Примеров, подтверждающих вашу правоту, должно быть один-два для каждого положения.

Заключение

Эта часть тезисов суммирует все, выше сказанное. В ней повторяют вступление, только переформулированное в прошедшем времени. «Таким образом, мы обосновали…» - это наиболее распространенное начало фразы для заключений. Не мешало бы вновь напомнить аудитории о новизне и уникальности вашей работы. Но если во вступлении уместно задаться вопросом: «А действительно ли дело обстоит так, так я сейчас обосную?», то в выводах нужно быть полностью категоричным. Как пишут тезисы с библиографией? Приводить все источники, которые используете для диссертации, в тексте на три странички будет глупо. Достаточно упомянуть четыре-пять трудов, которые или являются авторитетными в данной области, или цитируются в тезисах.

Доклад на конференцию

На научных симпозиумах выступающим предлагают заранее написать тезисы. Иногда эти статьи публикуются в сборниках. Но независимо от того, пойдет ли этот ваш текст в печать, у него есть своя специфика. Как писать тезисы на конференцию? Такой текст может быть более сжат - ведь у вас будет время полнее раскрыть тему в докладе. Обычно тезисы для конференции ограничивают двумя страничками. Или даже одной. Это нужно для того, чтобы просветить потенциального слушателя, о чем вообще будет ваша статья. Иногда работа идет в секциях, и программка с тезисами выступлений позволит интересующимся данной тематикой найти докладчика. В таких статьях можно обойтись без таблиц, диаграмм и схем - все это можно подать в раздаточных материалах или красиво осветить в презентации. Также нужно подготовиться к тому, что после доклада вам могут задать вопросы. Заранее продумайте, где слабые места в доказательной базе, чтобы не попасть впросак. Доклад на конференции однозначно должен быть больше и обширнее тезисов. Иначе зачем вы вообще вышли на трибуну, если прочтете по бумажке то, что находится в руках у слушателей? Но и превышать регламент в научных кругах является признаком дурного тона. Составьте речь и потренируйтесь - ваша декламация должна уложиться в пятнадцать минут.

Сочинение в виде рассуждения должно убедить читателя в определенном вопросе, дать ему возможность разобраться в каких-то сложных моментах.

Особенности

Основа рассуждения - это правильно сформулированный тезис. Пример школьного итогового сочинения, удостоенного высокой оценки, предполагает определённую структуру. В образовательных заведениях сочинения в виде рассуждения являются достаточно частым видом домашнего задания. Преподаватели русского языка и литературы стараются готовить своих воспитанников к предстоящим итоговым испытаниям, рассматривают примеры тезиса в сочинении. Попробуем выяснить этапы построения сочинения-рассуждения.

Структура

Помимо демонстрации своего умения думать, рассуждать, важно убедить и пояснить приводимые аргументы. Структура сочинения должна быть четко соблюдена. Сначала выдвигается определенный тезис, пример подтверждает позицию автора. Затем следует четкий и понятный вывод, который завершает рассмотрение указанного тезиса. Необходимо составить план своего сочинения. Важно выделять в нем логические части. Для того чтобы не возникало повторений, существуют различные способы приведения определенных аргументов.

Пример написания

Как написать сочинение-рассуждение на любую тематику? Предлагаем поэтапный алгоритм действий.

Первым шагом будет четкая формулировка той мысли, которая будет подвергаться аргументации. Можно выбрать из литературного произведения любой тезис. Пример, предлагаемый в сборниках для старшеклассников, поможет сделать правильный выбор. Для того чтобы выявить результативность сделанного шага, нужно прочитать формулировку тезиса разным людям. В том случае, если у них не возникнет вопросов относительно вашей точки зрения, можно переходить к следующему этапу работы.

В полном сочинении-рассуждении подразумевается три части. Первая часть предполагает тезис (пример мысли, суждения, положения, которое будет доказываться в ходе самого сочинения). Вторая часть предполагает аргументы, которые должны быть наглядными, убедительными. В конце предполагается четкий и логичный вывод, который повторяет тезис в сочинении-рассуждении. Примеры подтверждаются рекомендациями, обобщениями. В качестве необязательной, но рекомендуемой части любого полноценного сочинения-рассуждения считается небольшое вступление, в котором читатель вовлекается в диалог. Именно в этой части указывается актуальность затрагиваемой проблемы, обозначается ее суть.

Образец сочинения-рассуждения

Допустим, что тема сочинения связана с первой любовью, в таком случае подбираем соответствующий тезис и аргументы. Примеры рассуждений на такую тематику приведем ниже.

Тезис: «Первая любовь является важным этапом в жизни каждого человека, она оказывает серьезное воздействие на последующие взаимоотношения полов, а также на саму личность». Он может сопровождаться таким вариантом вступления.

«Подростки первую любовь превращают в смысл своей жизни. У многих взрослых упоминание о первой любви вызывает улыбку. Психологи убеждены в том, что именно в первом чувстве к противоположному полу скрывается источник будущего полноценного счастья, взаимоотношений между женщинами и мужчинами».

