Авианосец великобритании королева елизавета. Крупнейший британский авианосец HMS Queen Elizabeth отправился в первое плавание. История постройки авианосца Queen Elizabeth

Авианосец великобритании королева елизавета. Крупнейший британский авианосец HMS Queen Elizabeth отправился в первое плавание. История постройки авианосца Queen Elizabeth

Низкий старт

За последнее время к истребителю укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B приковано особое внимание. Напомним, он нанес первые в своей авиаудары в реальной боевой обстановке. Самолет атаковал в Афганистане цели группировки «Талибан». Этот знаменательный дебют омрачило весьма неприятное происшествие: еще один F-35B разбился в округе Бофорт в штате Южная Каролина. Пилот успел катапультироваться. Стоит сказать, что потери F-35 происходили и раньше, только они были следствием менее серьезных инцидентов. В частности, один из них произошел 27 октября 2016 года в районе авиабазы Бофорт в Северной Каролине, когда имело место возгорание машины во время тренировочного полета. Летчик смог вернуть самолет домой, но потом поврежденную машину решили не восстанавливать.


Другим важным недавним событием (как программы F-35, так и британского флота) стали первые посадки и взлеты самолетов F-35B на британском авианосце Queen Elizabeth. 25 сентября 2018 года на новый авианосец, который находился близ американского побережья, впервые сели два истребителя пятого поколения. В перспективе они станут основой авиагруппы кораблей этого типа и, по сути, основой всего тактического ударного потенциала Royal Navy. Причем на долгие десятилетия и без каких-либо реальных альтернатив.

После посадки эти машины выполнили трамплинный старт с палубы. Оба самолета, кстати, принадлежат американским морпехам, но пилотировали их британские летчики. Первые посадки выполнили коммандер Королевского флота Натан Грэй и сквадрон-лидер Королевских ВВС Энди Эдгелл. Они символизируют два вида британских вооруженных сил, которые будут совместно эксплуатировать новый Lightning: флот и ВВС. Согласно планам, испытательные полеты F-35B с палубы Queen Elizabeth продлятся одиннадцать недель: за это время пилоты должны будут выполнить больше пяти сотен посадок на палубу. Выходящий под эгидой Центра анализа стратегий и технологий блог bmpd, кстати, обратил внимание на то, что британские СМИ сильно политизировали данное событие, указав на связь между испытаниями и сложными британо-российскими отношениями. Впрочем, сейчас не об этом.

Что есть «Королева Елизавета»

Британия, конечно, уже не претендует на роль «Владычицы морей». Тем не менее, авианосцы типа «Куин Элизабет» должны были показать: «мы первые после американцев». Эти корабли стали крупнейшими из всех, когда-либо построенных для Королевского флота. Полное водоизмещение авианосца превышает 70 тысяч тонн. Экипаж корабля составляет 600 человек, еще 900 человек - персонал авиагруппы. В ее состав входит до полсотни летательных аппаратов. Примечательно, что ряд очень популярных источников, включая русскоязычную «Википедию», до сих пор указывает на F-35C, хотя наличие трамплина на палубе «Королевы Елизаветы», а также отсутствие катапульты непрозрачно намекают, что британцы уже давно остановили свой выбор на F-35B. Всего Великобритания хочет получить два корабля этого типа. Последний - HMS Prince of Wales - пока что строится. Его испытания хотят начать в 2019 году.

Капля в море

Разумеется, нет смысла проводить аналогию между британским Queen Elizabeth и, например, американским «Джеральд Р. Форд». Формально оба корабля относятся к классу авианосцев. Однако на практике «Королева Елизавета» ближе по возможностям к тяжелым авианесущим крейсерам, а вернее - к их гипотетическим более удачным вариантам. Правда, без ударного вооружения наподобие ракет «Гранит». В теории авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» могут нести до 90 летательных аппаратов, включая истребители пятого поколения F-35C, что, конечно, несравнимо больше авиагруппы «Королевы Елизаветы». Но вопрос лежит не только в количестве.

