В те стародавние века, когда сочинялись русские поговорки и детские загадки, люди в большинстве своем мыслили куда более целомудренными категориями. Никому бы и в голову не пришло искать фрейдистские ассоциации в вопросе о бабе, стоящей на полу, которая приоткрыла дыру, всем взрослым и так было ясно, что речь о печке, а вот детям следовало поломать голову, да и то недолго. Столь же немудреной была и загадка о том, что это за объект - без рук, без ног на бабу скок.
Сегодня водопровод - штука обыкновенная. А если и нужно сходить к колодцу где-нибудь в загородной местности, то обычно обходятся без коромысла. Два ведра - вес немалый, и посылают за водой обычно все-таки мужчину. Это сейчас. А вот лет сто и более назад коромысло все же служило дополнением женского образа, мужика с ним обычно не изображали на картинах, да и фотографий таких нет. Зато как грациозно с ним умели обращаться наши прабабушки! Прекрасная осанка, легкая и грациозная походка, по сравнению с которой все потуги нынешних моделей на подиуме выглядят просто нелепо, демонстрировали настоящую русскую красоту в движении. Самих женщин, правда, тогда называли иначе, но они почему-то не обижались. Итак, то, что скрывается за шарадой «без рук, без ног на бабу скок» - обычное коромысло. Хотя на самом деле не такой уж это простой предмет.
На первый взгляд ничего сложного в этом нет. По два сосуда одновременно носят женщины на плече в разных странах, но в России коромысло стало утварью, в изготовлении которой проявлялись творческие наклонности мастера. Помимо утилитарных свойств (равновесности, гладкости, прочности), оно должно было быть еще и красивым. Его часто покрывали искусной резьбой, для изготовления выбирали особые породы дерева (обычно бук, лещину, березу или клен). Немаловажными считались и эргономические качества, в отличие от своих европейских собратьев (обычно круглых), русские образцы в поперечном сечении овальные, что правильнее распределяет нагрузку. В общем, требования были такими, чтобы инструмент сам просился на плечо. Вот именно так: без рук, без ног - на бабу скок.
Про коромысло народ придумал и другие загадки. Его сравнивали с мостиком между морями. Его уподобляли женской логике, такой же двусторонней и несколько криволинейной. Выражение «дым коромыслом» употребляется и сегодня как символ безудержного разгула. А вот про скачущий безрукий и безногий объект в послевоенные годы появилась новая загадка для детей и взрослых. И ответ на нее был совсем не веселым.
Некоторые (и очень многие) вернувшиеся домой фронтовики имели недостаток конечностей. Мужчин в стране не хватало. Вчерашние солдаты были искалечены, но молоды и порой очень темпераментны. Судьбы инвалидов стали темой прекрасных фильмов. В жизни же острые на язык женщины порой так их и называли: «Без рук без ног, на бабу скок». Со свойственным нашему народу юмором, хоть порой и очень горьким.
Строительный материал гнезда. Гнездо сделано из сухих стеблей травянистых растений, тонких древесных прутиков, корешков, лишайников и мха. Изнутри стенки и основание гнезда иногда скреплены и гладко обмазаны глиной с примесью древесной трухи. Эту смесь при постройке птица смачивает клейкой слюной. Такая «штукатурка» свойственна также и черному дрозду. Но гнездо певчего дрозда отличается тем, что не имеет никакой подстилки и яйца лежат на голой «штукатурке». У дрозда-рябинника глиняной обмазки нет.
Форма и размеры гнезда. Как и у других дроздов, оно имеет чашеобразную форму. Диаметр гнезда 100-180 мм, высота гнезда 80-115 мм, диаметр лотка 90-110 мм, глубина лотка 60-75 мм, толщина стенок 20-30 мм, толщина дна 20-50 мм. Особенности кладки. Кладка из 4-7 яиц ярко-голубой окраски с редкими черно-белыми точками (у других видов дроздов яйца зеленоватые и крапчатость более густая). Размеры яиц: (25-30)х(19-22) мм.
Кто смотрел фильм «Интерны», наверняка весело хохотал над непонятливым Филом, когда американец удивлялся русским загадкам. Вернее, отгадкам на них. Почему «зимой и летом одним цветом» может быть только ель, когда под правильный ответ подходит и кровь, и забор, и глаза, и много чего ещё? А ведь он ещё не слышал загадку «Без рук, без топоренка построена избенка». Интересно, какой бы ответ нашёл Фил на неё?
Между тем, кроме загадки «Без рук, без топоренка построена избенка», на которую можно подобрать большое количество ответов, есть немало и других, не менее интересных. Например:
От дождя нас всех спасёт, подходи!
Дождик кончится - сложу крышу я,
Вместо тросточки она у меня. (Зонтик)
Эти русские загадки довольно прозрачно дают описание предмета, который и служит правильным ответом. А часто в стихотворных строках ответ прячется в самом конце, подсказываемый рифмой. Например:
«Хлоп!» - из конфеты, словно из пушки
Выстрел услышишь, ведь это - … (хлопушка).
Но вернёмся к нашей многозначной загадке, которая звучит так: «Без рук, без топоренка построена избенка». Интересен тот факт, что даже люди, выросшие в России, не всегда верно отвечают на неё.
Например, некоторые считают, что это огурец или дыня. И в принципе, их можно понять, если вспомнить загадку про горницу, в которой полно людей, но нет ни дверей, ни окон. Если рассуждать от этого положения, зная, что под этой "горницей" подразумевается овощ, то вполне можно взять этот же огурец (или дыню) и как ответ на нашу загадку. Ведь горницу, которая, по сути, является комнатой в избе, «строили» без топорёнка - растение выросло и дало плоды самостоятельно.
Другие же склоняются к тому, что это пещера, муравейник, хатка бобра или нора лисы. И здесь трудно поспорить с их логикой - все эти жилища для живых существ строились без применения топоров и человеческих рук.
Однако правильным ответом будет «гнездо». Почему именно гнездо, а не нора или муравейник, ведь в логической цепочке ответов прослеживается параллель? Да просто потому, что так решил тот, кто эту загадку сочинил! Хотя можно и поспорить, ведь современные гнёзда для домашней птицы строят люди, применяя не только дерево и топор, но и отливая их из пластмассы. А вот муравейник, вроде бы, люди сами не пытались сооружать... А уж если и пытались, то уж топор-то точно в помощь себе не брали.
Как бы в насмешку над таким положением вещей, сегодня остряки-сочинители придумывают свои загадки с трудно доступными пониманию ответами. «Скользкая, мокрая, на стене висит», - загадывает такой чудак. А после того как все «сдаются», перебрав массу всевозможных предметов, гордо заявляют, что это - селёдка. На возмущённый вопрос, почему селёдка висит на стене, весельчак парирует: «Моя селёдка, куда хочу, туда и повешу!»
Так и в этой загадке: подобрать можно не одну отгадку, а правильной будет признана лишь одна - гнездо. А почему именно гнездо принимается единственно верным ответом - это уже вопрос к тому, кто был её сочинителем.