Далее можно привести аргументы, которые подтвердят предложенную позицию. Эта часть составляет 2/3 всего содержания сочинения. Желательно рассмотреть не менее трех аргументов, если речь идет об экзаменационном сочинении. Идеальным вариантом будет указание в своем рассуждении известных исторических фактов, статистических данных, а также фрагментов из литературных произведений.

Для рассматриваемой нами темы можно подобрать массу примеров из произведений русских классиков, изучаемых в школьном курсе литературы. Так, Татьяна Ларина, пытаясь понять Евгения Онегина, читает те книги, которыми увлекался ее возлюбленный, где он делал какие-то пометки. Девушка не только осознает, какой интересный молодой человек оказался перед нею, но и сама повышает свой интеллектуальный и духовный уровень. Можно в качестве аргумента изложить и свой личный опыт, но он должен быть убедительным для читателя. В выводе можно отметить, что первая любовь в любом возрасте способна превратить безжалостного циника и реалиста в неисправимого романтика.

Как видим, тема поясняется, дробится и, таким образом, конкретизируется в тезисе. Если тема имеет эмблемативный характер, «звучит», емка, то тезис более прозаической формы и располагает к более близкому и подробному знакомству с сутью дела.

Остается добавить ко всему сказанному, что в самом исследовании тезис не занимает особого места, раздела, пункта. Его дислокация осуществляется в качестве виртуального присутствия, а не физического. Тезис мыслится постоянно в ходе работы. К нему, как к позвоночнику, крепятся «кости» разделов, наращивается «плоть» всех мыслей и рассуждений. Несомненно, он обязан быть обозначен во введении и в заключении, хотя может быть несколько расширен и «размельчен».

Что делать, если тезис не сразу вырисовывается в сознании? Многие сталкиваются с этой проблемой. В этом случае нужно поработать с темой: попытаться «взять еще уже», выбрать ее более приемлемые аспекты. Иногда бывает полезным отложить составление тезиса на некоторое время, попробовать изучить кое-что из литературы по данному вопросу.

А когда тезис определен, его лучше повесить на отдельном листе над рабочим столом и время от времени взирать на него, как матрос смотрит на компас или карту. После окончания чистового варианта исследования листок полагается торжественно снять со стены и отправить в мусорную корзину. Такова судьба всего вспомогательного и временного, что поделать…

Составление предварительного плана

Чтобы не стать похожими на мальчика, стрелявшего из лука в забор, а потом рисовавшего вокруг наконечника стрелы мишень, помещая стрелу в «яблочко», лучше сразу определиться с целями. Два важных пункта в осуществлении этой задачи мы уже выполнили: обозначили тему и выразили тезис. Следующим шагом является составление предварительного плана работы. Он может и должен меняться, корректироваться, на то он и предварительный. Тем не менее наличие его на этой стадии подготовки чрезвычайно важно, и мы сейчас увидим - почему.

«Цель составления плана - расчленить сложную проблему на ряд простых вопросов и таким образом получить рабочий инструмент исследования, позволяющий определить сложность проблемы». Перед тем как приступить к сбору материала по выбранной теме, необходимо обозначить ряд пунктов, в пределах которых можно будет систематизировать прочитанное и найденное. После окончательной редакции готового произведения план становится его содержанием и занимает свое место по тексту работы.


Итак, задачами предварительного плана являются:

Определение границ исследования;

Организация целенаправленного сбора и группировки материала;

Определение целостности работы (взгляд «сверху»);

Разбивка темы на главные части, вопросы.

Заголовки предварительного плана представляют собой логически выстроенный порядок тезисов (законченных предложений). Он громоздок, неуклюж, плохо «просматривается и просвечивается», однако позволяет понять и сформулировать направление деятельности. Такой план еще называют предложным (состоящим из предложений).

Имеет смысл сократить длинные предложения и тезисы плана до кратких пунктов. Пункты и подпункты могут быть представлены в виде слов, словосочетаний или коротких предложений. Заголовки должны иметь одну и ту же грамматическую форму и описывать ясный логический порядок.

На любой стадии разработки материала и написания работы план должен соответствовать ряду характеристик.

В нем неизменно должны присутствовать:

Единство - следование главной теме.

Гармония - последовательность, распределение материала в логическом порядке.

Пропорциональность - сбалансированность по объемам составных частей и их смысловой нагрузке (важности и ценности содержащейся информации).

Динамичность - движение к главной цели исследования.

Если эти пункты кажутся слишком сухими и безжизненными, не переживайте, в них есть «жизнь». Они «оживут» в тот момент, когда вы приступите к реальной работе. Обратим внимание еще на один немаловажный момент - существующие конструкции планов.

Поскольку исследовательская работа - логически связная комбинация материала, следует следить за тем, чтобы заявления, исследования, выводы строились одно за другим, перетекая из одного в другое. Стройность текста будет следствием стройности плана, достигается же она разными логическими конструкциями его формирования. Предлагаются три способа развития рассуждения в работе.