Не секрет, что ранее использовавшиеся в качестве палубных истребителей британского флота «Харриеры» себя не полностью оправдали. Поэтому еще в 2002 году английское военное ведомство заявило, что в качестве летательного аппарата с фиксированным крылом для будущих авианосцев выбрали F-35 в модификации «B». В 2009 году британцы обсуждали версию оснащения новых авианосцев катапультой, причем, возможно, электромагнитной, как у «Джеральд Р. Форд». Однако впоследствии желание сэкономить побудили отказаться от катапульты и аэрофинишера, ну а в качестве основы авиагруппы был окончательно избран F-35B. Впрочем, к любым авианосцам слово «экономия» можно применить лишь очень условно. Так, ориентировочная стоимость программы строительства двух британских кораблей составляет 6,2 миллиардов фунтов стерлингов. Астрономическая сумма, даже для далеко не бедной Великобритании.

Дальнейшее обсуждение программы, в общем-то, находится в свете возможностей «Лайтнингов». И тут для британцев хороших новостей откровенно мало. Даже если предположить, что F-35B действительно имеет выдающиеся показатели малозаметности (его ЭПР, как известно, засекречена), это вовсе не делает из данной машины «вундерваффе». Есть масса других важных показателей, а конкретно для палубных самолетов особое значение всегда имел боевой радиус. Именно эта характеристика в свое время сделала японский «Zero» по-настоящему серьезной машиной, которая могла изменить ход Второй мировой войны.

Что же мы имеем в случае с новыми «Лайтнингами»? На официальном сайте производителя, компании Lockheed Martin, указан боевой радиус для F-35A в 1093 километров. Для F-35C данный показатель составляет 1100 километров, а для выбранного британцами F-35B - 833 километра. Насколько можно судить, речь во всех случаях идет об исключительно внутреннем запасе топлива, что вполне логично, поскольку любые подвесные топливные баки резко повышают радиолокационную заметность истребителя пятого поколения, сводя все труды их разработчиков на «нет».

Недавно, кстати, самую «дальнобойную» версию истребителя - F-35C - раскритиковали за недостаточный боевой радиус. Причем не The National Interest или еще какое-нибудь западное СМИ, а комитет Палаты представителей США по вооруженным силам. По мнению специалистов, проблема состоит в том, что авианосцам, на которых будут базироваться F-35C, придется держаться от врага на большом расстоянии, чтобы не стать жертвой ракетной атаки. Как известно, дальность поражения цели российской аэробаллистической ракеты «Кинжал» оценивают в 1500 километров. Примерно такую же дальность имеет весьма оригинальная китайская баллистическая противокорабельная ракета DF-21D. Специалисты отмечают, что если флот будет вынужден держать авианосцы на безопасном расстоянии в 1800 километров от цели, то F-35C понадобятся хорошо заметные на радарах самолеты-заправщики, чтобы выполнить свои задачи. Однако заправщики раскроют местоположение истребителей, поставив их под удар.

Что ж до F-35B, то его скромного боевого радиуса в 800 километров может не хватить почти ни на что: проблемой в теории может стать даже относительно слабый противник типа Аргентины. Имеющая хорошую дальность (до 1000 километров) крылатая ракета JASSM-ER слишком велика для внутренних отсеков F-35B, так что носить ее он сможет только на внешних держателях, что нивелирует малозаметность. Малогабаритная крылатая ракета SPEAR не может похвастаться очень большой дальностью вовсе, а более дальнобойная норвежская Joint Strike Missile (JSM) оптимизирована под применение из внутренних отсеков F-35A и F-35C. В целом, технические ограничения не позволяют сделать отсеки F-35B такими же вместительными, как у других версий. Это серьезный минус, который непременно скажется на боеспособности кораблей типа Queen Elizabeth. Какой-нибудь небольшой боеприпас типа GBU-39 можно сделать еще меньше, точней или малозаметней. Но вот повысить дальность действия до уровня полноценной крылатой ракеты никак не получится.

Стоит ли это озвученных шести миллиардов фунтов стерлингов? Вопрос, как минимум, сложный. Собственно, сам F-35B нельзя назвать плохой машиной. Он создавался для американских универсальных десантных кораблей с их малым пространством на палубе, где альтернативы для версии «B» действительно нет. Поэтому, как уже справедливо ранее отмечали некоторые эксперты, F-35B стоит каждого цента, потраченного на него, даже если самолет сможет применяться только как штурмовик с ограниченными возможностями самообороны.

Однако размеры Queen Elizabeth могли подойти для «катапультных» истребителей, в частности, уже упомянутых F-35C. Пожалуй, самое удивительное в этой истории заключается в том, что далеко не новый французский авианосец, имеющий несравнимо меньшие, чем у «Королевы Елизаветы», габариты, имеет две паровые катапульты C-13F, изготовленные во Франции по американской лицензии. А палубный истребитель Dassault Rafale может похвастаться боевым радиусом 1400 километров, пусть даже и с применением ПТБ.

Стоит добавить и другую особенность британского корабля - весьма символическое оборонительное вооружение. Согласно ранее представленным данным, Queen Elizabeth оснастили тремя зенитно-артиллерийскими комплексами Phalanx CIWS, состоящими из РЛС и шестиствольной 20-мм пушки для стрельбы по низколетящим целям. Для отражения атак с моря корабль оборудовали четырьмя 30-мм автоматическими пушками DS30M, а также разными пулеметами. В этом смысле по сравнению с «Королевой Елизаветой» даже «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» выглядит невероятно защищенным кораблем. Вызывают вопросы применение двух надстроек на палубе: такое решение, как минимум, повышает шанс аварий при взлетах, посадках, а также маневрированиях на палубе, а кроме того, данная схема явно не делает корабль дешевле (впрочем, как уже говорили, это вообще не тот случай, где нужно экономить). Но эти трудности меркнут на фоне ограниченных возможностей авиагруппы Queen Elizabeth. С их учетом новые британские авианосцы выглядят так, словно у них протез вместо пресловутой «длинной руки». И рассчитывать на его замену не приходится.

МОСКВА, 29 июн — РИА Новости. В Минобороны посмеялись над словами британского министра обороны Майкла Фэллона о том, что Россия будет завидовать новому авианосцу ВМС Великобритании "Королева Елизавета". По словам представителя военного ведомства Игоря Конашенкова, корабль представляет собой лишь "удобную морскую мишень".

В понедельник новейший британский авианосец отправился в свое первое плавание. Корабль не покидал док с 2009 года, когда началось строительство.

"Королева Елизавета" — крупнейший корабль в истории военно-морских сил Великобритании. Водоизмещение авианосца составляет 65 тысяч тонн, а стоимость, по некоторым данным, достигает 3,5 миллиарда фунтов стерлингов.

Авианосец назван в честь королевы Елизаветы I, которая правила с 1558 по 1603 год.

Восторги Фэллона

Во вторник британский министр дал интервью The Telegraph , в котором не скрывал гордости за новый корабль.

Фэллон сравнил "Королеву Елизавету" с "Адмиралом Кузнецовым". При этом чиновник назвал российский авианосец "обветшавшим".

"Я думаю, русские будут смотреть на этот корабль с долей зависти", — заявил министр журналистам.

Глава оборонного ведомства добавил, что российские военные намерены "следить" за "Королевой Елизаветой". Руководство королевских ВМС уже пообещало использовать фрегат или эсминец в качестве эскорта для авианосца, а также поднимать с береговых баз вертолеты для поиска субмарин.

Ответ Минобороны

Игорь Конашенков, отвечая на слова британского министра, обвинил его в некомпетентности.

"Заявления главы британского военного ведомства Майкла Фэллона относительно превосходства внешней красоты нового авианосца над российским авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов" демонстрируют откровенное незнание им военно-морской науки. И прежде всего сути отличий "авиаматки", которым де-факто является британский авианосец, от авианесущего крейсера проекта 1143.5 "Адмирал Кузнецов", — отметил российский генерал.

По его словам, британский авианосец способен лишь выпускать самолеты, находясь в окружении боевых кораблей, судов обеспечения и подводных лодок.

"Поэтому, в отличие от авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", оснащенного зенитным, противолодочным и, самое главное, противокорабельным ракетным вооружением "Гранит", британский авианосец — всего лишь удобная крупногабаритная морская цель", — подчеркнул представитель Минобороны.