1. Индукция - умозаключение от частных случаев к обобщающему выводу, «рассуждение, исходящее из примера». Основано на фактах-доказательствах. Например: приводится ряд заявлений, фактов с одновременными рассуждениями об их значении, смысле. Все эти рассуждения органично переплетены в единую нить. Попутно производится ряд текущих выводов. Основные же выводы находятся в конце рассуждений, к ним «устремлена» вся работа. Одним словом - от частного к общему.

2. Дедукция - «рассуждение, исходящее из принципа». Мы признаем, провозглашаем существование определенного принципа, закона, заявления. Причем это заявление не ставится под сомнение, но, напротив, наделяется степенью авторитетности. На протяжении работы происходит доказательство этого утверждения. Делается сначала малая посылка - доводы, затем она подтверждается большой - основной мыслью, тезисом. В конце делается заключение - выводы.

3. Проблема и ее решение. Этот вид рассуждений очень распространен в исследованиях, касающихся практической стороны служения, изучения отклонений в догматике и т.п. Перед исследователем стоит конкретная проблема (вопрос, затруднение); у него единственная задача - найти ее правильное решение. Обычно в первой части работы проблема описывается, раскрывается, изучается. Во второй же части предлагаются пути решения либо собственно решения.

В следующем разделе мы посмотрим, как пользоваться предварительным планом при сборе материала, как достигать поставленных целей.

1.Введение

Согласно словарным определениям,тезис – это доказываемое положение или утверждение.

Тезисы доклада, статьи или другого объемного (как правило – текстового) материала – совокупность отдельных положений, логически связанных друг с другом. При этом часто подразумевается, что их доказательство имеет место в тексте основной (объемной) публикации.

Основная цель написания любых тезисов - обобщить имеющийся материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по объему публикации или доклада; глубоко разобраться в вопросе, проанализировать его и создать возможность противопоставления своих мыслей мыслям других, либо дополнение последних.

Главное отличие тезисов от других научных текстов – малый объем (2-3 печатные страницы), в котором необходимо изложить все основные идеи доклада (статьи). Именно по качеству тезисов читатели будут судить о всей работе педагога целиком и принимать решение о необходимости познакомиться с опытом его работы в полном объеме.

Неудачно написанные тезисы способны отпугнуть читателя от интересной работы. И наоборот, удачно составленный текст тезисов привлекает внимание и к научному материалу или практическому опыту. Конечно, во многом качество тезисов определяется реальным содержанием работы, но и его можно либо испортить, либо выгодно представить.

Любые тезисы могут быть отнесены к одному из двух основных типов :

1. Тезисы, составленные по публикации другого автора.

2. Тезисы, написанные на основе собственного оригинального накопленного опыта.

В первом случаеавтор тезисов заранее не знаком с материалом и должен его тщательно изучить. Поэтому после предварительного ознакомления текст читают вторично. При этом разбивают текст на ряд отрывков. Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто отмечают это главное в самом тексте публикации. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения. Это и будут тезисы.

Ко второму типу как раз и относятся тезисы научных работ – докладов, презентаций, статей и др. В этом случае подразумевается, что автор хорошо знает вопрос и его основной задачей является краткое и емкое выражение этого вопроса в письменной форме. Последнее не всегда удается легко и быстро сделать, однако по окончании работы по написанию тезисов оказывается, что понимание описываемого вопроса или материала стало глубже, нередко появляются новые идеи, становится легче объяснять другим суть своей работы.

Облегчению этой задачи и посвящено данное руководство .

2. Классификация тезисов на основе практического опыта педагогов

Такие тезисы могут быть представлены двумя основными группами:

1. Написанные по уже имеющемуся материалу (большому докладу, с которым выступал педагог на заседаниях школьных и городских методических объединениях).

2. Написанные до того, как составлен доклад.

В первом случае основной сложностью при составлении тезисов является необходимость значительного уменьшения объема печатного текста при максимальном сохранении его содержания. Чем хуже автор владеет материалом, тем труднее ему выразить свои мысли кратко. В такой ситуации поможет тот же рецепт, что и при составлении тезисов по материалам другого автора (приведены в предпоследнем абзаце Введения).

Наиболее часто встречается ситуация второго типа – когда вначале пишут тезисы, которые со временем автор расширяет до размеров статьи. Именно так преимущественно и поступают авторы тезисов докладов, представляемых на научные конференции.

Основная сложность работы в этом случае заключается в том, что автор не до конца сформировал свое представление о том, что хочет написать. В научных исследованиях это является нормальной ситуацией. Вначале появляется идея, которую хочется записать. Запись будет краткой, т.к. кроме нее писать нечего. Дальше хочется сделать эту идею достоянием общественности – и автор садится за написание тезисов, которые потом отправит на конференцию. Чтобы сделать идею понятной читателю, необходимо ее аргументировать, ввести читателя в проблему, изложить другие аспекты работы. Первоначальное описание всех этих аспектов такое же короткое, как и описание самой идей. Весь текст умещается на 1-2 страницах – тезисы готовы.

Дальнейший материал данного руководства сфокусирован именно на этом тяжелом случае.

Можно выделить три основных типа тезисов:

    К постановке проблемы

    Результаты деятельности

    Новая методика работы

Каждый тип предъявляет довольно жесткие требования к структуре работы.

Что предполагают эти варианты?