Нельзя сравнивать

Эксперт Центра стратегической конъюнктуры Олег Пономаренко заявил, что сравнивать российский "Адмирал Кузнецов" с "Королевой Елизаветой" некорректно.

"Это чисто политический момент: Великобритания построила новый корабль. Но прямое сравнение этих двух кораблей некорректно — не выходят они никогда один на один. Поэтому сталкивать их лбами, с военной точки зрения, неправильно", — сказал Пономаренко в эфире радио Sputnik.

Политолог также призвал британского министра говорить не о "красоте" кораблей, а об их боевых качествах.

"Наш крейсер обладает большей независимостью и на порядок лучше защищен в случае, если по какой-то причине эскортные корабли не смогут выполнять свои задачи: порядка 200 ракет размещено на "Адмирале Кузнецове" и еще 200 ракет ближнего действия — на комплексе "Кортик", плюс 12 ударных ракет — на случай, если понадобятся. Это очень серьезное вооружение. У "Королевы Елизаветы" есть подобные комплексы, но запас ракет несущественный. Это корабль для локальных конфликтов", — подчеркнул Пономаренко.

Проблемы "Королевы Елизаветы"

Эксперт: в заявлениях НАТО о России появилась новая тенденция Невозможно отрицать значительный прогресс, которого добилась РФ в военной сфере, заявил глава военного комитета НАТО Петр Павел. Эксперт Игорь Николайчук в эфире радио Sputnik расценил это заявление как миролюбивое признание.

The Telegraph выяснила, что у "гордости" британского флота хватает технических проблем. Особую тревогу у журналистов вызвала устаревшее программное обеспечение, которое используют моряки.

Издание пишет, что в диспетчерской комнате корабля на компьютерах установлена операционная система Windows XP. При этом корпорация Microsoft уже прекратила поддержку этой ОС: во время атаки вируса-шифровальщика Wannacry больше других пострадали именно пользователи Windows XP.

Перспективы "Адмирала Кузнецова"

Накануне заместитель главкома ВМФ России по вооружению Виктор Бурсук рассказал, что единственный российский авианосец "Адмирал Кузнецов" пройдет модернизацию, работы начнутся в 2018 году.

По словам вице-президента Объединенной судостроительной корпорации по военному кораблестроению Игоря Пономарева, предприятия ОСК готовы выполнить необходимую модернизацию.

"На ремонт ТАВКР (тяжелого авианесущего крейсера. — Прим. ред.) "Адмирал Кузнецов" контракта у нас пока нет. Есть представление по объему работ, и наши предприятия к ним готовы. После обновления крейсер может прослужить еще не менее 20 лет", — заявил он во время международного Военно-морского салона (МВМС-2017).

Британия давно не правит морями, роль глобальной морской державы десятилетия назад перешла к ее ближайшему союзнику — США. Америка располагает уникальным по своей мощи авианосным флотом, однако… летом прошлого года в присутствии королевы была разбита бутылка виски о борт самого большого в британской истории боевого корабля. В 2020 году авианосец Queen Elisabeth станет флагманом флота Ее Величества.

На авианосце предусмотрены четыре кухни и четыре большие столовые – все это будут обслуживать 67 членов экипажа. Кроме того, на борту расположатся больничная палата на восемь мест, операционная и кабинет стоматолога. Медицинский персонал будет насчитывать 11 человек.

Олег Макаров

В декабре 2013 года военно-морское издание Navy News написало о еще строящемся авианосце: «Точно так же накануне Олимпиады (летних игр 2012 года в Лондоне), когда балом правили любители мрачных прогнозов, внимание прессы было направлено на проблемы, срывы сроков, огромные затраты. И что мы теперь знаем? Игры прошли весьма неплохо… Вот и сейчас один лишь вид корабля заставит любого — даже закоренелого антишовиниста — гордиться мощью Британии!»


На авианосце предусмотрены четыре кухни и четыре большие столовые — все это будут обслуживать 67 членов экипажа. Кроме того, на борту расположатся больничная палата на восемь мест, операционная и кабинет стоматолога. Медицинский персонал будет насчитывать 11 человек.

Авианосцы? То что надо!

Что и говорить, корабль производит впечатление. Такие махины не спускают на воду со стапелей. 14 июля 2014 года сухой док неподалеку от города Розит (Шотландия) был наполнен водой, а затем аккуратно, с помощью нескольких буксиров 280-метровый авианосец вытолкали в море. До конца нынешнего года продлится дооснащение корабля. В 2016-м на борт поднимется экипаж и начнутся ходовые испытания. В 2017—2018 годах пройдут тесты палубной авиатехники — вертолетов и истребителей. Проект новейшего британского боевого корабля, а точнее говоря, класса кораблей — уже почти наполовину завершено строительство систершипа Prince of Wales («Принц Уэльский») — ведет свое начало с 1997 года. Тогда лейбористское правительство Тони Блэра подготовило Доклад по стратегической обороне, где была отмечена необходимость авианосного флота для страны. Авианосцы, по мнению руководства Соединенного Королевства, должны обеспечить ведение наступательных действий с воздуха в районах, где нет британских баз ВВС, или там, где они есть, но на начальной стадии конфликта еще не развернуты до полной функциональности. Также они способны выполнять задачи принуждения и сдерживания в горячих точках. Вместе с тем, в момент обнародования доклада британский авианосный флот представлял собой не очень впечатляющее зрелище. Доживали свой век легкие авианосцы класса Invincible, которые могли взять на борт всего 22 летательных аппарата (вертолеты и истребители вертикального взлета) и по водоизмещению в разы уступали не только американским гигантам класса Nimitz, но и французскому атомному флагману Charles de Gaulle. В рамках доклада, таким образом, было намечено строительство двух авианосцев водоизмещением до 40 000 т, способных нести на борту 50 летательных аппаратов.


Снимок, сделанный с высоты, помогает понять, насколько в действительности огромен новый авианосец. На его палубе смогли бы разместиться четыре лайнера Boeing 747, поставленные в ряд. Высота корабля от киля до вершины мачты — 56 м. Это выше Ниагарского водопада.

25 января 1999 года объявили тендер на проработку оценочной фазы проекта, контракт на строительство был подписан в 2007 году, а резка металла под QE началась в 2009-м. Корабль строил консорциум, в который входит британский военно-промышленный концерн BAE Systems, британская компания Babcock Marine, а также французский Thales. В общем, эпопея длилась довольно долго, и не только потому, что спроектировать и построить такого гиганта — дело небыстрое, но из-за бурных политико-экономических дебатов вокруг изначально дорогого и постоянно дорожавшего проекта.


Авианосцы класса Queen Elisabeth практически в три раза превосходят по водоизмещению прежнее поколение британских авианосцев класса Invincible, однако в полтора раза уступают американским атомным гигантам класса Nimitz и Gerald R. Ford. Также QE со своими 64 000 т водоизмещения превосходит атомный авианосец Charles de Gaulle (Франция, 42 000 т).

Клубок сомнений

Одной из важнейших проблем, в которой соединились военно-технические и экономические аспекты, стал выбор палубного истребителя. На авианосцах класса Invincible Британия использовала Harrier — самолет с вертикальным взлетом собственного производства, но он, увы, безнадежно устарел. Когда в Британии начали делать первые шаги к реализации нового авианосного проекта, за океаном была близка к завершению программа создания многофункционального истребителя 5-го поколения Joint Strike Fighter, в рамках которой конкурировали конструкции X-32 от Boeing и X-35 от Lockheed Martin. В 2001 году Великобритания стала партнером программы и также получила право голоса в вопросе окончательного выбора конструкции. Как известно, победу одержал проект Lockheed Martin, который отныне стал называться F35 Lightning II. В 2002 году английское военное ведомство объявило, что в качестве летательного аппарата с фиксированным крылом для будущих авианосцев выбран F35 в модификации «B».


Традиционный способ строительства корабля — от килевой балки до верхней палубы — сейчас при создании больших кораблей заменен на модульную сборку. Именно так, из больших модулей, сваривают теперь авианосцы, контейнеровозы и супертанкеры.

На практике это означало, что англичане остановились на схеме STOVL: базирующиеся на авианосцах самолеты будут взлетать с укороченным разбегом и садиться вертикально (как раз для такого режима эксплуатации построен F35B). Для взлета после укороченного пробега в конструкции QE предусмотрен трамплин, который типичен для авианесущих кораблей советского производства, но совершенно нетипичен для авианосцев США. Впрочем, хоть «британец» и короче «Нимицев» (280 м против 333), конструкция палубы QE позволяет оборудовать ее под взлет и посадку обычных палубных истребителей. В 2009 году в британском руководстве обсуждался вариант оснащения обоих авианосцев (или одного из них) катапультой (возможно, новейшей электромагнитной, которую американцы поставили на авианосец Gerald R. Ford) и аэрофинишером. Это позволило бы заменить истребители F35B на F35С — более дешевые и при этом имеющие больший радиус действия и большую полезную нагрузку. Однако, посчитав, во сколько обойдутся катапульта и аэрофинишер и как это скажется на и без того растянутых сроках, военные все же вернулись к первоначальному варианту. Впрочем, срок службы авианосца оценивается в 50 лет, и дооснащение его оборудованием для взлетов и посадок обычных палубных самолетов вроде того же F35C в будущем не исключается.


До последнего времени была неясна судьба систершипа «Королевы Елизаветы» — авианосца Prince of Wales. В 2010 году вышел новый правительственный доклад, посвященный вопросам обороны и безопасности, где говорилось о том, что наверняка на вооружение поступит лишь один из двух кораблей. Строительство второго может быть заморожено, с тем чтобы при необходимости быстро его достроить. Рассматривался также вариант продажи «Принца Уэльского» одному из союзников по НАТО. Однако покупателя, похоже, не нашлось, а отмена контракта могла обойтись британскому налогоплательщику еще дороже, чем достройка корабля, — по причине неустоек. Точку (на сегодняшний день) поставил британский премьер Дэвид Кэмерон, объявив в минувшем году, что «Принцу Уэльскому» во флоте ее величества быть.

Как уже говорилось, никогда прежде Британия не строила такого крупного военного корабля. В соответствии с современными тенденциями в кораблестроении сначала собирали крупные модули, а затем их сваривали в единую конструкцию. Для строительства модулей пришлось задействовать семь верфей четырех компаний в разных городах, и лишь одной из этих верфей — в Розите — досталась финальная сборка.


Поскольку отдельные модули для QE строились на разных верфях в разных городах Великобритании, доставлять их в шотландский Розит приходилось по воде. Главной технической сложностью стало точное позиционирование гигантских модулей при сварке.

Корабль-стадион

Разумеется, в этом корабле XXI века воплотилось множество самых современных технологий. Например, повышена его живучесть за счет распределенной системы генерации энергии. В качестве силовых установок, вращающих два 30-тонных винта, выступают четыре 20-мегаваттных электродвигателя Converteam. А вот электричество на борту вырабатывают сразу шесть машин: два газотурбинных двигателя Rolls Royce Marine Trent MT30 и четыре дизель-генератора Wartsila — все это общей установленной мощностью 109 МВт. Несмотря на большие размеры корабля, от атомной энергетической установки решили отказаться (в основном по экономическим причинам). При этом запас топлива обеспечивает кораблю запас хода 19 000 км.


Благодаря высокому уровню автоматизации кораблем управляет сравнительно небольшой экипаж — 679 человек. Правда, когда на корабле будет размещена авиационная составляющая, эта цифра вырастет до 1600.

У QE есть одна конструктивная особенность, которая бросается в глаза даже при беглом взгляде на корабль: здесь не один, а два «острова». В одном из них размещен капитанский мостик и центры управления авианосцем, другой выполняет функцию диспетчерской башни — оттуда будут руководить полетами. На летной палубе шириной 70 м можно поставить 24 F-35B, а если ее заставить людьми, то можно уместить 96 000 человек, как на гигантском футбольном стадионе. Предполагается, что всего летательных аппаратов — истребителей и вертолетов — на борту будет 40 с возможностью добавления еще одного десятка. Из сорока 24 единицы приходятся на F35B — остальные на ударные и разведывательные вертолеты, например типа AW101 Merlin и AW159 Wildcat. В стандартной ситуации на палубе постоянно будут находиться 12 истребителей. При необходимости увеличить их количество дополнительные машины можно будет поднять с ангарной палубы — для этого существует два лифта. Скорость подъема — один самолет в минуту. Под верхней палубой находится еще девять. Водоизмещение QE составляет 64 000 т, что более чем на 20 000 т превышает первоначально запланированные показатели.


Авианосец насчитывает около 3000 помещений, и внутренние площади его огромны. Когда все работы будут закончены, краской будет покрыто 1 500 000 квадратных метров поверхностей. На борту корабля будет работать опреснительная установка, выдающая 500 т пресной воды в день.

Поскольку авианосец передвигается под защитой ударной группы, его собственное вооружение можно назвать почти символическим. QE будет оснащен как минимум тремя зенитно-артиллерийскими комплексами Phalanx CIWS, состоящими из двух РЛС и шестиствольной 20-мм пушки для стрельбы по низколетящим целям — самолетам, БПЛА, дозвуковым крылатым ракетам. Для отражения атак с моря на корабле установят 30-мм автоматические пушки DS30M, а также шестиствольные «миниганы» под патрон 7,62 мм, построенные, как и зенитная пушка, по схеме Гатлинга. Сообщают, что авианосец оборудуют «дальнобойным» 3D-радаром, который сможет держать под наблюдением одновременно до 1000 целей и отслеживать полет объекта размером с теннисный мяч, мчащегося со скоростью до 3000 км/ч.


Весомый довод

Для непосвященных любой большой корабль — настоящий Кносский дворец, в котором легко заблудиться. На QE около 3000 помещений на десятке палуб — как в них ориентироваться посетителю или члену экипажа из новичков? Понятно, что никакая спутниковая навигация в трюме авианосца работать не будет. Но выход нашли: была создана система Platform Navigation, которая может быть установлена, например, на смартфон. При этом по всему кораблю размещено 3600 QR-кодов. Достаточно навести камеру смартфона на ближайший из них, ввести в окно поиска нужное место на корабле, и программа услужливо прочертит самый короткий или самый удобный путь. Вот такие новейшие технологии.

Но все же зачем Британия потратила и еще потратит огромные деньги (общая стоимость двух кораблей £6,2 млрд) на эти орудия «проекции силы»? Только ли ради гордости всех, включая антишовинистов? Вот как отвечает на этот вопрос старший морской офицер авианосца Queen Elisabeth Саймон Петитт: «Те, кто сомневаются в нужности авианосца, не понимают, что значит быть глобальным игроком во время войны, в мирное время или в период гуманитарных операций. В конце концов, как страна может доказать серьезность своих планов и амбиций? Это главный вопрос, связанный с авианосцами. Ведь авианосец способен подкрепить слова лидеров государства своим присутствием и, если надо, подтвердить их делом».

credit: BAE Systems
Королевский морской флот Великобритании вскоре официально пополнится крупнейшим военным кораблем за всю историю страны — авианосцем HMS Queen Elizabeth . Сегодня будущий флагман ВМС отправился из Розифа в Шотландию в свое первое шестинедельное морское плавание, чтобы провести первоначальные испытания всех фундаментальных систем корабля. Длина авианосца составляет 280 метров, ширина — 70 метров, осадка — 11 метров, площадь палубы — 16000 кв.м., корабль развивает максимальную скорость 46 км/час. Благодаря современным технологиям и автоматизированным системам, для управления авианосцем HMS Queen Elizabeth требуется значительно меньшее количество экипажа по сравнению с другими кораблями такого класса.

HMS Queen Elizabeth — крупнейший авианосец за пределами США

В сегодняшнем испытании приняло участие примерно 700 членов экипажа, все они жили на корабле в течение последних двух недель, тренируясь выполнять все необходимые задачи, как будто авианосец уже был в море. По утверждению Министерства обороны, после завершения начальных испытаний, которые будут оценивать скорость, маневренность и вооружение корабля, авианосец HMS Queen Elizabeth вернется в Розит для последнего этапа тестирования и технического обслуживания. После этого, в конце 2017 года, он отправится на юг в порт Портсмута для официального перевода в состав ВМФ Великобритании. После того, как все воздушные экипажи и королевские морские пехотинцы будут доставлены на борт, количество служащих на авианосце увеличится до 1600 человек.


credit: BAE Systems

Адмирал сэр Филипп Джонс, первый морской лорд и начальник военно-морского штаба, так оценил это событие:

«Это очень важный момент для Королевского флота, для наших Вооруженных Сил и для нашей островной нации. HMS Queen Elizabeth станет крупнейшим авианосцем в мире за пределами Соединенных Штатов, и первым кораблем, с самого начала предназначенным для эксплуатации истребителей пятого поколения. Уже сегодня он представляет собой лучший технический и инженерный опыт Великобритании. На долгие десятилетия этот авианосец станет символом нашей военной мощи и авторитета во всем мире. Именно с HMS Queen Elizabeth, без сомнения, начнется новая эра британской морской власти».


credit: BAE Systems
credit: BAE Systems
credit: BAE Systems
credit: BAE Systems
credit: BAE Systems

Авианосец Queen Elizabeth официально вступил в состав ВМС Великобритании December 8th, 2017

7 декабря 2017 года в Портсмуте состоялась торжественная церемония вступления в состав Королевских ВМС Великобритании авианосца R 08 Queen Elizabeth . На корабле был поднят британский военно-морской флаг. На церемонии присутствовали королева Великобритании Елизавета II и принцесса Анна. Авианосец Queen Elizabeth является самым большим кораблем британского флота в истории (проектное полное водоизмещение 70600 тонн).


Вступивший в состав Королевских ВМС Великобритании авианосец R 08 Queen Elizabeth. Портсмут, 07.12.2017 (с) РА

Queen Elizabeth был введен в состав Королевского флота по завершении второго этапа морских испытаний, проходивших у побережья Южной Англии с сентября 2017 года.

Строительство авианосца Queen Elizabeth осуществлялось с 2009 года консорциумом Aircraft Carrier Alliance со сборкой корабля из секций в сухом строительном доке предприятия Вabcock Marine в Розайте (бывшая военно-морская верфь Rosyth Dockyard, приватизированная в 1997 году). В состав Aircraft Carrier Alliance входят также Thales (проектант), BAE Systems Surface Ships, A&P Group и Cammell Laird (эти три компании, наряду с Вabcock Marine, изготавливали секции корпуса). Церемония крещения корабля была 4 июля 2014 года, а 17 июля 2014 года авианосец был выведен из строительного сухого дока розайтской верфи.

Корабль впервые в море на заводские ходовые испытания 26 июня 2017 года из Розайта. По завершении этапа заводских ходовых испытаний авианосец перешел для продолжения морских испытаний к месту своего постоянного базирования в Портсмут, куда 16 августа 2017 года.

Испытания вертолетов на корабле были начаты уже в июле 2017 года, второй этап этих испытаний будет начат в декабре. Испытания палубных самолетов F-35B на авианосце будут начаты в конце 2018 года у побережья США. Достижение кораблем и авиагруппой начальной боеготовности сейчас ожидается в 2021 году, а полной боеготовности - не ранее 2023 года. Штатный состав авиагруппы корабля в "океанском" варианте должен составлять 24 истребителя F-35B, девять противолодочных вертолетов Merlin и четыре или пять вертолетов Merlin в варианте ДРЛО.

После вывода Queen Elizabeth из строительного дока Вabcock Marine в Розайте в том же доке с конца 2014 года ведется сборка второго корабля - R 09 Prince of Wales, секции которого изготавливаются с 2011 года. Второй авианосец, предположительно, будет выведен на заводские ходовые испытания в 2019 году.


Церемония вступления в состав Королевских ВМС Великобритании авианосца R 08 Queen Elizabeth. Портсмут, 07.12.2017 (с) ВМС Великобритании